Конгресс финансистов Казахстана – это традиционная диалоговая площадка, где представители финансового, фондового, страхового рынка и государственных структур обсуждают вопросы макроэкономической политики и их влиянии на проблемы казахстанского финансового сектора. На ХII встрече говорили о либерализация финансового сектора, цифровом тенге и национальной цифровой финансовая инфраструктуре. Корреспондент Ulysmedia.kz наблюдала за спорами по поводу роли банков, кредитования, инвестиционных продуктах и перспективах внедрения ESG-принципов.
По словам главы Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадины Абылкасымовой перед ее структурой стоит главная задача - это поддержание стабильности финансовых институтов, финансирование экономики, обеспечение доверия к финансовому сектору, защита сбережений населения и бизнеса, а также содействие справедливой конкуренции. По ее словам, с помощью новых технологий (ИИ, блокчейна и пр.), внедряемых в финансовый сектор, происходит оптимизация процессов, позволяющих улучшить клиентский сервис и снизить операционные издержки.
- Сегодня финансовый сектор Казахстана демонстрирует стабильность и уверенный рост. Совокупные активы финансовых организаций за 5 лет увеличились более чем в 2 раза - до 65 трлн тенге и достигли 52% ВВП. Активы банковского сектора выросли более чем в два раза - до 58 трлн тенге. Достаточность собственного капитала банков превышает установленные нормативы более чем в 3 раза. Активы страховых организаций также увеличились более чем в 2 раза - до 2,8 трлн. тенге, — отметила Мадина Абылкасымова.
Глава АРРФР также добавила, что за эти годы капитализация рынка акций выросла на 83% - до 32 трлн тенге, активы микрофинансового сектора с 2019 года выросли почти в 8 раз - до 2,8 трлн тенге.
Вместе с тем, считает Абылкасымова, рынку требуется контроль. Для этих целей вводятся новые стандарты и нормы для защиты потребителей и предотвращения системных рисков. Внедряется новое регулирование в области данных, конфиденциальности и управления рисками. Она обратила внимание, что сейчас во всех секторах финансового рынка внедрен риск-ориентированный надзор. В банковском секторе, рынке капитала и страховом рынке внедрена оценка достаточности капитала и ликвидности, а также стресс-тестирование участников рынка, а консервационный буфер капитала банков увеличен с 2,0% до 2,5%.
С утверждениями главы АРРФР спорить участники конгресса не стали, они согласились с тем, что такие меры со стороны регулятора необходимы, особенно в условиях геополитической напряженности и экономической нестабильности. Сегодня возникают новые риски и вызовы, требующие не просто адаптации к новым условиям, но и выработки собственных «правил игры». Однако, финансисты отметили, что здесь возникает конфликт интересов.
Так одни игроки финрынка Казахстана считают, что сегодня необходимо пересмотреть роль финансовых институтов, снизить налоговое бремя, снять запреты, чтобы банки сами могли инвестировать в инфраструктурные проекты. Однако, с точки зрения АРРФР, осторожность к новым подходам и предложениям все же не помешает.
- После мирового кризиса 2008 года мы ввели более жесткие правила для защиты вкладчиков. Мы не можем рисковать их деньгами ради высоких доходов, - заметила Мадина Абылкасымова.
Председатель Национального банка Тимур Сулейменов напомнил, что Казахстан делает ставку на глубокие реформы в реальном секторе экономики. В связи с этим, собственно, еще в мае президент Токаев подписал Указ «О мерах по либерализации экономики», где в частности предлагаются меры по дальнейшему совершенствованию регуляторной политики и либерализации процедур для открытия и ведения бизнеса.
- В то же время, как финансовый сектор, мы должны создавать эту возможность для реального сектора. Для этой задачи необходимо, чтобы финансовая система функционировала эффективно, обеспечивала стабильность и экономический рост. И, конечно же, новое регулирование - это закон о банках. Наверное, ни у кого нет сомнений, что закон нужен, - заявил Тимур Сулейменов.
По его мнению, необходимо говорить и о повышении конкуренции банков в части укрепления позиций Казахстана в региональном контексте.
