×
477.45
527.1
5.24
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
477.45
527.1
5.24

Чем ваххабиты отличаются от салафитов, или Как ислам влияет на государственную политику

Коллаж Ulysmedia

Время от времени тема религии становится «модной», особенно, когда появляется ее негативный контекст. Казалось бы, в стране нет ярко выраженных радикалистских течений, отравляющих жизнь простым верующим и людям, далёким от религии. Но все же не стоит забывать, что в светском государстве есть силы, которые своим «правильным» видением ислама вносят смуту в неокрепшие умы. Чем это может грозить Казахстану, попытался разобраться Ulysmedia.kz.

Историческая справка

Начнем с того, что казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского толка.

По версии исследователей, распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х века ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х веке Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) «Кудатгу билик», в котором получила отражение мусульманская идеология.

Однако обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

Екатерина Вторая и ислам

Как это бывает, всегда находятся люди, которые считают, что именно их видение тех или иных процессов является единственно правильным и обоснованным. Не обошло это и нас. Некоторые и служители культа, и простые верующие говорят, что казахский ислам – неправильный ислам, и нам нужен чистый, настоящий арабский ислам. Эта инициатива, как писал поэт и публицист Арон Атабек, в основном, исходит от имамов, получивших образование в арабском мире. По их мнению, «чистый арабский ислам – это “ваххабизм”,

официальная религия Саудовской Аравии, родины Пророка Мухаммеда». Тем самым отвергаются или нивелируются святые понятия для казахов, такие как аруак, нет поклонения земле, воде, небу, нет почитания святых – аулие, сакральных мест, мазаров, зиратов и т.д.

Все вышеперечисленные действия подпадают под понятие «ширк» – многобожие, уклонизм.

Интересный факт: поскольку тогда Степь находилась под российским протекторатом, во второй половине 18 века специальным указом русская императрица Екатерина Вторая ввела ислам в ранг официальной религии казахов.

Ханафитский мазхаб

Мазхаб – мусульманская правовая школа. Ханафитский мазхаб – это доминирующе течение суннитского ислама в Казахстане. Основан Абу Ханифой (699–767) и стал одной из четырёх канонических богословско-правовых школ в исламе. Мазхаб Абу Ханифы, по-видимому, стал преобладать на территории современного Казахстана в XIII—XV веках.

Заметим, и во времена тоталитарно атеистического Советского Союза мусульмане Казахстана следовали ханафизму, впрочем, «следовали» – будет громко сказано, так как любой поход в мечеть для совершившего его как бы считался подвигом в стране, не терпящей никакой идеологии кроме коммунистической.

Направления в суннизме

В суннизме четыре основных направления или мазхаба – ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений ислама. Между представителями разных течений ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % - преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

По мнению суннитов, законными преемниками Пророка Мухаммада являлись первые четыре праведных халифа (Абу Бакр, Умар, Усман и Али).

Одно и то же

Чтобы было понятнее, поясним, кто-то любит джаз, другой – рок, третий – диско. Или один выбирает бешбармак, другой – пиццу, третий – плов. Казалось бы, предпочтения разные. Но в первом случае объединителем выступает музыка, во втором кулинария, и у каждого направления свои приверженцы.

Еще одна интересная вещь, связанная с понятиями салафизм и ваххабизм. Почти все, в том числе активно верующие, разделяют эти течения, придавая каждому их них самостоятельность. На деле же это одно и то же, с разными названиями.

Ваххабизм, как утверждают эксперты, – это не есть религия, а некий ее суррогат, основанный на политических амбициях радикалистского толка.

Если еще проще, то ваххабизм - это политический термин, а салафизм – это теологический термин. Казахстанских ваххабитов можно отнести к умеренным радикалам.

Саудийское начало

Как пишут антагонисты течения, салафизм берет начало в Саудовской Аравии и демонстрирует пугающую тенденцию к неуклонному распространению по всему миру. Он – часть глобальной мировой сети экстремистско-террористического толка, имеющей два мощных крыла – религиозно-политическое и боевое.

В октябре 1973 года, когда цены на нефть выросли сразу в четыре раза, это обогатило Саудовскую Аравию и укрепило ее позиции в арабском и исламском мире. В Джидде была создана Организация исламская конференция – ОИК (аналог ООН для исламского мира), а при ней – Исламский банк развития (ИБР) – инструмент финансового воздействия ваххабитов на мусульманские страны. Заметим, что Казахстан состоит в ОИК, а ИБР достаточно активно присутствует в нашей стране.

