За резонансным делом об убийстве студента КарГУ им. Букетова Нуржана Берика с марта наблюдает вся страна. И вот сегодня, 19 августа 2024 года, судья Казыбекбийского районного суда Караганды Алексей Ан поставил точку в резонансном разбирательстве – вынес приговор 26-летнему Сабуру Нуритдинову. Это он в ночь на 30 апреля 2023 года одним ударом лишил жизни 19-летнего парня. Подсудимый был осужден к 8 годам лишения свободы в исправительном учреждении средней безопасности.
Однако родители погибшего уверены: акт правосудия далек от полноты и справедливости. После судебного процесса они публично заявили: приговор Нуритдинову слишком мягок, более того, они считают, что их сын стал жертвой преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, и на скамье подсудимых должны были сидеть пятеро человек.
На чем основано это убеждение, родители Нуржана Берика и их адвокат рассказали журналисту Ulysmedia.kz.
Случайная встреча
По словам родителей погибшего, 29 апреля прошлого года для их сыновей – Армана и Нуржана – был знаменательный день. Старший, Арман, успешно защитил диплом в Центральной Казахстанской академии и окончил обучение в магистратуре, а Нуржан на «отлично» сдал нормативы военной кафедры КарГУ.
- Арман постоянно живет в Астане, поэтому приехал в Караганду на защиту 28 апреля, - вспоминает отец парней Жастилек Рыспеков.
- В течение дня сыновья навещали родных, гуляли по родному городу, а поздно вечером собирались вместе выехать в Астану. К несчастью, мы их отговорили и попросили отложить поездку до утра. Если бы знать, чем это обернется! Естественно, настроение у ребят было приподнятым, вечером наши дети решили заехать в рестобар TEDD, там пробыли чуть более одного часа, а затем туда приехал Ерсин Макашев со своими друзьями.
Отец погибшего утверждает: три года назад, случайно встретившись в общей компании, Нуржан стал объектом агрессии со стороны более старшего Ерсина Макашева.
- Нуржану тогда было 15 лет, он дружил с одной девушкой, а она оказалась сестренкой Макашева. Тогда-то последний, увидев его, стал задираться, провоцировать конфликт. При второй встрече Нуржан спросил Ерсина, знает ли он его старшего брата, на что тот стал оскорблять Армана, хотя никогда его не видел и не был с ним знаком.
Новая встреча в баре обернулась очередной словесной перепалкой.
На следствии Арман Рыспек рассказал о событиях того вечера. По его словам, Нуржан сообщил старшему брату, что в заведении находится тот самый человек, который ранее плохо о нем высказывался. После этого к Арману подошел Макашев, который предложил поговорить на улице. Нуржан вышел вместе с ними. Когда он отправился на разговор с Ерсином, говорит Арман, он не допускал и мысли о драке, лишь хотел, чтобы Макашев больше не трогал его младшего брата.
Но для переполненного беспочвенными амбициями Ерсина, ситуация, судя по всему, выглядела иначе. Он воспринял это как вызов и решил наказать обоих братьев.
А «крыша» кто?
- Сегодня, после всех тех событий, которые нам пришлось пережить с момента гибели нашего сына, мы каждый день благодарим тех неизвестных нам людей, которые практически сразу же после трагедии распространили в соцсетях видео с камер наблюдения рестобара ТEDD, - говорит убитая горем мать погибшего Нуржана Айгуль Рахимбекова.
- Если бы не это обстоятельство, неизвестно, как бы сейчас повернулось дело. Возможно, и суда бы никакого не было.
Как утверждают родители погибшего, даже совершенно очевидные вещи, которые были на видеозаписи, на стадии досудебного расследования сотрудники правоохранительных органов проигнорировали, а отдельные видеозаписи - с камер наблюдения, установленных в помещении бара, с нагрудных жетонов полицейских, задержавших подозреваемых, и вовсе каким-то волшебным образом исчезли.
- У нас есть все основания полагать: это происходит из-за того, что один из фигурантов дела, который проходит как простой свидетель, но на самом деле был зачинщиком смертельного конфликта именно Ерсин Макашев - сын руководителя одного из отделов ДКНБ Карагандинской области Манаса Макашева, - заявил отец погибшего Нуржана Берик Жастилек Рыспеков.
- Более того, нашему адвокату звонил человек, который представился дядей Ерсина Макашева, сообщил, что он сотрудник генеральной прокуратуры и в скрытой форме пригрозил адвокату, что будет разбираться с ним «в правовом поле». Диктофонная запись этого разговора сохранилась, и в случае любого давления с той стороны мы ее обнародуем.
Еще на этапе следствия родители погибшего Нуржана написали массу жалоб и ходатайств относительно работы полицейских. Однако следствие упорно отстаивало свою линию – смертельный удар нанес их сыну Нуритдинов, все остальные – лишь свидетели, а никак не соучастники.
