×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

«Оян, қазақ!», или Почему Міржақып Дулатов уже 100 лет заставляет своих потомков спорить

«Оян, қазақ!», или Почему Міржақып Дулатов уже 100 лет заставляет своих потомков спорить
Коллаж Ulysmedia

Кинокартина «Міржақып. Оян, қазақ!» уже год после выхода в прокат продолжает притягивать к себе внимание. Поддерживают ее рейтинг и те, кто вошел в число поклонников, и те, кому фильм явно пришелся не по душе. На этот раз массу откликов вызвали слова режиссера Айсултана Сеитова, который заявил, что фильм вызывает у зрителей агрессию и гнев.

Кстати, фильм смогли посмотреть гораздо больше казахстанцев, после того, как его сняли, а потом, под давлением общественности, вернули в прокат. Почему политик прошлого века вызвал столько внимания и споров, разбирался кандидат исторических наук Асылбек Бисенбаев.

КИНО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ

Даже маленькая ссора, которая прошла мимо внимания критики и прессы, может служить показателем глубоких процессов в обществе. А некоторые фразы, пусть даже не произнесенные, а приписанные историческим личностям, порой приводят к катастрофическим изменениям. Так было с французской королевой Марией-Антуанеттой, которая якобы в ответ на жалобы об отсутствии хлеба у бедняков, произнесла – «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». В результате бедняки взяли Бастилию, а затем и казнили королевскую семью.

Но сегодня у нас другой случай. На экраны страны вышел фильм «Міржақып. Оян, қазақ!», который вызвал большой зрительский интерес. Пришлось даже отстаивать возможность продления прокатного времени и выслушивать разъяснения министра Аиды Балаевой по этому поводу.

И вот режиссер Айсултан Сеитов заявил, что фильм вызывает у зрителей гнев и агрессию. Айсәуле Әбілда, одна из авторов фильма «Міржақып. Оян, қазақ!», не согласилась с мнением Сеитова, подчеркнув, что подобные чувства существуют среди казахскоязычного населения уже 115 лет, с момента написания книги «Оян, қазақ!». Как пишут СМИ, «она отметила, что Сеитову, как русскоязычному человеку, выросшему в городской среде, сложно понять эти переживания».

К КОМУ ОБРАЩАЕТСЯ ДУЛАТОВ

Проснись, казах! – обращался Мыржакып Дулатов к соотечественникам. Но прошло 100 лет и к кому обращается великий человек? К казахам, которые выросли в городах и забыли родной язык, учились в школах и университетах на русском языке и которым, как считает Айсауле Абильда, трудно понять переживания народа? К казахам, которые получили вполне европейское образование, по большей части живут за пределами страны и с разной долей успеха адаптируются к европейской цивилизации? К людям, которые восприняли исламские ценности, сменили одежду кочевника на хиджаб, чалму, совершают хадж и считают себя в первую очередь частью уммы, нежели народа?

Может быть к тем, кто, получив власть, успешно ведет семейный бизнес, переводит коррупционные средства за рубеж и держит в сейфе запасной паспорт, ключи от дворцов в Дубае или Женеве? Или к тем, кто считается человеком базара, который дает работу и хоть какие-то возможности для существования десяткам тысяч беглецов из аулов в большие города?

Кадр из фильма

ЧТО ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Отношение к фильму и его герою показывает, что в казахском обществе существует гигантская проблема понимания национальной идентичности. Для нас, казахов, эта проблема весьма сложна в связи с кардинальными, даже катастрофическими воздействиями, прежде всего внешними, в течение XIX–XX столетий.

В это время казахское общество утратило патриархальную идентичность, кочевой способ производства, традиционный ислам и многое другое. Революция, коллективизация, репрессии, война, индустриализация, насильственная оседлость и борьба с религией серьезным образом подорвали основы национальной жизни. В СССР провозглашалось равенство наций. Но все прекрасно понимали, что ранжирование народов все-таки существует и это отражается в политике, экономике и социальных отношениях.

Распад СССР привел к новому изменению социальной структуры населения в силу последствий разрыва экономических и производственных связей, закрытия предприятий и даже целых отраслей, неэффективного управления, коррупции, массовых миграций и изменения национального состава населения.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ НЕДОУМЕНИЕ

В годы независимости так и не произошло формирование идеологии, укрепляющей национальную идентичность. В основе идет процесс формирования великого прошлого, но не проектирование достойного будущего. Но даже здесь невооруженным взглядом видны колебания. Не случайно даже фильм о деятельности Мыржакыпа Дулатова вызвал колебания у некоторых официальных лиц, отвечающих за так называемый идеологический блок.