Ваххабизм в Казахстане

По открытой информации, истоки ваххабизма в Казахстане таковы: он начал проникать в страну еще в начале независимости. В девяностые годы молодежь за религиозным образованием стала выезжать в арабские страны и там некоторая ее часть попала под влияние различных идеологий, в том числе ваххабизма. Естественно, что по окончании учебы молодежь, вернувшись в Казахстан, начала пропагандировать экстремистские религиозные убеждения.

Поначалу представители ваххабизма в Казахстане, отучившиеся в арабских странах, занимались открытием благотворительных фондов, организацией религиозных и языковых курсов, завоевывая тем самым расположение неокрепших еще умов. Но и внутри самих салафитов существуют разногласия и течения, которые имеют разный подход к его целям и трактовкам.

Сами салафиты (ваххабиты) подразделяются на суруритов, мадхалитов, джихадистов (такфиритов). Последних относят к крайним радикалам, Казахстан они именуют не иначе как «Кафирстаном» (Страной неверных).

Как замечают некоторые исследователи, все названные группы, неважно, проповедуют ли они умеренность в навязывании своих взглядов или же агрессию, – несут угрозу Казахстану и его национальной идентичности. Ваххабиты отрицают всю предыдущую историю и опыт казахского народа в исламе.

«Ислам без мазхабов»

Ваххабитов также называют салафитами, так как это практически одно и то же с точки зрения идеологии – они последователи раннего, фундаменталистского ислама, к ним условно можно отнести и последователей суннитского радикального движения «Братья-мусульмане». У них есть свои доктрины и особые обряды, многие из которых противоречат фундаментальным положениям ислама.

Чтобы объяснить все теологические хитросплетения этого учения, понадобится не один день и площадь в миллионы печатных знаков, но, если вкратце, ваххабиты-салафиты отвергают все тексты исламского закона в их традиционном изложении, за исключением Корана, и создают новый шариат, то есть пытаются ввести в действие новый ислам.

На всех общеисламских конференциях ваххабиты-салафиты поднимают лозунг «ислам без мазхабов», тем самым признавая верховенство только своей идеологии

Таким образом, из вышеизложенного достаточно ясно, что ваххабизм-салафизмэто не ортодоксальный ислам, коим являются суннизм и шиизм. Он представляет собой достаточно новое направление сектантского ислама, который по форме и содержанию резко отличается от настоящего ортодоксального ислама. При этом, опираясь на огромные финансовые ресурсы Саудовской Аравии и Катара, ваххабиты, маскируясь под суннитов, пытаются создать ваххабитский халифат из арабского мира.

Отрицание традиций

Большая часть салафитов в Казахстане категорически отрицают казахские национальные традиции (например, в одежде), считая их бидъатом (недозволенное новшество) или ширком. Или, к примеру, после похорон близкие родственники ездят на кладбище и читают молитву. Ваххабиты считают это поклонением памятнику, а не Аллаху, и таких людей считают кафирами.

Как пишет публицист, исследователь религии Анатолий Несмиян, создатель идеологии ваххабизма Мохаммед аль-Ваххаб, по свидетельству богословов, не внес в ислам абсолютно ничего нового.

Но подошел к задаче предельно утилитарно: он писал государственную идеологию для создаваемого в Аравии первого государства аль-Саудов. Все цитаты и все его размышления имели одну-единственную цель: обосновать право династии Саудов на престол и ничего иного. А там, где борьба за власть, там нет места сантиментам, поэтому ваххабизм жестко делит окружающее пространство на друзей и врагов. Причем, друзей всегда мало, и они в любой момент могут стать врагами.

«Партия бородачей»

Говоря о салафитах (ваххабитах) в Казахстане, посвящённым сразу же на ум приходят имена племянника Нурсултана Назарбаева Кайрата Сатыбалды, его друга, экс-депутата мажилиса Бекболата Тлеухана, бывшего руководителя республиканского телеканала «Асыл арна» Тазабека и др.; о них был сказано-пересказано много. Но все обычно шли за следствием, не затрагивая особо причин.

А вообще интересно, генерал-майор КНБ Кайрат кажы Сатыбалды в своё время разворачивает по всей стране крупномасштабное политическое движение «Ак Орда». Цель была одна – собрать побольше своих «единоверцев».

   - Хочу в свои ряды собрать братьев... Это движение объединяет праведных людей. В будущем на основе движения может появиться партия. А потом можно выдвигать наших членов кандидатами в депутаты парламента, - заявил в одном из своих выступлений Кайрат кажы.

Со временем движение переросло в партию «Мой Казахстан», однако в народе ее именовали «партией бородачей». Однако потом дядя, несостоявшийся елбасы, видимо, понял, что партия набирает силу и может угрожать личной власти, и «выписал ей тормоза». Как в свое время то же самое проделал с партией своей дочери Дариги – «Асар».

