Весной этого года председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Марат Омаров сообщил, что казахстанцы продолжают жаловаться на высокие цены в аэропортах Астаны и Алматы. Арабский инвестор - компании Terminals Holding из ОАЭ, которому в конце прошлого года была передана в управление столичная воздушная гавань, очевидно, вняв как доводам руководства АЗРК, так и жалобам пассажиров, решил в корне изменить ситуацию. Поскольку заставить арендаторов снизить цены хотя бы до уровня городских иностранные инвесторы не могли, они решили пойти проверенным и принятым во всем мире путем – создать конкурентную среду на своей территории и открыть двери для новых арендаторов.
Арабские предприниматели предположить не могли, какими информационными войнами и судебными тяжбами обернутся их благие намерения. И уж тем более не представляли, что в казахстанских реалиях решением суда могут быть лишены права распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.
В перипетиях этой уникальной по абсурдности ситуации разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Вопрос ценообразования на товары и услуги в аэропорту нашей столицы уже давно вызывал жаркие баталии в обществе. Еще в 2016 году в ходе проверки антимонопольной службы выяснилось, что стоимость чая и бутербродов в залах ожидания, гораздо выше средней по стране. Тогда председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК, коим был Серик Жумангарин, в качестве меры для решения этой проблемы анонсировал решение устранить ценовое регулирование в аэропортах Казахстана с 1 января 2017 года.
Увы, эта мера не принесла сколько-нибудь ощутимых результатов. Уже в мае нынешнего года председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Марат Омаров вернулся к набившей оскомину теме.
- Поступают жалобы на услуги аэропортов в части высоких цен в стерильных зонах, на высокие цены на чай, кофе и так далее. В этой части мы сейчас работаем с Комитетом гражданской авиации, - отметил он на пресс-конференции, пояснив, что речь идет преимущественно об аэропортах Алматы и Астаны.
Глава АЗРК подчеркнул, что выход был найден и заключается он в том, чтобы предоставить доступ к аэропортам для независимых поставщиков.
- Для нас главный индикатор, чтобы цены были примерно равные, как в городе, - пояснил он.
- Для нас этот вопрос находится на стыке с Комитетом по регулированию естественных монополий, потому что аэропорты - это естественные монополии. Доступ к их площадкам должен быть равным, цены - адекватными.
Однако то, как «должно быть», висело в воздухе до тех пор, пока арабские инвесторы не вознамерились «обновить сервис» на своей территории и не объявили конкурс среди предпринимателей на занятие столь привлекательных коммерческих площадей.
В числе тех, кто решил воспользоваться шансом и масштабировать бизнес путем открытия новых точек в международном аэропорту оказалось ТОО «BAYLIQ Finance».
- У нас к этому времени уже функционировала сеть обменных пунктов по Астане, - рассказала директор компании Айнур Сагадиева.
- Перед проведением «Экспо» мы пытались договориться с администрацией аэропорта о предоставлении нам в аренду площади под обменный пункт, но тогда наши попытки не увенчались успехом. В аэропорту царила жесткая монополия, и пробиться туда было невозможно.
Как отмечает бизнесвумен, все изменилось с приходом иностранного инвестора, взявшего аэропорт Астаны в доверительное управление. Для арабских предпринимателей приоритетом стало развитие аэропорта Астаны в качестве мультимодального хаба.
- Поскольку ранее звучало очень много критики в связи с высокими ценами на услуги, еду, напитки, новый менеджмент аэропорта начал развивать здоровую конкурентную среду.
Новшества коснулись и обменных пунктов, функционирующих на территории воздушной гавани столицы.
- В здании столичного аэропорта с 2020 года работал обменный пункт, принадлежащий ТОО «Сервис-АСТ», - рассказала Айнур Сагадиева.
- В 2022 году это же ТОО заключило договор аренды на второе помещение, которое располагалось рядом с первым. По договору найма ТОО арендовало помещение площадью 8,1 кв.м. под обменный пункт в здании Международного терминала аэропорта города Астана. Когда срок действия договора истекал, заключался новый - сроком на один год.
По словам предпринимательницы, любая монополия приводит к нерегулируемому ценообразованию.
- Пользуясь тем, что для многих пассажиров, улетающих за рубеж и не успевших обменять валюту в городе, выбора не было, поскольку «обменники», расположенные в городе, не имеют права работать после 20.00, «обменники» в аэропорту устанавливали максимально выгодный для себя курс. Разница между курсами покупки и продажи валют была в среднем намного больше, чем в других обменниках Астаны. Кроме того, периодически отсутствовали доллары, евро и другая валюта. Подобный сервис вызывал многочисленные негативные отклики у посетителей аэропорта, в том числе у иностранных туристов.
Неудивительно, что новый менеджмент аэропорта решил «выровнять» ситуацию.
- Наряду с другими предпринимателями мы приняли участие в конкурсе на заключение договора аренды с администрацией аэропорта, - вспоминает Айнур Сагадиева.
