В Казахстане одной из особенностей общественно-политической жизни является наличие разных институтов, организаций, учреждений, ОО, ОФ, ЧФ, которые «сидят» на госзаказах. В чем их особенность и стоят ли они своих бюджетов разбирался Ulysmedia.kz.
С одной стороны, государство создает различные общественные объединения, некоммерческие организации и институты для достижения социальных, культурных, образовательных и благотворительных целей. Однако часто наблюдается отсутствие отдачи из-за недостатка прозрачности, коррупции и неэффективного управления. Латентные функции этих институтов могут не совпадать с заявленными целями, что приводит к расхождению между ожиданиями и реальными результатами.
К слову, Касым-Жомарт Токаев ещё в 2020 году поручал ускорить сроки сокращения госаппарата и квазигоссектора. Тогда он пообещал, что в зависимости от результатов и с учетом цифровизации принять решение и о дальнейшем сокращении.
Нам могут возразить, дескать, предмет статьи не относится к словам президента РК. Но закавыка в том, что более половины этих институтов относится к разным министерствам и ведомствам, или получает госзаказ от них.
Возьмем, например, недавний кейс с голосованием по АЭС. В Центральную комиссию референдума (ЦКР) поступило уведомление от четырёх юрлиц о проведении опроса общественного мнения по референдуму о строительстве АЭС в Казахстане.
Горели желанием провести опрос сразу 4 организации: Институт общественной политики партии Amanat, Институт комплексных социальных исследований «Астана», Общественное объединение «Научно-исследовательская ассоциация «Институт демократии» и Институт Евразийской интеграции.
Ulysmedia.kz решил понять, что собой представляют эти организации.
Экзитпол по последним президентским выборам проводили «Институт общественной политики» партии «Аманат» и международный институт региональных исследований «Открытое общество».
- Организации, откровенно говоря, не внушающие большого доверия. Опрос силами «Института общественной политики» партии «Аманат» вообще нельзя учитывать, так как партия «Аманат» является участником выборного процесса, и здесь налицо конфликт интересов, - заметил после выборов журналист Сергей Дуванов.
Институт комплексных социальных исследований «СОЦИС-А» и международный институт региональных исследований «Открытое общество» ранее не занимались опросами на выборах.
Частное учреждение Институт общественной политики партии Amanat создано в июне 2016 года. Как сказано на сайте, Институт обеспечивает качественный и проактивный анализ общественно-политической и экономической ситуации, международных процессов и трендов. Осуществляет постоянный мониторинг социальных настроений, контролирует эффективность деятельности государственных органов в реализации важных для казахстанцев стратегических задач.
Также «стремится стать источником качественной аналитической информации, «умных знаний» и инновационных подходов для партии Amanat”.
В разделе «менеджмент» на сайте института сведения только о директоре, ни о штате, ни о финансировании информации нет. На сайте еnbek.kz, однако, есть извещение, что количество работников – 25 человек.
Зарегистрирован в Алматы частный фонд «Международный институт региональных исследований «Открытое общество».
Сайт kompra.kz указывает, что фонд относится к малым предприятиям (от 0 до 5 человек). Своего сайта нет, разные источники в интернете указывают на двух его руководителей: Константина Сапожникова и Ерика Мунарбекова. Всё.
Чем, кроме опросов и экзитполов, занимается больше половины этих учреждений, неясно. Это и наводит на мысли об их латентных функциях, которые они выполняют.
Поддержание власти: институты могут действовать для укрепления существующей власти, даже если это не заявлено как цель.
- Социальный контроль: они могут способствовать контролю над населением, подавляя инакомыслие и поддерживая статус-кво.
- Формирование групповых интересов: скрытые функции могут включать удовлетворение интересов определённых групп, что может привести к неравенству и социальным конфликтам.
Эти функции часто проявляются в результате долгосрочной деятельности институтов и могут быть трудны для выявления.
Постановлением правительства Казахстана от 31 октября 2012 года было создано “Товарищество с ограниченной ответственностью «Институт Евразийской интеграции». Организация вроде как солидная, со своим сайтом, у которой в партнёрах знакомые всё лица: Институт общественной политики партии Amanat и Казахстанский институт стратегических исследований при президенте (КИСИ).
- Институт специализируется на проведении научно-прикладных исследований, связанных с анализом и прогнозированием внутриполитической ситуации и социально-экономических процессов в Казахстане и зарубежных странах. Обеспечивает аналитическое и научно-методическое сопровождение деятельности заинтересованных государственных структур при принятии решений в сфере внутренней политики Республики Казахстан и евразийской интеграции.
Помимо описания, на сайте есть раздел «аналитика/исследования», однако он... на стадии разработки, а в рубриках «публикации» и «новости» – ничего, пустой экран. Согласно данным сайта goszakup.gov.kz, администратором отчетности выступает министерство образования и науки.