Интрига депутата

Заметим, недавно депутат мажилиса Ермурат Бапи прямым текстом заявил:

    - Кайрат Сатыбалды не пошел бы на распространение радикализма без одобрения и поддержки своего дяди – Нурсултана Назарбаева. В обществе бытует мнение, что в начале 2000-х годов эти течения пришли вместе с Назарбаевым. В ваххабизме есть такой канон – не идти против своего главы государства, и именно это использовалось нашими властями в своих собственных интересах.

Не менее интригующе высказался в октябре 2023 года другой депутат – Казыбек Иса, который отметил, что в 2011 году призывы к борьбе с радикалами поддержали все государственные органы, кроме… Комитета национальной безопасности.

Сын «серого кардинала»

Примерно в одно время с Кайратом Сатыбалды «религиозного конька» пытался оседлать Асылбек Мусин, сын экс-руководителя администрации президента Аслана Мусина, которого тогда называли «серым кардиналом». Так вот, младший Мусин объявил о новообразованном религиозном движении коранитов в Казахстане, и поначалу туда люди потянулись.

Доходило даже до того, что со своими лекциями он выступал перед сотрудниками… КНБ.

Основоположник секты коранитов, которая не принадлежит ни к суннитскому, ни к шиитскому направлениям в исламе, – египетский учёный Ахмед Мансур. В мае 1985 года доктор Мансур был отстранен от преподавательской деятельности в Аль-Азхаре – старейшем мусульманском духовном университете, расположенном в Каире. Богословы вынесли фетву (решение), изобличающую истинную суть его религиозных взглядов, обвинив его в отступлении от основных принципов ислама и соблюдения Сунны – свода рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, представляющих собой объяснения и дополнения к Корану.

В 2002 году Ахмед Мансур эмигрировал в США.

Похожи на масонов

Как определяли эксперты, одни из ключевых качеств казахстанской общины коранитов – глубокая степень законспирированности и институт коллективной ответственности. Так, каждый новый член секты разделяет ответственность за свою благонадёжность с человеком, его порекомендовавшим. И даже в этом случае новичку предстоит пройти целый ряд проверочных этапов и работы на низовом уровне, пока ему будет доверена серьёзная работа. Все это напоминает структурную деятельность масонских лож.

Однако, как говорили сами участники движения, данные проверки имеют свой бесспорный плюс: на выходе преданных членов секты ожидают серьёзные социальные гарантии в виде трудоустройства на ключевые позиции – Nota bene! – в администрации президента, органах государственного управления, национальных компаниях, государственных холдингах и знакомство с влиятельными персонами.

Подрыв устоев

Сейчас деятельность исламских сект и течений приутихла, скорее всего это связано с тем, что их духовные «вожди» или отбывают наказание, или отошли в мир иной, или, как следствие, притаились в ожидании Годо – своего «халифатского часа».

На этот счет у депутатов мажилиса информации несравненно больше. Наверное, не зря весной народный избранник Ермурат Бапи многозначительно намекал, что осенью предстоят значительные изменения в закон, связанный с религиозной темой. До этого он заявил, что малый бизнес в ряде регионов, особенно связанный с рыночной торговлей, захватывают ваххабиты – приверженцы радикального исламского течения – салафизма.

В своем обращении к премьер-министру и главе КНБ депутат отметил, что в последние несколько лет чуждые Казахстану течения ислама угрожают подрывом сложившихся в обществе социально-бытовых устоев.

«Ядовитый» старый Казахстан

По мнению депутата, салафиты начали разрушать общество и бросать вызов государственной целостности, выступать против традиций национального единства и развития казахского народа, против сложившегося за тысячелетия исламского образа жизни казахов. Ермурат Бапи опасается, что эта радикальная религиозная тенденция приобретает политический характер. Радикальные исламисты, пользуясь недостаточной религиозной образованностью людей, пытаются прививать ложные духовные ценности и чуждые традиции.

    - К сожалению, такие ядовитые исламские секты активно распространяются в ряде регионов страны: в Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Улытауской, Алматинской областях. Это говорит и о том, что на местах есть представители власти, которые поддерживают развитие радикальных сект. Ни для кого не секрет, что в самой государственной власти есть высокопоставленные государственные служащие, которые поддерживают пропаганду ваххабизма и чуждых течений. Если это не просто слухи, а реальная ситуация, то наша государственность находится под угрозой, – заявил депутат.

