×
516.93
542.52
4.98
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.93
542.52
4.98

Консалтинговый капкан и независимость, или Зачем Казахстан платит сумасшедшие деньги иностранным аудиторам

Сегодня, 09:55
Консалтинговый капкан и независимость, или Зачем Казахстан платит сумасшедшие деньги иностранным аудиторам
Коллаж Ulysmedia

Казахстанские аудиторы предложили ввести мораторий на закуп услуг иностранных консультантов и ограничить им доступ к стратегическим объектам и информации. По их мнению, зарубежные консалтинговые компании слишком глубоко внедрились в процессы государственного управления, и ныне представляют совсем не призрачную угрозу национальной безопасности нашей страны. 

Почему эти вопросы беспокоят отечественных аудиторов, и каким образом они пытаются отстоять право на развитие казахстанского консалтингового сектора, - разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

ВНЕШНИЕ РИСКИ

Иностранный консалтинг – не только «похоронное агентство» для отечественного рынка, но и вероятная угроза независимости Казахстана. Такое заявление сделали в среду, 11 декабря, представители аудиторской отрасли Казахстана. 

  - Государственные структуры платят огромные суммы иностранным консультантам за задачи, которые должны выполняться местными специалистами, - озвучили они глобальность проблемы. 

  - Дошло до того, что иностранные консалтинговые компании проникли в ключевые сферы государственного управления, фактически замещая его стратегические функции. Их деятельность выходит далеко за рамки простого консультирования: они формируют зависимость, которая подрывает независимость и угрожает национальной безопасности Казахстана.

Казахстанские эксперты «поименно» перечислили те самые иностранные компании: McKinsey, BCG и представители «большой четверки» - PwC, KPMG, EY, Deloitte. 

  - В Казахстане иностранные консалтинговые компании создали внушительное присутствие: McKinsey, BCG и «большая четверка» имеют в общем свыше 3000 сотрудников, - рассказал эксперт НКО «НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности» Данияр Нурсеитов. 

  - Иностранные консультанты сегодня активно замещают стратегические функции власти. Законодательная и исполнительная ветви уже находятся под их влиянием. 

Он привел конкретные примеры такого влияния. 

  - Rothschild консультирует Национальный банк Казахстана. BSG готовила ТЭО для создания Регионального финансового центра Алматы. McKinsey разрабатывала концепцию АО «Холдинг Самрук», схемы управления АО «Қазақстан темір жолы», а также план развития АО «ҚазАвтоЖол» на 2013–2022 годы. В 2019 году McKinsey определяла перечень перспективных сел по заказу министерства национальной экономики. Boston Consulting Group оценивает экономическую устойчивость, качество инфраструктуры и госуслуг Казахстана, формируя основу для госконцепций и стратегий. И наконец KPMG представляла президенту Токаеву информацию о распределении национального дохода, тем самым подменив функции Агентства по финансовому мониторингу. 

По словам Нурсеитова, государственные решения сегодня все чаще зависят от внешних игроков, а ключевые сферы управления передаются в руки консалтинговых компаний, чьи интересы остаются за пределами контроля Казахстана. 

ЕДИНОЕ ВРЕМЯ – ПО СОВЕТУ ИНОСТРАНЦЕВ

  - Практика показывает: советы иностранных консультантов нередко служат корпоративным интересам в ущерб обществу и государству, - поддержал коллегу председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов» Владимир Мурашов.

  - Помимо стратегий, планов и концепций, законы и нормативные акты разрабатываются под диктовку иностранных экспертов. И наиболее подвержено влиянию извне - министерство финансов РК, которое включило ссылки на различные международные сертификации в восемь своих приказов, включая те, которые устанавливают права допуска к аудиту квазигосударственного сектора.

Помимо этого, по словам Мурашова, министерство финансов создало условия особого условия госзакупок, который позволяет скрыто закупать услуги иностранцев. 

Данияр Нурсеитов проиллюстрировал заявление коллеги примером:

  - Вопрос перевода времени сопровождается ссылками на международных экспертов, в частности, к сомнительному Альянсу за Естественное Время, возникшему в 2020 году, без каких-либо серьезных медицинских и экономических расчетов. На самом деле перевод времени следует рассматривать в комплексе с подходом «Тариф в обмен на инвестиции». Этот подход, предложенный, вероятно, McKinsey или BCG, обернулся простым решением: недостающие инвестиции решили изъять из карманов населения. Понятно, что перевод времени способствует увеличению «инвестиций». Раньше нас раскулачивали, а теперь принудительно вынуждают финансировать энергетику. 

МИЛЛИАРДЫ НА КОНСАЛТИНГ

Спикеры акцентировали внимание участников пресс-конференции на следующем факте: в то время, как в государстве остро стоит проблема сокращения дефицита бюджета и сокращения расходов, квазигосударственные компании не спешат экономить на иностранных консультантах или снижать вознаграждения своим советам директоров. 

  - Например, АО «Пассажирские перевозки» с убытками в 14 млрд тенге за 2021 год и 5,5 млрд - за 2022 год, в сентябре 2023 года заключило контракт с Deutsche Bahn Engineering & Consulting GMBH на сумму 8 млрд тенге для консультаций по стратегиям и бизнес-планам, - перечислил примеры расточительности со стороны нацкомпаний эксперт НКО «НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчётности» Данияр Нурсеитов.