Видео не солжет
Вместе с тем видеозапись с камеры наблюдения перед рестобаром TEDD явно свидетельствует об обратном. На записи видно, как выходят Ерсин, Арман и Нуржан. Сначала они стоят и разговаривают, затем Арман подходит к Ерсину и протягивает руку для рукопожатия. Ерсин жмет руку Арману и отходит к краю проезжей части. Затем говорит что-то братьям, и те идут за ним. Судя по всему, братья были намерены попрощаться и разойтись, но Макашев настоял на продолжении разговора.
- Следует отметить, что на протяжении всего общения телодвижения и жестикуляция обоих братьев были абсолютно миролюбивы, без признаков агрессии, - анализирует видеозапись адвокат пострадавшей стороны Ширин Амиргалиева.
- Тогда как движения Макашева резки, самоуверенны, в них заметна скрытая агрессия и готовность к нападению.
Парни останавливаются у бордюра и возобновляют разговор. А в кадре появляются еще двое парней: первый - в футболке с надписью BOGNER, второй - в черной куртке с длинными рукавами с принтом NOTORIUS B.I.G. на спине. Следствие позже установит их имена – Олжас Айдарханов и Ахмет Садуллаев. Судя по их позам, разговор, происходящий между Макашевым и братьями, их очень заинтересовал. Некоторое время они стояли рядом и слушали. Затем Садуллаев приложил свой смартфон к правому уху и отошел в сторону рестобара, Айдарханов чуть позже последовал за ним, и они вместе вернулись на исходную позицию. Макашев прикоснулся правой рукой к плечу Армана, как бы приглашая отойти в сторону.
- Описанный эпизод дополнительно подтверждает, что Макашев не желал завершать разговор и специально увел братьев в более безлюдное место, затягивая время и выжидая, что прибудет помощь, - поясняет адвокат Амиргалиева.
– И пока Макашев уводил братьев в сторону трансформаторной будки, расположенной через дорогу, Айдарханов зашел в рестобар, а Садуллаев остался наблюдать за разворачивающимися событиями. При этом он звонил кому-то.
На 17-й минуте от начала записи из рестобара выходят быстрым шагом друзья Макашева – Сабур Нуритдинов, Алибек Тлемисов и Шарип Нурмагамбетов. Подойдя к разговаривающим, они неожиданно атакуют. Нуритдинов с ходу наносит неожиданный удар кулаком Нуржану в лицо. Парень, не ожидав нападения, отшатывается назад, а Нуритдинов пинает его в область живота. В это время старшего брата удерживает за руки Макашев. А Тлемисов тем временем дважды бьет Армана, не давая ему возможности прийти на помощь младшему брату.
Несостыковки и противоречия
- Первый же удар Нуритдинова, пришедшийся в носогубный треугольник Нуржана Берик, оказался смертельным, - говорит адвокат.
- Позже это показала экспертиза. Врачи скорой помощи, приехав на место, просто констатировали смерть. А компания, из-за которой произошла трагедия, быстро скрылась. Они сели в Lexus Макашева и уехали с места происшествия. Как позже они утверждали на допросах, у них вдруг возникли какие-то дела в аэропорту Астаны. Поэтому полиция задержала их за Темиртау.
Сами обстоятельства задержания, по словам стороны потерпевших, тоже весьма туманны и запутанны.
- В материалах дела имеются противоречащие друг другу по содержанию документы - протоколы об административных правонарушениях по факту неповиновения в отношении Нурмагамбетова и Макашева, рапорты задерживавших сотрудников, протоколы допроса сотрудников, - подчеркивает адвокат Амиргалиева.
- Одни сотрудники патрульной полиции УП Караганды сообщают, что авто с беглецами самостоятельно припарковалось у обочины, а другие сотрудники составляют рапорт и протокол об административном правонарушении – неповиновении водителя при остановке. Поскольку вся компания утверждала, что за рулем машины Макашева был Нурмагамбетов, соответственно, в отношении него и должен был быть составлен протокол об административном правонарушении. Однако первоначально протокол был составлен на Макашева, а Тлемисов в своих показаниях сообщил, что за рулем авто сидел его владелец – Макашев. Судя по всему, он и оказал неповиновение сотрудникам полиции при задержании, но его увели из орбиты уголовного преследования. Поэтому роль нарушителя взял на себя Нурмагамбетов.
Родители погибшего в своих жалобах неоднократно пытались обратить внимание соответствующих органов на то, что в сопровождении авто с подозреваемыми принимали участие сотрудники отдела по кражам, которых подняли из постелей «по звонку».
- Из материалов дела следует, что сотрудников полиции Отарбаева М.Н. и Жунисбекова Н.Н. разбудил звонком сотрудник ППП УП Караганды Оскенбек Р.Г. и попросил, чтобы они на «Ниве» перехватили авто Макашева. Нас очень интересует, почему оба сотрудника, не находясь на службе, вдруг согласились не по приказу или поручению руководства полиции, а по звонку Оскенбека, с которым они даже не в одном отделе работают, выехать на встречу авто с Макашевым и его компанией для дальнейшего его сопровождения? Почему эти три сотрудника полиции, которые не были даже на службе, оказали такое особое внимание Макашеву и его друзьям?
