Ушедший в историю 2024 год подвел своеобразный итог работы многих спортивных институтов страны, поставив ребром вопросы состоятельности и дееспособности отечественной спортивной индустрии.
Олимпиада в Париже подсказала ответы, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы не растерять накопленный багаж, и остатки былого авторитета. У каждой проблемы есть имя и адрес. Вот и после Летней Олимпиады состоялся разбор полетов с участием президента страны. В целом, глава государства дал нелестную оценку тенденции привлечения легионеров, вокруг которых выстроена жизнедеятельность ряда федераций в стране, что в свою очередь, сокращает круг потенциальных звезд из числа казахстанской молодежи. Ulysmedia.kz разбирался с ситуацией в казахстанском спорте.
Показательной в плане неудовлетворительной оценки олимпийской эпопеи стала отставка Ермека Маржикпаева с поста руководителя министерства спорта и туризма. Несмотря на одну золотую и россыпь серебряных и бронзовых медалей (итого: 7), выступление олимпийской сборной вряд ли можно записать в актив топ-менеджменту.
43-е место на Олимпийских играх обесценивает все реляции об успешности этого затратного сектора в стране. Касым-Жомарт Токаев отмечал, что серьезные государственные средства, инвестируемые в спорт, не дают полноценной отдачи, подчеркнув, что «в спортивной сфере существуют коррупционные схемы, наносящие ощутимый урон развитию отечественного спорта и репутации Казахстана на международной арене».
И теперь будет интересно наблюдать за выполнением задачи, поставленной президентом: «повысить престиж Национального олимпийского комитета как в самой стране, так и за ее пределами».
При всем этом, «золото» дзюдоиста Елдоса Сметова ярко демонстрирует, что грамотная работа отдельно взятой федерации и системный подход, выводят таланты на вершину пьедестала. Остальные виды спорта, несмотря на огромные вливания государственных средств, превратились в организации по их освоению.
А другие прозябают без внимания и доступа к финансированию, схожим с вливаниями в велокоманду «Астана», ФК с таким же именем, или ХК «Барыс». Наличие сонма легионеров, на зарплаты которым ежегодно уходят миллиарды тенге, тоже один из косвенных признаков деградации казахстанского спорта.
О застое говорят и неудачи боксеров, вторую олимпиаду подряд оставшихся без золотой награды. Иначе не сказать о братьях-узбеках, удививших пятью золотыми наградами на ринге Парижа! Узбеки никогда не причисляли себя к «боксерским державам», а упорно выстраивали многоступенчатую систему подготовки, соревнуясь, в том числе и в Казахстане, с удовольствием принимая участие в совместных с нашей сборной учебных тренировках. Вот такого развития хочется видеть и у нас, но взять «узбекскую планку» казахстанскому боксу вряд ли удастся на ближайших олимпиадах.
И будьте уверены, вы еще не скоро услышите из уст отечественных спортивных чиновников слова «Казахстан – боксерская держава», потому что перед соседями будет неудобно...
Таким образом, государство нашло своеобразного козла отпущения за «олимпийский недобор по медальному плану», назначив ответственного за все текущие провалы в области достижения спортивных результатов и системных ошибок в лице Ермека Маржикпаева.
Ербол Мырзабосынов, назначенный министром туризма и спорта, по идее должен стать носителем серьезных изменений в вопросах спортивного законодательства и укрепления вертикали власти, минуя посредников. То есть уже должно быть понятно всем радетелям развития спорта Казахстана, что помочь ему можно здравыми законами, дающими преференции бизнесу. А способ государственной поддержки спорта – это постоянный соблазн с коррупционной окраской и за три десятилетия пора бы понять и принять сей факт. Именно изменение закона о спорте планировал Маржикпаев, но теперь этим придется заниматься его сменщику.
Сможет ли, теперь уже и не совсем новый, министр заставить мажилисменов пересмотреть положение о спорте в стране? Аудит всех систем позволит получить адекватное понимание, но при этом заставит поволноваться большой круг околоспортивных функционеров, состоящих в исполкомах и советах директоров множества федераций и спортивных клубов.