- Аэропорт, рассмотрев наше предложение, изучив историю компании, заключил с нами договор аренды, мы получили приложение к лицензии на обменные операции, стали работать. Дело в том, что при открытии первого обменного пункта предприниматель получает лицензию на обменные операции – в целом, и приложение к лицензии на каждый обменный пункт. При открытии каждого нового «обменника» мы получаем новое приложение к лицензии на новый адрес. Для привлечения клиентов, а также понимая, что аэропорт столицы - визитная карточка страны, мы установили максимально выгодный курс обмена валют, исходя из принципа «пусть маржа будет меньше, зато клиентов больше». Но такое положение вещей не понравилось нашим конкурентам, доход которых, скорее всего, значительно снизился.
О том, что является «третьим лицом» в судебном процессе по иску ТОО «Сервис-АСТ» к руководству международного аэропорта Астаны директор ТОО «BAYLIQ Finance», по ее словам, узнала совершенно случайно.
- Этот факт обнаружил наш юрист, изучая судебный кабинет, - разводит руками Айнур Сагадиева.
- Оказалось, что прошло уже два процесса по этому делу, а нас не только не пригласили участвовать в суде, но даже не уведомили о том, что такой иск имеет место быть.
Разумеется, «третья сторона» тут же объявилась в суде с ходатайством включить ее в процесс.
- Суть претензии истца заключалась в следующем: 31 марта 2024 года у ТОО «Сервис-АСТ» закончился договор аренды на одну из касс, и администрация аэропорта, будучи собственником своего имущества и имея полное право на это, приняла решение о передаче данного помещения другому арендатору, - пояснил представитель BAYLIQ Finance в суде Владимир Стрельников. Истец же обратился в суд со ссылкой на ст. 557 ГК РК «Наниматель обязан письменно уведомить наймодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре имущественного найма, а если в договоре такой срок не указан, то в разумный срок до окончания действия договора».
При этом суд указал, что якобы истец своевременно обратился за продлением. Но фактически документы, имеющиеся в деле, полностью опровергают вывод суда. 27 февраля 2024 года (вх. № 2238) Аэропорт получил письмо о продлении договора от 31.03.2023 года, срок действия которого заканчивался 29.03.2024 года (п. 2.2. Договора). 14 марта 2024 года Аэропорт продлил Договор со сроком действия до 31.03.2024 года (п. 2.2. Договора). Истец принял условия договора от 14 марта 2024 года путем его подписания. 2 апреля 2024 года (вх. № 3292) Аэропорт получил второе письмо о продлении. Но срок действия договора закончился 31 марта 2024 года. Таким образом, по действующему на тот момент договору от 14 марта, уведомление, как того требует закон, нанимателем не было заявлено своевременно. Но по столь спорным основаниям истец потребовал признать незаконным отказ в продлении договора аренды и (внимание!) понудить арендодателя перевести права и обязанности по заключенному договору аренды. То есть, не расторгнуть договор с действующим арендатором и заключить – с предыдущим, а просто взять и вышвырнуть нового арендатора вон, освободив место для старого.
- То, что происходило в суде, вызвало у нас глубокое недоумение, - качает головой Айнур Сагадиева.
- 5 августа 2024 года суд провел одно заседание, сразу в этот же день зачитал материалы дела и назначил оглашение решения на 7 августа. Затем дата оглашения была перенесена на 13 августа. После прений судья удалился в совещательную комнату, а, вернувшись, заявил, что дело будет рассматриваться по-новому, и BAYLIQ FINANCE будет выступать в качестве ответчика, а не третьего лица.
Но больше всего предпринимательницу и ее представителя удивило ходатайство, поданное представителем истца.
- Они подали ходатайство об удовлетворении иска, – недоумевают участники процесса.
- И суд, как ни странно, это ходатайство удовлетворил!
16 августа было оглашено решение, согласно которому права и обязанности по договору между аэропортом и ТОО «BAYLIQ FINANCE» были переданы ТОО «Сервис-АСТ».
- Другими словами, суд лишил собственника (в данном случае управляющего) права распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, а нас, таких же представителей казахстанского бизнеса, как и истец, - всех наших прав. И узаконил в аэропорту монополию на занятие обменной деятельностью, - отмечает Айнур Сагадиева.
Предпринимательницу покоробила также информационная кампания, развернутая конкурирующей фирмой во время суда.
- В соцсетях, пабликах и СМИ информация подавалась однобоко – мол, плохой иностранный инвестор ущемил права казахстанского бизнеса, а хороший казахстанский суд эти права восстановил, - возмущается она.
- Но нигде не говорилось о том, что при этом суд лишил законных прав на ведение предпринимательской деятельности нас – таких же представителей казахстанского бизнеса.
ТОО «BAYLIQ FINANCE» подало апелляционную жалобу в вышестоящую судебную инстанцию, и в настоящее время ожидает ее рассмотрения.
- Хочется верить, что принцип справедливости в казахстанской судебной системе – не пустой звук, - надеется Айнур Сагадиева.