Вспомнить все…
Надо признать, «несостыковок» и разночтений в этом, казалось бы, очевидном деле, действительно хватает – для того, чтобы у родителей погибшего парня были все основания подозревать следствие в заинтересованности.
- Изначально дело по ст.106 ч.3 УК РК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности) было возбуждено по территориальности Центральным отделом полиции города Караганды, - говорит адвокат Ширин Амиргалиева.
- Но позже его передают в Управление полиции города Караганды. Подозреваемым признают Нуритдинова, а Макашев, Тлемисов и Нурмагамбетов приобретают статус свидетелей. Хотя, на наш взгляд, это преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору. И в нем Ерсин Макашев - организатор и пособник, а Тлемисов и Нурмагамбетов - пособники.
Большое сомнение в незаинтересованности следствия вызвал у родителей и защитников и тот факт, что сотрудники полиции не захотели принять во внимание тот факт, что Сабур
Нуритдинов имеет звание кандидата в мастера спорта по вольной борьбе, имеет награды и титулы в бойцовских единоборствах. Поэтому точно знал, куда и с какой силой бить, чтобы причинить максимальный вред жизни и здоровью.
- Нуритдинов наотрез отрицал свое спортивное прошлое, следствию была предоставлена справка из управления спорта о том, что он никогда не занимался в спортивных школах и не имеет наград, - возмущается адвокат.
- Однако на наш запрос в управление спорта пришел совсем другой ответ. Кроме того, мы отскринили посты из аккаунта клуба ЦСК, на которых Нуритдинов показан как призер разнообразных чемпионатов.
Криминальное прошлое
Родителям погибшего Нуржана Берик пришлось приложить немало усилий, чтобы провести альтернативное расследование. И то, что они узнали, нашло отражение во множестве жалоб во все возможные госорганы. Они и сейчас не теряют надежды на справедливость и собираются добиваться ее, сколько хватит сил.
- Поведение Макашева и его компании носило криминальный характер задолго до событий 30 апреля 2023 года, - говорит отец погибшего.
- Еще в начале января 2023 года в том же баре TEDD Нуритдинов нанес ножевое ранение Султану Байболову. А 5 января 2023 года Макашев жестоко избил одноклассника и друга нашего сына Нуржана – Нардана Жазыкбаева. Никто из пострадавших в органы правопорядка своевременно не обратился, очевидно, опасаясь за возможные последствия в виде преследований со стороны компании Макашева. После убийства Нуржана пострадавшие написали заявления, по ним были возбуждены уголовные дела. Также было возбуждено уголовное дело и в отношении Тлемисова, который беспричинно напал и избил нашего старшего сына Армана. Но в марте 2024 года, когда уже шел суд, нам стало известно, что все эти уголовные дела были прекращены еще в октябре 2023 года! Хотя следователь Жасулан Кенжетаев до последнего уверял нас в том, что приобщит их к основному делу.
Жастилек Рыспеков уверяет – в поисках справедливости ему пришлось дойти до руководства управления полиции и прокуратуры области. Везде его встречали с пониманием и сочувствием, обещали оказать полное содействие в объективном расследовании, но… результат налицо.
Каким он парнем был!
На оглашении приговора никто из молодых людей, по чьей вине погиб Нуржан, не выказал ни тени раскаяния. По словам убитых горем родителей, родственники фигурантов дела даже не попытались попросить прощения, а на суде вели себя вызывающе и своими показаниями очерняли образ их погибшего сына.
- Из всех троих наших сыновей Нуржан был самым добрым, заботливым, неконфликтным, - со слезами в голосе говорит мама убитого студента Айгуль Рахимбекова.
- Он учился на втором курсе экономического факультета КарГУ, был отличником учебы, активно участвовал в общественной и учебной жизни, возглавлял комитет по делам молодежи своего факультета. Являлся кандидатом на президентскую стипендию. В рамках университетских программ по обмену, как один из лучших студентов, Нуржан был направлен в КазГЮУ, где с сентября 2023 года должен был проходить обучение. До поступления в вуз Нуржан обучался в специализированной школе - лицее имени Н. Нурмакова. И все учителя, преподаватели не могут поверить, что он так нелепо погиб – по вине каких-то отморозков, прячущихся за спины высокопоставленных родственников.
Родители считают, что Нуржан, активно занимавшийся спортом, участник и призер первенств по боксу и борьбе джиу-джитсу, мог постоять за себя в ту ночь, но по своей порядочности и доброте просто не ожидал подлого удара со стороны нападавшего. Не успел сгруппироваться и стал жертвой удара, нанесенного неожиданно, исподтишка.
- Знаете, накануне трагедии мы с Нуржиком пили чай на кухне, и он рассказал мне об агрессии со стороны Макашева, - вспоминает отец погибшего парня.
- Я тогда отмахнулся, сказал сыну: «Не обращай внимания, у тебя в жизни своя дорога, свои цели». А сейчас я так жалею об этом! Мне надо было позвонить отцу Макашева и сказать: «Успокой своего сына – отморозка!». Может быть, тогда наш Нуржан был жив сейчас.
Автор: Лариса Чен