Впрочем, как заметила глава Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова, структура отечественного финансового сектора и так претерпевает существенные изменения: появились новые финансовые экосистемы, меняются каналы и механизмы взаимоотношений между поставщиками и потребителями услуг, что требует взвешенного, объективного подхода к их регулированию и более совершенного законодательства.
В целом, как было отмечено на конгрессе в Закон РК «О банках и банковской деятельности» с момента его принятия (в 1995 году) более 140 раз вносили изменения. Но, как заметила Бахмутова, вместо того, чтобы улучшить работу банков, эти изменения только усложнили систему.
- За последние 30 лет количество банков в Казахстане сократилось с 200 до всего 21. Мы видим, что жесткие правила и частые поправки тормозят развитие. Пришло время пересмотреть наш подход, - отметила глава АФК, подчеркнув, что с 1993 года (42 статьи в законе, 200 банков) число статей регулирующих деятельность банков значительно увеличилось.
Впрочем, по словам заместителя председателя Нацбанка РК Акылжана Баймагамбетова, в новом законе отдельно будет отражена тема либерализации, развития финансовых технологий, пропорционального регулирования, в том числе и появление новых лицензий на банковском рынке. В настоящее время документ все еще находится на стадии обсуждения, но будет представлен на обсуждение уже в следующем году.
НА конгрессе Национальный банк анонсировал несколько различных проектов. Совместно с АРРФР главный банк страны разрабатывает стратегию финансовых регуляторов на последующие 5 лет. Также были анонсированы и такие проекты как запуск в I квартале 2025 года «Цифровой инвестиционной монеты» и «Репозиторий открытых данных».
«Цифровая инвестиционная монета» будет запущена в мобильном приложении AIX «TABYS». Золотые инвестиционные монеты можно будет приобретать и продавать online в любое время и из любой точки мира. Их стоимость будет рассчитываться в тенге на основе веса и цены золота, установленной LBMA (Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов), и обменного курса доллара США к тенге, установленного Нацбанком.
Следующий проект касается стратегии по развитию data-driven подхода. В связи с этим во время конгресса выниманию участников и была предложена beta-версия «Репозитория открытых данных».
- Мы часто слышим, что данных недостаточно, они непонятны, находятся во владении госорганов, и рынок их не видит в том объеме и форме, которые им нужны. Поэтому мы запускаем Фабрику данных, которая обеспечит интеграцию данных экосистемы Нацбанка, в том числе с использованием искусственного интеллекта, - отметил Сулейменов.
Этот механизм с набором данных, позволит аналитикам строить временные ряды, проводить качественные исследования по экономике Казахстана и давать предложения и рекомендации регуляторам.
Одним из таких проектов - цифровой тенге. О его особенностях, перспективах и рисках говорили участники сессии «Цифровой тенге и национальная цифровая финансовая инфраструктура». По словам, советника председателя Национального Банка РК Бинура Жаленова, платформа «цифрового тенге», которая входит в концепцию Нацбанка по цифровизации, поможет обеспечить прозрачное государственное расходование, удешевить и ускорить трансграничные расчеты и использовать новые инновационные решения.
Цифровой тенге может использоваться как для физических лиц, так и для корпоративного сектора. Работа с цифровым тенге для физических лиц продолжается, и как отметил Жаленов, ряд банков в ближайшем будущем объявят, как они используют этот продукт.
- В целом по этому проекту мы реализуем 8 разных сценариев. И в ходе обсуждения цифрового тенге, мы понимаем, что его основные преимущества раскрываются именно в сценариях программирования, - заметил Жаленов.
Сценарий программирования - это условия, при которых может совершиться транзакция. В связи с этим, появляется возможность администрирования НДС. Как отметили участники, проект Комитета государственных доходов был успешно запущен, проведены первые операции. Он позволяет отследить возможности возврата НДС, проводить переводы по операциям (id ЭСФ), привлекать к проекту новых участников учетных систем (1C, SAP и др.)
