В последние полгода в главной авиакомпании страны постоянно что-то случается - то самолеты повредили, то скандалы с пассажирами, то акции падают. Что это – злой рок или чья-то продуманная стратегия? Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался в пучине неудач национального перевозчика.
Похоже, что дела у «Эйр Астаны» в последнее время идут не очень. Компания стала сильно раздражать летающих казахстанцев. Причин куча – регулярно опаздывающие рейсы, нежелание персонала проявить человечность и понимание к проблемам пассажиров. Тут сразу вспоминается кейс с 12-летней Зере Галиевой, которую сотрудники FlyArystan, который уже вроде бы и не имеет отношения к «Эйр Астане», оставили одну в аэропорту Астаны.
Есть также претензии к компании по стоимости билетов и качеству сервиса на бортах. К примеру, непонятно почему некоторых пьяных пассажиров пускают на борт и еще там допаивают (тех же звезд эстрады), а кого-то не пускают даже с красными глазами, как в случае с 20-летней девушкой в аэропорту Алматы.
Из-за участившихся жалоб Комитет гражданской авиации даже обещал провести внеплановую проверку «Эйр Астаны» и FlyArystan.
На этом фоне мы видим падение стоимости акций компании после, казалось бы, вполне успешного старта IPO в феврале текущего года. Так, изначально бумаги продавали за 1073 тенге, а на 28 августа они торгуются за 820 тенге на KASE, потеряв в стоимости более 30%.
Ситуацию не спас даже обратный выкуп акций, который начался в мае, после падения стоимости ценных бумаг. Хотя цена на фоне так называемого buyback немного стабилизировалась, но в рост не пошла. А, между прочим, речь идет почти о 40% доли компании, которая была выброшена на рынок в виде акций.
В целом, пожалуй, уже можно констатировать, что IPO компании провалилось. После фееричного старта продаж, получился какой-то пшик.
Компания не оправдала ожиданий розничных инвесторов, которые надеялись на дивиденды, но потом узнали, что их не видать в этом году. Поэтому часть держателей бумаг решила их «скинуть», поняв, что быстро заработать не получится. Другая часть, скорее всего, испугалась уменьшения доли британской BAE Systems в капитале «Эйр Астаны» с 49% до 16,95%, расценив, это как тревожный сигнал.
Между тем проведенное IPO дало убыток компании на 2,8 млрд тенге, согласно финотчетности за первый квартал текущего года. При этом доход за полугодие, все же, увеличился до 252,4 млрд тенге, ведь он составлял 231,4 млрд тенге за аналогичный период прошлого года.
За счет грузоперевозок компания заработала 5,1 млрд тенге в первом полугодии, против 4,7 млрд тенге годом ранее.
При этом увеличение пассажиропотока на 14,6% отмечают в «Эйр Астане» с начала года. За этот период компания успела перевезти более 4 млн человек.
Кроме того, авиаперевозчик пополнил свой парк шестью самолетами в первом полугодии, до конца 2024-го планируется купить еще столько же. Таким образом, общий парк компании составит 59 самолетов.
При этом глава компании Питер Фостер считается одним из высокооплачиваемых управленцев в квазигоссекторе. Так, согласно данным их открытых источников в 2022 году, его зарплата составляла 33 млн тенге в месяц, а в 2021 году примерно 26 млн тенге.
Между тем «Эйр Астану» в Казахстане всегда связывали с именем Гульнар Ракишевой, в прессе ее также называют второй неофициальной женой экс-президента Нурсултана Назарбаева. В 1996 году, когда ей было 26 лет, она работала бортпроводницей в государственной авиакомпании «Бүркіт», считается, что тогда и сложились тесные отношения между Ракишевой и Назарбаевым.
Впервые об этой истории рассказал экс-зять Назарбаева Рахат Алиев в своей книге «Крестный тесть». По его информации, впоследствии Ракишева родила двоих дочерей и стала вице-президентом «Эйр Астаны», которую зарегистрировали в 2001 году.
Первый рейс перевозчик выполнил в 2002 году, тогда на торжественной церемонии присутствовали сам Нурсултан Назарбаев от имени РК (51% доля в компании) и cэр Ричард Эванс со стороны второго акционера – британской компании BAE Systems PLC соответственно с долей 49%.
Отношения Ракишевой и экс-президента, судя по данным из открытых источников, длились около 10 лет, а когда они закончились, женщина вместе с дочками исчезла из информационного поля. Вероятнее всего, они поменяли имена и фамилии и уехали жить за границу.
С 2005 года компанию возглавляет англичанин Питер Фостер, который ранее был главным исполнительным директором авиакомпании Royal Brunei Airlines (Бруней). В своих ранних интервью он рассказывал, что изначально компания была очень маленькой, полной внутренних конфликтов и хаоса, но постепенно все стабилизировалось.
Что интересно, в 2015 году Фостер получил звание кавалера ордена Британской империи (OBE) за заслуги в развитии британской авиации в Казахстане. Чем он заслужил такую честь и что он сделал важного для Англии, находясь на посту главы «Эйр Астана», осталось неизвестным.
Фостер женат на девушке из Карагандинской области Татьяне, которая пришла работать в компанию в 2016 году, а позже стала его третьей женой.
Сегодня многих экспертов интересует вопрос: чьи интересы представляет Питер Фостер и какие у него отношения с Нурсултаном Назарбаевым. Именно этим и озадачился мажилисмен Мурат Абенов на своей страничке в FB еще в феврале. Частично на эти вопросы ответила супруга Фостера в одном из интервью, называя мужа «человеком, работающим на зарплату», то есть обычным наемником.
Но, к примеру, эксперт Денис Кривошеев в своем Телеграмм-канале довольно жестко отзывается о главе компании, называя его «Питером Всемогущим».
- Компания просто обслуживает его интересы и его окружение. Фостер редкостный человек и вся его деятельность направлена на сохранение его влияния, - считает эксперт.
Между тем официально компанией «Эйр Астана» владеют правительство Казахстана через ФНБ «Самрук-Казына» с долей 41% и АО «Единый накопительный пенсионный фонд» - 6,5%, а также британская компания BAE Systems Limited – 16,95%. Последняя является «дочкой» крупного британского производителя самолетов, ракет и другой аэрокосмической и оборонной продукции.
Остальные 35,55% акций компании находятся в свободном обращении, в руках розничных инвесторов.