Резонансные отставки генсека НОК Жанар Утешевой 21 августа и министра туризма и спорта Ермека Маржикпаева 31 августа после провального выступления олимпийцев в Париже – яркий пример того, как быстро на госслужбе можно исчерпать кредит доверия и остаться не у дел. Ulysmedia.kz решил разобраться, кто еще попал под раздачу, и почему «волчий билет» выписывают далеко не всем.
И если Утешеву глава НОК, ее давний соратник Геннадий Головкин «ушел» с волчьей формулировкой «за утрату доверия», то Маржикпаева президент просто отправил в отставку. Оба они в фиаско казахстанских олимпийцев виноваты постольку-поскольку. Утешева даже критиковала подходы к финансированию профессионального спорта с плохим КПД, а экс-министр вообще не проработал в должности и года, чтобы отвечать за подготовку спортсменов. Но поскольку, видимо, наказать кого-нибудь из высшего чиновничества было необходимо, Утешева и Маржикпаев и искупили всеобщую вину.
Самое интересное, что юридически уволить Утешеву за «утрату доверия» Головкин не мог. Нет такой статьи в трудовом законодательстве общей практики.
- Мы очень часто сталкиваемся с такой формулировкой как «уволен в связи с утратой доверия». Эта формулировка применяется как в коммерческих структурах, так и на государственной службе. Давайте разберемся для начала, что же такое доверие и почему оно может быть утрачено, да еще и на определенный срок, - прокомментировал председатель совета Ассоциации палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев.
Он говорит, что доверие, если объяснять простыми словами – это взаимоотношения между субъектами, заключающееся в уверенности в честности, порядочности, справедливости другого субъекта. Если в личных отношениях примерно можно понять, что и когда утеряно, то в формальных юридических отношениях это звучит несколько неоднозначно.
- Существует норма Трудового кодекса, которая в числе оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусматривает расторжение в случаях совершения действий или бездействия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, а также использующего свое служебное положение в своих интересах или в интересах третьего лица вопреки интересам работодателя взамен получения материальных или иных выгод для себя или других лиц, если эти действия или бездействие дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Это подпункт 13 пункта 1 статьи 52. Но, чтобы ее применять, должна быть доказана материальная заинтересованность виновного работника в совершении таких действий, - объяснил эксперт.
В 2023 году также в Закон «О государственной службе» были внесены изменения – в нем появились дополнительные основания для отставки государственных политических служащих. Статью 60 дополнили пунктом 5 «Политические государственные служащие, назначаемые президентом Республики Казахстан, могут быть уволены по решению президента Республики Казахстан в связи с утратой доверия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных полномочий».
- Важно – пункт 5 статьи 60 применяется не ко всем чиновникам, а только к тем представителям исполнительной власти, кого назначает президент, – к министрам, акимам регионов и городов республиканского значения, послам. Норма предусматривает ограничения в трудоустройстве для лиц, которые в течение трех лет перед поступлением на государственную службу были уволены с политической государственной службы в связи с утратой доверия. При этом после трех лет, ранее утратившее доверие лицо, может вернуться на государственную службу. Получается доверие можно восстановить? Какие критерии? Все очень субъективно и дает очень широкий простор для маневра работодателя, - уточнил Фарид Алиев.
НОК, из которого попросили Жанар Утешеву, вообще не госорган, а квазигосструктура. И даже госслужащие среднего звена, в том числе вице-министры, не могут быть уволены с мотивировкой «за утрату доверия». Хотя примеры такие история независимого Казахстана помнит и до 2023 года, когда пункта 5 статьи 50 закона о госслужбе вообще не существовало.
Самая резонансная потеря доверия в системе госуправления последних лет случилась летом 2019 года. Акима Шымкента Габидуллу Абдрахимова отправили в отставку с такой формулировкой.
Как подчеркнул президент страны Касым-Жомарт Токаев, сейчас главной задачей являются доверие, диалог между народом и властью.
Габидулле Абдрахимову напомнили, что он получил поддержку и доверие руководства нашей страны, его назначали на самые высокие и ответственные должности, но он недостаточно осознал это. Не последнюю роль сыграли и публикации в СМИ.
- На сегодня кредит политического доверия, оказанный Абдрахимову, исчерпан. Народ заслуживает честной, преданной работы всех ветвей власти. И в этой связи руководители регионов должны быть настоящими слугами народа и вести себя подобающим образом, - так, на тот момент, глава администрации президента Крымбек Кушербаев прокомментировал решение Токаева «уйти» эпатажного акима.