Понятное дело, что очередным шагом после слов президента о недопустимости безграничного доверия к легионерам, могут стать долгожданные реформы. Но хватит ли политической воли и влияния Акорды, чтобы обуздать подводные течения?
Возникает вопрос о разграничении ответственности между министерством спорта и туризма и Национальным олимпийским комитетом. В последние месяцы уходящего года были уволены руководители десяти региональных спортивных управлений, что намекает на решимость министерства в реформах.
- В рамках исполнения поручения президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, полномочия по назначению руководителей региональных управлений спорта переданы от местных исполнительных органов министерству туризма и спорта. С этой целью при министерстве была образована специальная комиссия, возглавляемая министром Ерболом Мырзабосыновым. Касым-Жомарт Токаев выразил критику по поводу того, что регионы самостоятельно принимают решения о приоритетных для развития видах спорта. В связи с этим, глава государства поручил правительству восстановить вертикаль управления в спортивной сфере. Основной задачей комиссии является четкое и справедливое распределение ответственности и полномочий между управлениями, - комментируют в спортивном ведомстве направления своей деятельности.
Что касается Национального олимпийского комитета РК, то его возглавил в начале 2024-го Геннадий Головкин. Всенародная любовь и статус легенды мирового бокса выгодно отличают Геннадия Геннадиевича от предшественника Тимура Кулибаева. Доскональное знание трудностей на любом из этапов становления атлета и личное знакомство с тяжеловесами мирового спортивного истеблишмента играют на руку новому руководителю НОК. Персона Головкина вполне соответствует требованиям времени о переменах в спорте, и является олицетворением, пока лишь, ожиданий болельщиков. Действующая система в состоянии перемолоть любого чемпиона, и можно лишь посочувствовать тандему первых руководителей в лице Головкина и Мырзабосынова, которым предстоит столкнуться с очисткой авгиевых конюшен в ближайшем будущем и дать первые результаты через четыре года на Олимпиаде в Лос-Анжелесе.
Говоря об объекте из греческой мифологии, который подвергся очистке благодаря смекалке Геракла, можно вспомнить и казахстанский футбол.
На протяжении всего года его лихорадило не по-детски. Начался чемпионат страны с новости о снятии команды с чемпионата страны в Казахстанской премьер-лиге, что сократило число претендентов на медали до 13-ти клубов. Из-за ремонта «Астана-Арены» столичная «Астана» проводила домашние матчи в Алматы. Привычный в стране алогизм, когда клуб проводит свои встречи в чужом городе. То есть, не имея самодостаточной инфраструктуры, на протяжении многих лет тратит государственные деньги на зарплаты легионерам.
Куча еврокубковых матчей и квалификации сборной прошли в Алматы, и отличительной чертой стали провалы организационного характера, недопустимые в уважающих себя футбольных государствах.
Красной нитью через весь футбольный сезон прошла квалификация в Лиге Наций сборной под руководством Станислава Черчесова. Напомним, что Станислав Саламович разочаровал общественность неспособностью установить контакт с футболистами, и донести до них свои идеи.
Как итог футбольного сезона 2024: провальное выступление сборных во всех возрастах, и блеклое выступление казахстанских клубов, забитых легионерами, в престижных еврокубковых соревнованиях.
Вишенкой на прогорклом тортике стала внезапная отставка с поста президента Казахстанской федерации футбола ставленника Адильбека Джаксыбекова Адилета Барменкулова. Его пребывание на посту не привело к существенным переменам, и кризис лишь затянулся.