А на сайте института указывается, что «особое внимание уделяется электоральным событиям: институтом проведены десятки исследований, связанных с президентскими и парламентскими выборами, а также избирательными кампаниями в маслихаты всех уровней. И их цель: «Обеспечить глубинное изучение электорального поведения граждан в рамках текущего процесса демократизации общества и политической системы Казахстана».
Институт не сообщает, сколько сотрудников осуществляет эту деятельность, но kompra.kz выдает, что это малое предприятие (от 16 до 20 чел.), одним из дтректоров был Ерлан Саиров, ныне он депутат мажилиса, позже руководителем был казахстанский политолог, а ныне заместитель заведующего отделом по коммуникациям администрации президента Уразгали Сельтеев. В настоящее время исполняет обязанности директора Азамат Байгалиев.
Институт евразийской интеграции по заказу Zakon.kz провел exit poll на референдуме по строительству АЭС.
Есть в Астане и ОО «Научно-исследовательская Ассоциация «Институт демократии».
Согласно сайту statsnet.co, зарегистрировано в 2016 году. Основной вид деятельности ОКЭД: «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки».
Сайта своего нет, но, судя по информации ba.prg.kz, относится к малым предприятиям – в штате от 6 до 10 человек.
И в размере грантов планы у ОО грандиозные: «Разработка и издание Национального доклада о тенденциях развития неправительственного сектора в Республике Казахстан». Направление «Защита прав, законных интересов граждан и организаций. Расширение участия НПО в процессе принятия решений и повышения устойчивости НПО». Да такие грандиозные, что оценочная годовая выручка общественного объединения за 2023 г. составила свыше миллиона долларов – 544 689 831 тенге.
По заказу КИСИ, Институт демократии с 18 августа по 17 сентября 2024 года провел социологический опрос, согласно которому в Казахстане растет число сторонников АЭС.
А в марте 2023 года данные опросов exit-poll по выборам депутатов мажилиса и маслихатов всех уровней озвучили эксперты «Института демократии». На удивление, они совпали с итоговыми результатами выборов.
А в Алматы есть частный фонд «Институт комплексных социальных исследований - Астана» – ОФ ИКСИ «СОЦИС-А», по которому тоже есть неясности. Например, на сайте ba.prg.kz указано, что первичная регистрация прошла в 2016 г., но на goszakup.gov стоит дата 16.04.2009 г.
По информации Комитета государственных доходов, «благонадежность предприятия средняя».
С юридическим адресом тоже непонятно – их два. В южной столице на улице Толе би, дом 141, кв. 9 и в мкр. Аксай-1А, д.28 А. Руководитель Мунарбеков Серик, который еще и глава частного фонда «Международный институт региональных исследований «Открытое общество».
Есть у них и сайт, на котором указано, что фонд «специализируется в предоставлении полного спектра услуг в таких направлениях:
* Социально-экономические исследования
* Политические исследования
* Этно-религиозные
* Маркетинговые исследования, консалтинг и исследовательский аудит
Для убедительности применяются социологические термины: исследования ад хок (персональные (face-to-face) интервью, опросы (система «GuP –opinion polls»), кейс-стади и т.п.
Поражает воображение и размах структуры полевой сети: «Сеть интервьюеров ИКСИ «СОЦИС-А» состоит из 17 команд интервьюеров – всего около 300 человек. Это дает возможность проводить репрезентативные исследования в целом и в отдельных регионах. Полевая сеть состоит из главы отдела, 5 супервизоров в центральном офисе, 17 бригадиров в каждом регионе, около 300 полевых интервьюеров, и независимой сети полевого контроля». Хотя на сайте statsnet.co от 27.06.2024 г. указано, что сотрудников всего 5 человек.
Институт проводит экзитполы и опросы. Во время выборов в мажилис «СОЦИС-А» представил результаты еxit-poll в эфире телеканала КТК. По данным института, было опрошено около 312 тысяч избирателей, их мнение удивительно совпало с последующим итоговым процентным результатом выборов. Как и такие же предварительные результаты референдума по АЭС, которые подготовил Институт комплексных социальных исследований. Результаты exit-poll следующие: 69,8% опрошенных заявили о том, что проголосовали «за» строительство атомной электростанции, а 30,2% - высказали свое несогласие.
Достаточно давно действует Объединение юридических лиц в форме ассоциации «Гражданский Альянс Казахстана».
Как сказано на сайте, Гражданский Альянс Казахстана объединяет региональные альянсы, координируя их деятельность на всенациональном уровне. Занимается «развитием взаимовыгодного партнерства между обществом, бизнес структурами, международными организациями и органами государственной власти РК.