Даже решение писать историю совместно с российскими историками вызывает по меньшей мере недоумение. Президент Путин постоянно подчеркивает имперский статус современной России, у которой нет границ. И как такой идеологический посыл будет сопрягаться с идеей казахской национальной истории? Как будет в таком историческом труде подаваться национально-освободительная борьба казахского народа против колониализма, если в современной России считается, что все народы добровольно вошли в ее состав, а сама Россия «никогда ни на кого не нападала»?  Если Владимир Путин считает распад СССР величайшей геополитической катастрофой, то каким образом будет оцениваться возрождение казахской, и не только, государственности?

ЧТО ПРЕДВИДЕЛ МЫРЖАКЫП

Кажется, что такой поворот истории Дулатов предвидел. Не случайно он писал – «Начался век большевиков. Народ плакал: его грабили среди бела дня. Граждан его убивали, женщин насиловали, имущество уничтожали. И вот в это скорбное время среди самих казахов нашлись выродки, которые чинят произвол наряду с большевиками. Своей клеветой губят достойных, подводя их под пули. Уничтожают лучших из лучших. Если век большевиков будет долог, то исчезнет красота страны». Как быть с такой оценкой национального пророка и «историческими инициативами» нынешних властителей? Разве эта длившаяся семь десятилетий трагедия не основание для гнева и агрессии?

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ

В современном Казахстане отсутствие политической конкурентности и идеологического плюрализма не позволили формировать и внедрять альтернативные модели формирование идентичности – от крайне архаичных до самых либеральных.

Тем не менее в современном Казахстане много обсуждается проблема идентичности. Но процессу консолидации нации препятствуют вызванные самыми различными причинами противоположные тенденции. К ним можно отнести архаизацию сознания, которая проявляется в возобновлении действия родового единства и землячества как способов выживания и взаимопомощи «родственных» групп. Практически легализовано многоженство, в том числе и как возможность обозначения социального статуса.

Вопреки мнению многих национальных интеллигентов именно город формирует национальную идентичность, общую культуру, систему образования. Но быстрая урбанизация превращает города в систему с окружающими его центр трущобами. Город просто подавляется гигантским валом трущобной урбанизации.

ПРО РЕЛИГИЮ И КОЧЕВНИКОВ

Не менее важен вызов очередной волны исламизации. Казахи стали народом, когда многочисленные племена распадающейся Золотой Орды, уже приняли ислам, который стал государственной религией. Но в последние десятилетия в стране возникли новые течения ислама, которые опираются на независимые виды экономической и социальной поддержки адептов. Таким образом происходит разрыв религиозной идентичности.

Мы - кочевники – это весьма распространенная и популярная идея. Но казахи не кочевники уже как минимум четыре поколения. Кочевничество в представлениях людей, которые никогда не ездили на лошади или верблюде, не собирали юрту, далеки от действительности, пытаются сделать основой современной идентичности.  Причем эта идея приобретает самые крайние формы – кочевники изобрели все что угодно, завоевали мир, были движущей частью прогресса. Но стоит ли забывать о том, что кочевой мир не мог угнаться за достижениями цивилизации и стал уступать лет пятьсот назад. Более того, попытки формирования единства вокруг придуманного великого прошлого превращаются в комические сюжеты вроде шумеров-казахов, Чингиз-хана казаха и т.п.

ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА

Обсуждение проблемы деколонизации также вызывает множество возражений, в том числе и прежде всего у наших союзников по ОДКБ. Любая попытка национального развития рассматривается Кремлем как враждебный акт. Но можно ли останавливаться на пути к реальной независимости? Конечно нет.

Вопрос в том, чтобы общность нации опиралась на фундамент политического единства. «Национальная идентичность, – как пишет Френсис Фукуяма, – начинается с общей веры в легитимность политической системы страны, независимо от того, является она демократической или нет. Идентичность может быть закреплена в официальных законах или учреждениях, определяющих, как преподавать историю страны в школах или какой язык будет официальным национальным языком».

А пока что прошло уже больше трех десятилетий независимости, но по-прежнему можно считать актуальными словами великого Мыржакыпа:

Открой глаза, проснись, казах, подними голову,

Не теряй зря время в темноте,

Земля ушла, религия ослабла, дела стали харам.

Казахи мои, сейчас бездействовать нельзя!