И опять встал вопрос о раковой опухоли, пожирающей футбол изнутри и оперативном вмешательстве. Известный футбольный функционер и энтузиаст развития футбола и футзала из Актобе Николай Иванов считает, что «акиматы, на балансе которых находятся профессиональные клубы, являются прямым источником коррупции в футболе. Узкий круг лиц, будучи избранными в советы директоров ФК после закрытых и безотчетных совещаний, занимается распределением выделяемых государством средств, назначает зарплаты и премиальные, отправляя в бездну огромные средства, равнодушно наблюдая за обветшалостью стадионов и приписывая количество занимающихся футболом людей. 44 тысячи человек, если судить по бумагам, занимаются футболом в Актюбинской области. Но для такого числа нет никаких полей, площадок и стадионов по всей области, однако они существуют на бумагах, и дети, и поля, и идеальные условия...»
Николай Григорьевич считает, что любые реформы в футболе страны необходимо начинать с обрывания связей между акиматами и профессиональными клубами.
- Это в разы оздоровит ситуацию, и позволит привлекать крупный и средний бизнес в футбольную индустрию, а футболом обязан заниматься человек с опытом работы в данной отрасли. Вникая в проблемы, он не должен отвлекаться на общение с околофутбольными воротилами, не представляющих себя вне футбольной кормушки.
На сегодняшний день все коррупционные схемы начинаются с безотчетности руководства КФФ перед общественностью и сращиванием ФК с областными акиматами, - оценивает он ситуацию.
Помните крылатую фразу: «Следующий будет хуже»? Именно она приходит на ум, когда понимаешь, что пришедший на замену Барменкулову Марат Омаров, 20 декабря назначенный руководить КФФ после подковерных маневров под названием «выборы президента КФФ». Именно Омаров станет генерировать идеи по оздоровлению футбола, как бы намекают кукловоды. Ну что ж. Пока они делают вид, что работают на благо футбола, мы будем делать вид, что искренне им сопереживаем и желаем оставаться вне поля зрения компетентных органов, которые ждут команды сверху…
Но не везде у нас царит пессимизм. Из изменений, на посту президентов федераций легкой и тяжелой атлетики необходимо учитывать, что королевой спорта в КЗ отныне будет руководить Ольга Рыпакова – олимпийская чемпионка в тройном прыжке, пришедшая в федерацию после отставки Даниала Ахметова. Еще одна креатура уровня Головкина, имеющая статус и авторитет в мире спорта, от которой мы ждем перемен в одном из недоступных для нас, но очень медальном виде спорта.
Заслуживают внимание изменения в политике Федерации тяжелой атлетики. На недавнем чемпионате мира в Бахрейне два наших тяжелоатлета выиграли первые места. Нургиса Адилетулы и Артем Антропов стали обладателями золотых наград и первыми вестниками нового отсчета в истории тяжелой атлетики. Напомним, что репутация отечественной штанги в глазах ВАДА и международной общественности серьезно подмочена допинговыми скандалами.
Все победы Ильина, Рахимова, Манезы, Чиншанло и других штангистов аннулированы. Нашу сборную отстранили от Игр в Париже, и отмываться будет очень трудно. В этот момент победы Нургисы и Артема позволяют рассчитывать, что приход на пост президента федерации Гаджи Гаджиева открывает новую эру в отечественной штанге. Каждый шаг наших спортсменов будет рассматриваться под микроскопом, и любое подозрение в антиспортивном способе ведения борьбы грозит тяжелыми последствиями. Уверены, понимает это и новая команда Гаджиева, готовая вернуть былое доверие к казахстанской тяжелой атлетике.
Наблюдая передачу эстафеты между 2024-м и 2025-м годами, можно лишь с иронией сожалеть, что добрая часть наших федераций не попала под обструкцию международных организаций. Глядишь, осознанность пришла бы, как к тяжелоатлетам, и о процессе оздоровления можно было бы говорить предметно в каждом виде спорта. Пока же приходится констатировать, что косметический ремонт не влияет на крепость фундамента.
Опыт предыдущих лет подсказывает, что уже в следующем году нам предстоит наблюдать за глобальной борьбой. И, судя по всему, это будет борьба с ветряными мельницами.
Автор: Талгат Садыков