Согласно информации, Альянс является одним из наиболее крупных республиканских объединений, охватывающий свыше 5000 некоммерческих организаций по всей стране. Вот только нет ответа, на что содержится такая махина НКО.
Напомним, в августе в Алматы прошли публичные обсуждения по строительству атомной электростанции в Казахстане. Организатором выступил тесно связанный с государством Гражданский альянс Казахстана, который позвал экспертов, которые рассказывали о преимуществах возведения АЭС. Противники строительства посчитали слушания агитацией за атомную станцию. Заметим, что на этом обсуждении некие молодые люди держали плакат с надписью: «Те, кто не поддерживают АЭС – враги народа».
В апреле 2019 года постановлением правительства было создано некоммерческое акционерное общество «Казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру». Основным предметом деятельности НАО определялось «обеспечение разработки и реализации стратегии продвижения программной статьи Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», аналитического и методического сопровождения всех структур, участвующих в реализации программы, в том числе мониторинга и анализа общественно-политической обстановки, прогнозирование процессов в гражданском обществе, проведение научных исследований и осуществление методического обеспечения реализации государственной семейной политики». Отдельно уточнялось, что уставный капитал НАО необходимо сформировать за счет средств республиканского бюджета. Единственным акционером института являлось министерство информации и общественного развития.
Уже и «Рухани жаңғыру» отменили как в стране, так в названии НАО, но оно по-прежнему проявляет усердие, по его описанию на сайте, как «ведущий научно-исследовательский и аналитический центр в области изучения общественных процессов».
В числе достижений такая масштабная работа, как «проект серии флаеров (инфографик) на тему «Упорный труд – ключ к успеху» об историях наших сограждан, которые своим упорным трудом приносят пользу и вносят свой посильный вклад в развитие общества».
Своей возвышенной миссией НАО считает «проводить исследования и предлагать решения для устойчивого общественного развития». А для выражения этой благородной задачи в институте есть председатель правления, три его заместителя, 4 исследовательских центра, 6 управлений и целый корпоративный секретарь.
Заинтересовавшись масштабностью задач, мы хотели узнать о них побольше на сайте, но рубрики «исследования», «издания», «новости», «статьи» не открываются Наверное, «решения для устойчивого общественного развития» требуют тщательной кропотливости и долгого вдохновения.
Есть в Астане и Исследовательский институт «Общественное мнение», образован в 2013 году. Институт специализируется на изучении общественного мнения, проводит «маркетинговые и социологические исследования как в Казахстане, так и в других странах мира». Весьма немаловажно, что «высокопрофессиональные эксперты-социологи Института имеют опыт проведения исследований в странах Центральной Азии, Западной Европы, России, Китае, Монголии, Турции, США, Канаде и т.д.». Правда, не сказано, за чей счет.
Также, оказывается, «ряд сотрудников Института прошли курс Университета Канзас по этике при работе с респондентами и получили Сертификат».
Есть у института директор, три заместителя, правда, о количестве сотрудников ничего не сообщается, но если есть три зама, то, надо полагать, остальная команда в несколько десятков человек. И да, как и у предыдущих организаций, ничего не сказано о финансировании.
Судя по адресам, все организации находятся в престижных районах столицы, где стоимость аренды помещений зашкаливает, в частности в БЦ «На Водно-зеленом Бульваре».
А слышали ли вы что-нибудь об Институте маркетинговых и социологических исследований Elim, о Центре содействия политике президента по противодействию коррупции в Астане с его филиалами по всей стране? Примечательно, что на сайте последнего, попытавшись зайти в раздел «государственные закупки», мы натолкнулись на сообщение, что Firefox «обнаружил вероятную угрозу безопасности и не стал открывать gov.kz. Если вы посетите этот сайт, злоумышленники могут попытаться похитить вашу информацию, такую как пароли, адреса электронной почты или данные банковских карт». Хотя другие разделы спокойно открываются.
А ведь они почти все являются участниками государственного заказа.
Государство создает общественные объединения и некоммерческие организации для достижения различных социальных и культурных целей: защита прав и свобод, социальное развитие, культурное просвещение, стимулирование гражданской активности. И эти цели направлены на создание более справедливого и культурно развитого общества.
Но нередко от разных ОО, НКО, общественных институтов не бывает отдачи, и это часто связано с несколькими факторами:
- Под видом общественно полезной деятельности могут обслуживаться интересы власти или отдельных групп, что создает иллюзию полезности.
- Неадекватность к потребностям: изменившиеся общественные потребности не находят отражения в деятельности институтов, что вызывает их неэффективность.
- Дисфункция институтов: институты могут утрачивать способность выполнять заявленные функции, что приводит к неясности целей и падению авторитета.
И первый фактор здесь преобладающий.