Такое нелицеприятное обвинение в дискредитации власти, впрочем, не помешало Абдрахимову реинкарнироваться на госслужбе буквально через полтора месяца после скандального увольнения. 13 сентября 2019 года премьер-министр Аскар Мамин назначил его своим советником. А 21 января 2021 года и вовсе вице-министром культуры и спорта, где Габидолла Абдрахимов проработал до октября 2021 года. С поста замглавы Минкультспорта он был освобожден «в связи с переходом на другую работу», и обычно такую формулировку на госслужбе используют при внутренних ротациях. С тех пор Абдрахимов в чиновниках не светился, попал в орбиту уголовного преследования, а затем ушел в бизнес. Но это скорее его личный выбор, чем давление Акорды.
Второй резонансный «увольняшка» за утрату доверия – аким Павлодара Ануар Кумпекеев. Его работой в 2019 году оказался недоволен тогдашний аким области Булат Бакауов.
- Аким областного центра Ануар Кумпекеев за неэффективное и расточительное расходование бюджетных средств, связанное с покупкой дорогостоящей квартиры, получил строгий выговор. Но все равно наступил на те же грабли, закупая мебель за шесть миллионов тенге. Ануар Кумпекеев полностью утратил мое доверие как к политическому государственному служащему, - возмутился Бакауов, служивший в те времена областным акимом, и отправил Кумпекеева на вольные хлеба.
С октября 2019 по август 2024-го болашаковец Ануар Каиргельдыевич вовсе не бедствовал, а трудился на руководящей должности в АО «Транстелеком». А каково было наше удивление увидеть сообщение о назначении Кумпекеева советником акима Акмолинской области Марата Ахметжанова 29 августа 2024 года. Можно предположить, конечно, что доверие Марата Ахметжанова, который в 2019 году трудился заместителем генерального прокурора, Кумпеекеев не терял, так что и придраться не к чему.
На этих двух примерах можно сделать вывод, что «утрата доверия» - не отрицательный мотив при увольнении госслужащих, а всего лишь избирательно применяемый кнут, который с течением времени меняется на пряник. Это видно даже из практики назначений при отставках кабмина целиком.
В пункте 5 статьи 60 конкретно сказано, за что утрачивается доверие президента - за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных полномочий. Вспомнить последние две отставки правительства 2019 года и 2024-го, - они состоялись распоряжениями разных президентов, но сопровождались критикой работы кабмина. То есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных полномочий было, а «утрату доверия» ни кабмину Бакытжана Сагинтаева в феврале 2019 года, ни правительству Алихана Смаилова в феврале 2024-го не вменили. Причем большая часть министров в обоих кабминах после смены главы правительства осталась на местах.
Этому тоже есть объяснение – жесточайший дефицит чиновничьих кадров в стране. За историю независимого Казахстана ни одно правительство не поменялось на 100%, даже уволенное. Люди уходили на низшие должности, меняли ведомства, но оставались в политическом поле. Полным прекращением трудовой деятельности на госслужбе заканчивалась карьера либо вышедших на пенсию, либо севших за коррупцию, но к ним применялись другие формулировки как основания для увольнения.
Остается загадкой – по каким критериям и за какие проступки политических государственных служащих снимают с должностей в связи с «утратой доверия»?
Давайте сравним два примера резонансных отставок. Первый – все тот же бывший аким Шымкента Габидолла Абдрахимов, которого снесли, как утратившего доверия. Второй – экс-министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, которого отправили в отставку без этой формулировки.
Габидулла Абдрахимов поплатился должностью за то, что находился в Лондоне на каких-то, с его слов, служебных переговорах в то время, как Арысь зализывала раны после взрывов на военных складах.
Сапархана Омарова президент, напомнив о персональной ответственности, уволил в июле 2021 года за то, что «министерству не удалось эффективно организовать работу». В период его руководства Минсельхозом в Мангистауской и Кызылординской областях случилась массовая гибель скота из-за голода и засухи, и ведомство не сделало ничего, чтобы этот коллапс предотвратить. Прошло меньше месяца, и Сапархан Кесикбаевич становится председателем правления квазигосударственного АО «Продкорпорация».
Так что именно подорвало доверие президента Габидулле Абдрахимову, но не подорвало Сапархану Омарову? Первый всего лишь отсутствовал в стране, но молодой и эпатажный вывел Астану из себя веселыми роликами из Лондона. А второй бездействовал с тяжелыми материальными последствиями. Выходит, под раздачу может попасть любой министр, аким или посол, случись что в его вотчине, но волчью формулировку за дискредитацию власти используют по каким-то субъективным соображениям?