Бапи связывает угрозу казахскому национальному развитию с отдельными представителями «старого режима», которые пропагандируют идеи радикального ислама и желанием разделить страну на враждующие социальные группы ради собственных интересов, впрочем, не называя имен.

    - Сегодня тот же "Старый Казахстан" намерен растоптать "Новый Казахстан" через религиозную идеологию, чуждую казахским национальным традициям, – уверен депутат.

Ультраправые в госаппарате

Примечательно, что эскапада Ермурата Бапи прозвучала почти сразу вслед за заявлением заместителя председателя КНБ РК Руслана Сейсембаева, который в сентябре 2023 г. заявил:

    - Согласно экспертным оценкам, в интернете насчитывается до 10 тысяч функционирующих экстремистских электронных площадок. Через соцсети и мессенджеры создается обмен данными, распространение экстремистских материалов, а также управление террористической деятельностью.

После этих заявлений эксперты посчитали, что почти одномоментные освещения текущей религиозной ситуации есть начало масштабной кампании по искоренению салафизма (ваххабизма) в государстве.

   - Видимо, государственная и межгосударственная аналитика показывает какой-то ощутимый рост рисков от чересчур активных религиозных течений, готовых переходить от мирной теории к вооруженной практике, – замечает политолог Газиз Абишев. При этом он акцентирует внимание на том, что приверженцы ультраправых религиозных взглядов есть в Казахстане и в самом государственном аппарате.

Динара и исмаилиты

Примерно в те же годы в Казахстане пытался закрепиться принц, глава исмаилитов Карим Ага Хан IV, который несколько раз встречался с Нурсултаном Назарбаевым. Повод был благой – строительство в Текели Университета Центральной Азии (УЦА), на который, как было объявлено, принц выделит 250 млн. долларов.

    - Я выразил надежду на дальнейшее развитие сотрудничества с Казахстаном во всех сферах, – отметил К. Ага Хан.

Однако депутатов парламента обеспокоили некоторые аспекты проекта. В частности, экс-депутата Бекболата Тлеухана насторожила близость вуза к китайской границе и наличие собственной охраны студенческого городка. Впрочем, по нашему мнению, это было лишь ревностным предлогом для попытки низведения нового течения в РК в угоду своему.

В теологическом понимании исмаилиты, относящиеся к мусульманскому меньшинству (шиитам) считают, что Бог недоступен пониманию обычного верующего и реальным воплощением мирового разума являются пророки Адам, Авраам (Ибрахим), Ной (Нух), Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса), Мухаммед и Исмаил. При этом они считают, что при каждом пророке были имамы, которые разъясняют сокровенный смысл проповедей пророков. Они убеждены, что перед Судным днем человечеству явится Спаситель, последний и сокрытый имам – Махди.

В 2019 г. швейцарский журнал Bilan сообщил, что средняя дочь экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева приобрела в альпийской стране знаменитый замок «Бельрив». А по счастливому как всегда для этой семьи совпадению обстоятельств, она купила его у принца Садруддина Ага Хана – дяди лидера исмаилитов мира Шах Карима ал-Хусейна Ага Хана IV.

По нашим данным, университет в Текели так и не был построен.

Тишина лишь на время

Прокомментировать некоторые моменты этого материала мы попросили исследователя религии Турарбека Кусаинова.

   - Несмотря на то, что есть официально объявленный мазхаб в Казахстане, он сращён именно с салафитами, – говорит Кусаинов.

По его словам, в самом ДУМК есть очень много имамов, подверженных салафитскому влиянию и риторике, хотя они внешне прикрываются ханафитским мазхабом.

   - Я думаю, что на 80% они салафиты, так как я был имамом, я это хорошо знаю, – убеждён теолог.

Тем не менее успокаиваться не надо, предупреждает Турарбек.

   - Они после кантарских событий сейчас более-менее успокоились, но ресурсы с миллионами подписчиков есть, – говорит религиовед, и приходит к неожиданному выводу:

   - Это тишина на время, потому что им мешает российская власть, Путин поддерживает сейчас нашу политическую власть, но, когда Путин ослабнет конкретно, сразу салафиты вновь поднимут голову.

По его словам, у нас во власти, в госорганах очень много салафитов, но они себя открыто не позиционируют.

Религия – мощнейший инструмент

Официально у нас религия отделена от государства, но она является мощнейшим инструментом воздействия на людей.

Также, и это не секрет, государственные органы контролируют религиозные организации и их деятельность, чтобы предотвратить радикализацию. Важно отметить, что такие действия могут вызывать различные реакции в обществе, от поддержки до сопротивления, и могут иметь долгосрочные последствия для политической стабильности и социальной гармонии.

Новости партнеров