×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

С глаз долой, или Почему в дипкорпус Казахстана попадают бывшие министры и акимы

04.10.2024, 09:20
С глаз долой, или Почему в дипкорпус Казахстана попадают бывшие министры и акимы
Коллаж Ulysmedia

Дипломатия – это сила, которая может кого угодно заставить на мир смотреть по-другому. Подтверждает это кейс Александра Лукашенко. В августе он заявил, что Казахстан хочет у России что взять и ничего не дать взамен, однако после вызова на ковер в казахстанский МИД посла Беларуси, Лукашенко назвал Казахстан другом и союзником.  

  - Наша страна твердо убеждена, что все разногласия между государствами должны решаться политико-дипломатическими средствами. В нынешних геополитических условиях выработанный главой государства внешнеполитический курс страны доказал свою эффективность. В этой связи министр Нуртлеу призвал белорусскую сторону к необходимости объективно оценивать позицию Астаны в отношении происходящих процессов, - сообщила тогда пресс-служба МИД РК.

За годы независимости Казахстан за рубежом открыл 66 посольств, 5 постоянных представительств, 2 дипломатических миссии, 18 генеральных консульств, 11 консульств, одно посольское отделение и одну паспортно-визовую службу в Урумчи. Нашу страну представляют и профессиональные дипломаты, и бывшие политики, министры и акимы. Ulysmedia.kz решил разобраться, кто и что стоит за словами «казахстанский дипкорпус».

Квартирный вопрос и срок

Казахстанские дипломаты не всегда располагаются в арендованных под зарубежные представительства помещения. В Турции, Литве, Кыргызстане, Швейцарии, Саудовской Аравии, Италии, ОАЭ, Германии, Украине, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане они трудятся в специально построенных зданиях, которые считаются собственностью Казахстана.

Закон о дипломатической службе предписывает послам и постоянным представителям страны в международных организациях службу сроком не более пяти лет. Нарушить это может только президент и в случае необходимости имеет право продлить этот срок.

Чей статус выше

Известно, что посольство – это дипломатическое представительство, которое занимается решением государственных вопросов, а консульство – вопросы граждан на территории иностранного государства. К слову, в стране может быть только одно посольство, а консульств - несколько. Посольство возглавляет посол, под его началом трудятся дипломатические работники и служащие. Посла назначаются по соглашению сторон, на территории аккредитовавшей его стороны он обязан защищать интересы граждан своей страны, вести переговоры и развивать дружественные взаимоотношения.

Консул - это постоянный представитель, который решает вопросы по защите юридических и экономических интересов своего государства и сограждан. Государство своему консулу выдает патент, но к обязанностям он может приступить после разрешения властей принимающей его страны. Обязанности – защита экономических и правовых интересов юридических лиц и отдельных граждан Казахстана, выдача паспортов и разрешений на въезд-выезд, нотариальные функции и др.

Сидели себе тихо и никого не трогали

О том, что за границей засиделся Сергей Абыкаев, граждане бы и не вспомнили – уж очень он непублично трудился на своем дипломатическом поприще в Швеции и других странах. В 2002 году отправился в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, потом Шотландия, Россия, Греция, Италия, Мальта, Сан-Марино и под занавес – Швеция и Дания. В 1998 году Сергей Нуртаевич получил диплом КазНУ и сразу же пошел в советники целого совета директоров в компанию по управлению пенсионными активами. Что мог советовать вчерашний студент – история умалчивает, но уже через четыре года он занял позицию третьего секретаря посольства РК в Великобритании.

Такой карьерный рывок скорее всего объясняется тем, что как раз в те времена его папа стал первым замом министра иностранных дел Казахстана, а потом отправился руководить администрацией Нурсултана Назарбаева – вот и представлял страну младший Абыкаев, которую скорее всего уже и представить не мог.  

