×
524.66
550.21
5.09
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
524.66
550.21
5.09

Хиджабы и камеры: почему вопрос религиозного дресс-кода попал в казахстанскую повестку

28.10.2024, 00:59
Хиджабы и камеры: почему вопрос религиозного дресс-кода попал в казахстанскую повестку
Коллаж Ulysmedia

Тема хиджабов опять обретает черты актуальности, подогрело ее решение МВД установить на камеры видеонаблюдения функцию распознавания лиц. Платки явно будут мешать полицейским рассмотреть, кого именно зафиксировала камера. В каких-то городах на очередной прогресс в цифровизации не обратили внимание, в Атырау – задумались. Ulysmedia.kz разбирался, что здесь не так.

В Атырау женщина в платке или никабе – явление обыденное, как, впрочем, и мужчины в коротких брюках. Особенно много их в районе самого крупного рынка «Дина», где уже никого не удивляет, когда торговые ряды замирают – все уже знают, что продавцы удалились читать намаз. Казалось бы, что в этом плохого или выбивающегося за рамки приличия? Горожан искать ответ на этот вопрос заставляет ещё свежая история, как бы предупреждающая, что за показной религиозной предрасположенностью может скрываться нечто серьезное и даже опасное.

История

31 октября 2011 г. в Атырау прогремели взрывы, ответственность за которые взяла на себя исламистская группировка Джунд аль-Халифат ("Солдаты халифата"). Тогда были возбуждены уголовные дела по статье «терроризм», а власти объявили, что теракт совершили соратники арестованных членов деструктивных религиозных сект, которые хотели запугать население области. Тогда обошлось без жертв, но на всех этажах административного здания вылетели стекла. Также возле областной прокуратуры самоподрыв совершил житель Атырау – осколками стекол ранило маленького ребенка. Регионом тогда руководил Бергей Рыскалиев, но сам он это ЧП не комментировал.

Время заретушировало масштабы трагедии, организованной «солдатами халифата»13 лет назад, тем более что правоохранительные органы так и не подтвердили существование группировки «Джунд аль-Халифат» и пообещали нейтрализовать все эти угрозы.

Вам решать

Главный имам области Алтынбек Утысханулы в одном из интервью журналисту газеты «Ак жайык» признался, что в Атырау религиозная одежда распространена больше, чем в других казахстанских городах.

– Если следовать аятам Священного Корана, то женщины должны прикрывать аурат (интимные места), но в аятах ничего не говорится о том, что нужно полностью закрывать лицо. Лицо, верхняя часть запястий и всё, что ниже лодыжек, считается интимными частями (аурат) женщины, и сказано, что эти места должны быть прикрыты, но не указано, какой одеждой их прикрывать. Не говорится, что нужно прикрывать всё чёрной одеждой. Вам решать, как вы будете прикрывать свой аурат. Что касается никаба, то мы исповедуем предписания, согласно учению Абу Ханифы, который подробно разъяснил наши религиозные обряды, указал, что закрытие лица не является обязательным.

Имам объяснил, что в сознании казахов носить черную одежду и закрывать лицо считается дурным знаком.

   - Когда мы видим человека в чёрном, то первая мысль – «за этим могут стоять представители деструктивного движения, они могут угрожать нашей стране, они отрицают наши обычаи и традиции. Но нельзя сразу сделать вывод, что все они салафиты, ваххабиты или представители других нетрадиционных течений.

Нужно ли поставить закон на стражу

Уже несколько лет в Казахстане обсуждается необходимость принятия закона, который запретит хиджабы и никабы. Имам Алтынбек уверен, что это преждевременно.

   - Нужно рассмотреть и изучить атрибуты иных течений, обсудить и наложить специальный запрет. Нам важно знать, откуда что берётся. Очень трудно вернуть тех, кто уже оказался под влиянием того или иного течения, потому что их сознание уже, жёстко скажу, зомбировано. Они ничего не хотят слушать, никаких разумных аргументов. Мы им говорим: ну послушайте, что говорят истинные адепты мусульманской веры, а они в ответ: «Нет, у нас уже своя вера, мы не хотим, чтобы её поколебали». Вот от этих людей и идёт опасность: кто знает, что им там внушили.

В областном управлении по делам религий придерживаются другого мнения и считают, что такой закон нужен. Тем более, что в Атырауской области зарегистрировано более сорока исламских объединений.

    - Для них это нормально, а для нас это вызов общественному мнению, многовековым традициям нашего народа. Если наши дети не будут следовать этим традициям, в будущем они могут запросто оставить свою родину и семью ради надуманных кем-то целей. После 2011 года, когда произошли теракты возле здания облакимата и прокуратуры и организаторы впоследствии были наказаны, бородачи в коротких штанах присмирели, но позднее опять стали бросать вызов общественному мнению своими одеяниями и поведением.

Обратил внимание на проблему и глава государства. На национальном курултае в Атырау в марте он подчеркнул, что религия – это прежде всего вопрос национальной безопасности.

   - Мы не должны позволить различным течениям из-за рубежа отравлять умы молодежи. Мы должны сохранить наши традиции и воспитать сознательное поколение. Большая роль в этом деле принадлежит Духовному управлению мусульман Казахстана. Крайне важная задача - дать правильные ориентиры молодым людям, вставшим на путь веры, – сказал Касым-Жомарт Токаев и порекомендовал ДУМК подойти к этому вопросу ответственно.

По официальной статистике, за нарушение закона о религиозных обществах, за распространение информации о деструктивном религиозном течении по статье 490 КоАП РК оштрафованы десятки человек. 37 жителей Атырау заплатили штраф по 184 тысячи тенге за распространение деструктивных религиозных идей.

Материал подготовлен редакцией Ulysmedia.kz совместно с местными журналистами Атырауской области по итогам медиа-тренинга, проведённого при поддержке фонда “Медиа Дамыту Қоры”.