- Бывает так, что данные по НДС пропадают, и эти налоги не возвращаются экспортерам. Но нужно время, чтобы эта экосистема динамически развивалась. Да, классические инструменты, с точки зрения платформ для исполнения платежей, сейчас существуют и работают очень хорошо. И когда банки спрашивают «зачем нужны нововведения?», мы говорим, что классические традиционные системы закрывают около 90% потребностей банков, но возникают некоторые «дыры» (около 10%), вот как с НДС, когда мы понимаем, что классические транзакционные системы не работают, - пояснил генеральный директор Axellect Kazakhstan Антон Мусин
Экспортеры, которые выводят свои товары за рубеж, но осуществляют расходы внутри страны, платят НДС, который затем им возвращается. Сейчас процесс проверки транзакций экспортера занимает 70-75 рабочих дней. Теперь, как отметили участники конгресса, благодаря цифровому тенге, все транзакции и налоги автоматически маркируются, и у Комитета государственных доходов есть представление, реально ли этот экспортер платит налоги. И благодаря этому, не нужно проводить никаких специальных проверок. По словам Бинура Жаленова, при помощи проекта «Цифровой тенге» деньги, выплаченные экспортером по НДС, возвращаются быстрее в три раза.
- В перспективе это будет еще быстрее. Цифровой тенге позволит нам более эффективно администрировать налог, - заверил Жаленов. Он также сообщил, что по текущим оценкам, уже до конца года оборот транзакций в цифровом тенге превысит отметку в 200 млрд.
В рамках сессии «Финансы для людей» было отмечено, что за последние годы финансовый рынок Казахстана для потребителя сильно изменился, и большую роль в этом сыграла пандемия. Цифровые экосистемы занимают все более значимое место и, как отметили участники сессии, сейчас уже можно с уверенностью говорить о тесной взаимосвязи маркетплейсов, финтеха и банковской системы.
На сессии отмечалось, что за последние годы Казахстан стал ведущей страной в СНГ по проникновению безналичных платежей. С 2019 по 2023 годы число пользователей онлайн-банкинга выросло в 4,6 раза. С 2021 по 2023 годы объем страховых премий значительно вырос и достиг 1 трлн тенге. Количество счетов розничных инвесторов увеличилось в 11 раз и превысило 2,6 млн счетов. Однако в доступности розничного потребительского кредитования есть и свои минусы.
При этом, одним из значимых для казахстанцев стало ипотечное кредитование. Но, по словам председателя правления АО «Отбасы банк» Ляззат Ибрагимовой, слишком доступное потребительское кредитование не дает казахстанцам копить деньги на жилье.
- Мы должны понимать, что у нас на самом деле есть конфликт бизнес-модели. То, что сейчас коммерческие банки ударились в потребительское кредитование, и оно очень активно развивается, то нужно учитывать, что на самом деле клиент один и тот же это наш средний казахстанец. И когда всеми инструментами цифровизации, маркетинга, рекламы среднего казахстанца раскручивают на то, чтобы он взял потребительский кредит, какую-то рассрочку, приходим мы и говорим, что надо учиться сберегать деньги, копить на жилье, говорит Ляззат Ибрагимова.
Председатель правления Государственного кредитного бюро Линара Ануарбекова отметила, что каждый должен уметь считать, уметь прогнозировать и нести ответственность по своим долговым обязательствам.
- И если говорить о невозврате кредитов, то NPL (более 90 дней просрочки) выше в потребительском кредитовании, потому что он не обеспечен и частота получения кредитов там больше. Не должно быть ни иждивенческого, ни потребительского настроения. Потребители не должны ждать, что государство поможет, спишет, обанкротит. Это довольно примитивная позиция граждан. На мой взгляд, если вы сознательно подписываете заявление и берете кредит, значит вы берете на себя ответственность в том, что способны погасить тот или иной долг, - подчеркнула Линара Ануарбекова.
К слову, свою кредитную историю казахстанцы теперь могут увидеть бесплатно в мобильном приложении электронного правительства eGov mobile.
В завершение отметим, что с точки зрения участников конгресса, с чем собственно согласна и глава Государственного кредитного бюро, регулировать финансовый рынок необходимо всегда, причем не только банки, но и каждый сегмент финансового рынка МФО, страховой сектор, кредитные товарищества, ломбарды и пр. Но в то же время необходимо учитывать и тот момент, что всегда есть две стороны: рынок, который считает, что регулировать нужно чуть меньше, и регулятор, который несет ответственность за этот сектор экономики. И сдерживать регулирование невозможно, иначе это может привести к совершенно негативным последствиям.