Покинул дипкорпус и, когда-то известный в Казахстане, Аскар Жумагалиев. В Нидерланды он отправился после серьезного провала его цифрового ведомства во время пандемии. До этого он убежденно доказывал, что цифровизация – это наше все, но, несмотря на огромные финансовые вливания, в карантин население осталось без интернета. В июле 2020 года Токаев «продвинутого» министра сначала разжаловал, а потом определил в послы. Недоброжелатели сразу нашли этому объяснение – Жумагалиев был женат на дочери Кайрата Мами, бывшего председателя Верховного суда, Генерального прокурора и председателя Сената.

На военном положении

Посол Казахстана в Украине Дархан Калетаев наработал управленческий опыт в различных министерствах, окончил Высшую школу государственного управления при президенте РК, в дипломаты переместился с должности первого заместителя главы АП. Стоит отметить, что это был второй «заход» Калетаева в администрацию главы государства, первый приходится на 2007-2008 годы. После этого семь лет он был управляющим директором фонда «Самрук-Казына», министром по делам религий и гражданского общества, министром общественного развития, возглавлял канцелярию премьер-министра. В 2023-м в СМИ появилась информация о том, что Дархан Калетаев собрался на родину, сам он это как настоящий дипломат не подтвердил, но и не опроверг.

  - Пока я на своем месте. Обращение нового посла к агреману сейчас рассматривается в МИД Украины. Эта официальная церемония может занять месяц.

Однако время идет, а он по-прежнему представляет интересы Казахстана в воюющей Украине. Хотя, если по правилам, через несколько месяцев срок его полномочий все-таки должен истечь.

В Эстонии спокойнее

Новичка в дипкорпусе - бывшего акима и вице-премьера Алтая Кульгинова судьба забросила в Эстонию. После того, как его уволили из правительства по Астане долго гуляли слухи, что борцы с коррупцией собрали Кульгинова солидный пакет компромата, однако, выждав девять месяцев, Токаев всех удивил и перевел его в дипломаты.

Фото: primeminister.kz

Имя Алтая Кульгинова вписано в историю столицы – его запомнили из-за скандалов с застройкой Талдыколя, проблем дольщиков, LRT, дефицита воды. Горожане не скрывали, что в каждом из них присутствует коррупционная составляющая. Однако сам Кульгинов был уверен, что хорошо справлялся с обязанностями, а все обвинения назвал заказной атакой.

  - Вы осуждаете государственного служащего перед обществом. Вы несете ответственность за это. Есть такие нападения на государственных служащих. Это сделано на заказ. Я честно работал акимом, - ответил он журналистам, которые поинтересовались, знает ли он, что его называют «Кульгинов 20%».

Поехал к соседям

Чиновник со стажем Нурлан Ногаев в дипломатах оказался после кадровой чистки на западе страны. Он четыре года возглавлял Западно-Казахстанскую область, три с половиной – Атыраускую и почти три года - Мангистаускую. Во время пандемии и экономического кризиса был министром энергетики. На время его правления пришелся скандал с майнерами, которые «съели» энергоресурсы страны и спровоцировали срыв отопительного сезона в 2022 году.

Фото: Акорда

В то время Казахстан вышел на третье место в мире по добыче биткоина, но Ногаев оказался в стороне от этого скандала, так как уже руководил Мангистауской областью и пытался решать проблемы с забастовками нефтяников, энергетический коллапс из-за остановки МАЭКа и дефицита воды. Ногаев пытался найти общий язык с населением, проявлял чудеса коммуникабельности, через видеоролики призывал людей к спокойствию и обещал решить все проблемы. Однако «неблагодарные» жители называли это пиар-акциями и требовали конкретных действий. В Туркмении, куда после фиаско на родине его отправил президент, он ведет себя дипломатично – то есть не публично. Скорее всего решил тихо пересидеть смутные времена.

