×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Туризм в опасности, или Почему владельцы казахстанских турфирм просят президента Токаева проверить Kaspi банк

12.11.2024, 08:50
Туризм в опасности, или Почему владельцы казахстанских турфирм просят президента Токаева проверить Kaspi банк
Коллаж Ulysmedia

С развитием соцсетей главным адресатом всех обращений, особенно публичных, стал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Кто и с какими только вопросами не взывает к помощи главы государства. 

И вот теперь очередь дошла до представителей казахстанского турбизнеса. В распоряжение редакции попало письмо, в котором предприниматели, специализирующиеся на туристическом деле, просят президента ни много, ни мало… обеспечить равные условия для всех участников рынка туристических услуг.

Против какого конкурента объединились турфирмы нашей страны, - выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Банк против МСБ?

Причина, по которой представители туристических компаний Казахстана решили обратиться напрямую к главе государства, по их словам, крайне серьезна и угрожает существованию всей туристической отрасли страны.

  - На сегодняшний день туристические агентства оказываются в неравных условиях по сравнению с крупными банковскими структурами, такими как ТОО «Kaspi Travel», которая, являясь дочерней компанией АО «Kaspi банка» и прибегая к приемам недобросовестной конкуренции, получает неправомерное преимущественное положение на продажу туристических продуктов (например, продажа в рассрочку,) тем самым нарушая законные права потребителей и других участников рынка, - так аргументировали в письме свою просьбу о содействии турагенты.

  - Малый и средний бизнес, представленный туристическими агентствами, не способен конкурировать с мощным банковским сектором, что ставит под угрозу не только существование наших компаний, но и рабочие места тысяч сотрудников.

По словам авторов письма, туристические компании являются неотъемлемой частью экономики Казахстана, а сегодня под угрозой оказалось существование более 6500 турагентств, в каждом из которых работает по три-пять человек. В обращении они ратуют за сохранение рабочих мест для десятков тысяч граждан в условиях экономической нестабильности. 

У кого клиентская база – тот и прав?

Суть озвученной турагентами проблемы такова: по мнению подписантов, ТОО «Kaspi Travel» составляет им недобросовестную конкуренцию. 

  - Используя обширную клиентскую базу Kaspi Банка, охватывающую более 70% населения Казахстана, и исключительный доступ к банковской платформе через приложение Kaspi Банка, получает эксклюзивную комиссию от туристических операторов в размере 14%, в отличие от всех остальных туристических агентств, где вознаграждение составляет всего 5-7%, - жалуются турагенты. 

  - Имея прямой доступ к персональным данным клиентов Kaspi банка, а это более 70% населения страны, ТОО «Kaspi Travel» имеет преимущественное положение в рекламе своих продуктов.

Как утверждают авторы письма, в данном случае демпинг заключается не в понижении цены на конечный за продукт, а в снижении процентов кредитования или рассрочки. Либо же в предоставлении оптимальных сроков кредитования или рассрочки только для ТОО «Kaspi Travel». И это в то время, когда для всех остальных туристических компании Kaspi банк предоставляет другие условия.

  - Речь идет об отсутствии процента за услуги экваиринга в размере 2.8% для ТОО «Kaspi Travel», когда для всех остальных туристических агентств, Kaspi банк включает повышенный эквариинг, -объясняют турагенты.

  - Банковская комиссия в размере 12,5% которые взымает АО «Kaspi банк» со всех туристических агентств (при их доходе 5% - 7%) при продаже туристических продуктов по программе рассрочки 0-0-12 или 0-0-24, когда для ТОО «Kaspi Travel» эта банковская комиссия вообще отсутствует. Это всего лишь несколько примеров из всех методов недобросовестной конкуренции ТОО «Kaspi Travel» и неправомерного преимущественного положения на рынке туристических услуг.

Президент «разрулит»?

По мнению авторов письма, АО «Kaspi банк», умело используя пробелы и упущения в законодательстве, создает приоритетные условия для входящего в его структуру ТОО «Kaspi Travel». 

  - Это создает монополистическую ситуацию на рынке, не позволяя всем другим участникам рынка осуществлять добросовестную конкуренцию и приводя к их неизбежному разорению, - утверждают турагенты.

Понимая, что доказать факты недобросовестной конкуренции в данном случае довольно сложно, они намекают на проверку деятельности ТОО «Kaspi Travel», но и всего АО «Kaspi банк». 

- Наши многочисленные обращения в уполномоченные органы и комитеты, палаты предпринимателей и прочие международные организации не дали никаких результатов, - жалуются предприниматели президенту. 

  - Поэтому, обращаясь к вам как гаранту законности и справедливости в нашей стране, мы просим вас принять меры по обеспечению равных условий для всех участников рынка туристических услуг, малых и крупных компании, в том числе ТОО «Kaspi Travel». Мы верим, что только благодаря справедливой конкуренции и поддержке со стороны государства малый и средний бизнес в туристической отрасли сможет продолжить свою деятельность, сохраняя рабочие места и внося вклад в развитие экономики нашей страны. 

Рост в отрасли – прибыль в казну

Чтобы разобраться в ситуации, Ulysmedia.kz обратился за комментарием относительно претензий казахстанских турагентов в пресс-службу Kaspi банка. Там обвинения в недобросовестной конкуренции решительно отвергли. 

  - Kaspi Travel занимает небольшую долю рынка туров, - сообщили в банке.

  - По данным фонда «Туристік қамқор», за 9 месяцев 2024 года более 852 тысяч казахстанцев приобрели туры. Из них всего лишь 67 тысяч человек или 7.9% от всего рынка приобрели туры с помощью Kaspi Travel. 

В пресс-службе объяснили, что «Kaspi Travel» - это казахстанская альтернатива таким иностранным онлайн-сервисам бронирования отелей, как Booking.com.

  - Весь рынок вырос за 9 месяцев 2024 года на 23%, что является один из самых высоких показателей роста среди всех отраслей экономики Казахстана. Такой рост, в том числе, обусловлен снижением покупок на иностранных онлайн-площадках в пользу казахстанских сервисов, которые приносят выгоду конечным потребителям, привлекают новых клиентов и поднимают конкурентоспособность казахстанской отрасли в целом, - считают в Kaspi банке. 

Конечно, в данной ситуации у каждой стороны – своя правда. Но совершенно непонятно, как авторы обращения к президенту представляют себе его вмешательство в дела частного бизнеса для установления «добросовестной конкуренции». Чем может помочь президент? Запретить банку предоставлять такой продукт как «Kaspi Travel»? А если подобный продукт выпустят другие банки? Запретить и им?

Одним словом, вопросов без ответа много. А редакция Ulysmedia.kz искренне надеется, что проблемы туристического бизнеса решатся без вмешательства главы государства.