  - КТЖ заключило в декабре 2023 года соглашение с KPMG на 319 млн тенге за ликвидацию юридических лиц. Это в три раза превышает общий доход компании за год, который составил всего 131 млн тенге. В июне 2023 года КТЖ заплатило PwC 676 млн тенге за консультации по тарифной политике. При этом топ-менеджеры КТЖ получили вознаграждения в размере 789,6 млн тенге — на 200 млн больше, чем годом ранее. Вопрос закономерен: за что они получают эти деньги, если их функции дублируют иностранные консультанты?

Кстати, примеров подобного «дублирования» в арсенале у экспертов оказалось немало. 

  - 27 сентября 2023 года Казахтелеком подписал договор с PwC на 893 млн тенге за разработку стратегии цифровой экосистемы. Однако в самой компании действует комитет по стратегическому планированию. Возникает очевидный вопрос: чем занят этот комитет и за что он получает оплату?

Спикеры отметили: в итоге такого «сотрудничества» наше государство платит дважды. Миллионы уходят топ-менеджерам за работу, которую они не выполняют, и иностранным консультантам — за задачи, которые должны решать штатные сотрудники. 

  - Это не только финансово убыточно, но и создает опасную зависимость от внешних структур в стратегически важных отраслях, - подчеркнули они. 

ДВОЙНЫЕ РАСХОДЫ

Данияр Нурсеитов и Владимир Мурашов озвучили и еще несколько фактов. 

  - В октябре 2023 года Казахтелеком заплатил 1,5 млрд тенге компании Rothschild & Co Middle East Limited за консультации по сделке с долями в Kcell или Мобайл Телеком Сервис. При этом Агентство по защите конкуренции заявило о необходимости приватизации Kcell, а приглашение Rothschild выглядит как попытка Казахтелекома оспорить мнение госоргана и сохранить монополию. 

Далее. Бюро по туризму Алматы наняло KPMG для анализа перспектив внутреннего туризма в городе. Однако эти функции, по идее, должен выполнять Казахтуризм. QazTrade, вместо выполнения своих прямых обязанностей, заказывает у PwC исследования и мониторинг экспортных рынков для пищевой, легкой, машиностроительной и химической промышленностей. Вопрос: зачем нужен QazTrade, если его задачи выполняют консультанты? 

Как рассказали эксперты, в мае текущего года Самрук-Қазына нанял KPMG для консультаций по управлению рисками. 

  - Это ярко демонстрирует неспособность топ-менеджмента холдинга самостоятельно справляться с ключевыми задачами, - считает Нурсеитов. 

  - И эти примеры — лишь верхушка айсберга. Иностранные консультанты фактически замещают функции госорганов и топ-менеджмента квазигоссектора, что приводит к неспособности контролировать расходы на консалтинг. 

По мнению экспертов, тот факт, что государство сегодня вынуждено оплачивать работу дважды -  консультантам и топ-менеджерам, которые перекладывают свои обязанности на внешних экспертов, делает систему управления уязвимой и неспособной к самостоятельному развитию. 

СВОЙ КОНСАЛТИНГ БЛИЖЕ К ДЕЛУ

Как признались представители отечественного консалтинга, все их попытки вынести проблему на уровень институтов государственного управления потерпели крах. 

  - Мы неоднократно писали в министерство финансов, в другие госорганы, но никакой реакции не последовало, - сетует Нурсеитов. 

  - И это при том, что глава государства также ставил перед чиновниками вопрос о целесообразности привлечения такого количества иностранных специалистов, чьи услуги стоят на несколько порядков выше, чем услуги казахстанских специалистов. Увы, воз и ныне там. 

Между тем, сложившаяся порочная практика, по словам отечественных экспертов, способствует стагнации и деградации отечественного аудита и консалтинга. Именно поэтому оставшиеся в «вымирающей» профессии специалисты разработали ряд предложений, которые намереваются довести до представительной и исполнительной ветвей власти. 

  - Мы предлагаем закрепить суверенитет в аудиторской и консалтинговой деятельности, - перечислили Нурсеитов и Мурашов. 

  - Внести изменения в Закон РК «Об аудиторской деятельности», отменив монополию профессионального совета и передать его функции в конкурентную среду, поддерживая отечественные компании. Защитить стратегические объекты путем ограничения доступа к ним для иностранных фирм, предотвращая утечку информации. Вывести из советов директоров квазигосударственного сектора лиц, имевших связь с иностранными консалтинговыми компаниями. Ввести контроль за деятельностью иностранных консультантов и объявить мораторий на закуп услуг иностранных консультантов государственным и квазигосударственным сектором. 

Публиковать информацию о законодательных инициативах, основанных на рекомендациях иностранных экспертов. Провести ревизию законодательных и регуляторных актов и анализ законов и решений, принятых под влиянием международных организаций, для исключения норм, угрожающих суверенитету. Вывести из-под особого порядка госзакупок закупки консультационных и аудиторских услуг. 

Спикеры уверены, что государству необходимо сконцентрироваться на развитии и поддержке отечественных консалтинговых и аудиторских компаний, снижая административные барьеры для аудиторского и консалтингового бизнеса. И тогда можно будет не страшиться потери Казахстаном так непросто давшейся независимости.