До пенсии

Бейбут Атамкулов каким-то чудесным образом в дипломаты переквалифицировался из металлургов. В 1985 начинал трудовую деятельность плавильщиком, но увлекся внешнеэкономическими связями и уже через 9 лет трудился в МИДе РК. С 2006 года он был советником и советником-посланником в РФ и Иране, генеральным консулом во Франкфурте-на-Майне, чрезвычайным и полномочным послом в Малайзии и Индонезии, Брунее-Даруссаламе и Филиппинах.

Фото: primeminister.kz

Потом Атамкулов стал ответственным секретарем сначала министерства индустрии и новых технологий, министерства по инвестициям и развитию и акимом Южно-Казахстанской области. К слову, его карьерный взлет начался как раз после этой должности. С 2016 года он был министром оборонной и аэрокосмической промышленности, министром иностранных дел и министр индустрии и инфраструктурного развития. Почему Атамкулов вернулся на дипломатическое поприще в 2022 году – неизвестно. Но многих тогда его новая должность посла в Узбекистане удивила. Ташкент – не то место, где можно продемонстрировать дипломатический потенциал или политический вес. Скорее всего его просто вывели из информационного поля и позволили в тишине и спокойствии дождаться пенсии.

Поймал тишину

Даурен Абаев оказался чуть ли не на поле боя. Он посол Казахстана в воюющей России. Чиновник со стажем трудовую деятельность начинал в центральном аппарате министерства иностранных дел, был на дипломатической службе в Азербайджане и Нидерландах. В старом Казахстане он уверенно шел вверх по карьерной лестнице - был пресс-секретарем и советником президента Казахстана, возглавлял три министерства: информации и коммуникаций, информации и общественного развития, культуры и спорта.

Фото: Акорда

В марте 2023 года был назначен заместителем генерального секретаря СНГ, а уже в июле стал послом в Москве. Ссылка это или высокая миссия –определить сложно, тем более, что Абаев на чужбине стал немногословным – он не комментирует ситуацию, боевые действия, санкционный режим, проблемы с релокантами и «наезды» российских политиков на Казахстан.

С глаз долой

Политолог Жанат Момынкулов считает, что в Казахстане попасть в послы – это понижение и отлучение от больших возможностей, которые дает Левый берег. Молодежь это не устраивает, а те, кто постарше, соглашаются, чтобы спокойно доработать до пенсии.

  - Стать послом у нас – это понижение, тем более, что у нас традиционная гарантия карьерного роста – это близость к Акорде. А политиков со стажем, как правило за границу отправляют, чтобы нейтрализовать их влияние и заставить забыть о них.

Такая участь, к слову, постигла и Аслана Мусина, которого от надвигающегося скандала отправили с глаз долой послом в Черногорию. Когда через несколько лет он ушел на пенсию уже никто толком и не помнил, почему его блестящая политическая карьера завершилась полным крахом.

Политолог Газиз Абишев говорит, что подобные ротации не противоречат мировой практике. Главное, чтобы человек поступая на дипломатическую службу обладал политическим опытом.

  - Отношения с государствами разные и если кто-то имеет хорошие отношения с определенной страной, почему бы его не отправить туда послом? Например, Имангали Тасмагамбетов может наладить хорошие отношения с российской элитой. Такие же перспективы у Даурена Абаева. Если отправить человека, который не имеет политического веса в этой стране, он функционально не сможет принести пользу, не сможет регулировать отношения со страной, оказать необходимое политическое давление, когда это необходимо, и получить необходимую информацию. В некоторых случаях политические коммуникации играют большую роль, чем дипломатическая квалификация.

  - Чтобы «вывести» того или иного человека из политической системы, также необходимо дистанцироваться от центра с целью уменьшения его влияния. Бывают и такие случаи. В какой бы стране ни происходила такая смена, это дело руководства государства. Он принимает решения в зависимости от своей стратегии.

Политолог не исключает, что есть в казахстанском дипкорпусе люди, которые стали послами из-за изменившейся политической конъюнктуры.