×
527.23
544.05
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
527.23
544.05
5.05

Налоговые гайки: что ждёт казахстанский бизнес в 2025 году

08.01.2025, 09:45
Налоговые гайки: что ждёт казахстанский бизнес в 2025 году
Коллаж Ulysmedia.kz

В Казахстане существенно возросла налоговая нагрузка на МСБ. Чем может обернуться намерение правительства «обеспечить более справедливое распределение налогового бремени», разбирался Ulysmedia.
 

Новый год принес значительные изменения в налоговую систему. С 1 января 2025 года вступили в силу поправки, затрагивающие практически все категории налогоплательщиков. Основной акцент сделан на увеличении налоговых ставок и расширение налоговой базы.

Что изменилось

Одним из самых заметных изменений стало увеличение ставки социальных отчислений с 3,5% до 5%. Кроме того, с целью расширения налоговой базы, введены социальные отчисления по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), что существенно сузит возможности бизнеса для оптимизации налогов. Для граждан повышение налогов также означает сокращение дохода. Особенно сильно это почувствуют те, кто работает по договорам ГПХ, так как теперь они будут платить больше социальных отчислений.

Кроме того, ставка социального налога выросла до 11%, а обязательные пенсионные взносы работодателей увеличатся с 1,5% до 2,5%. Корректировки в совокупности повысят общий уровень единого платежа до 23,8% по сравнению с прошлыми 21,5%.

Минимальный расчетный показатель (МРП) вырос с 3 692 до 3 932 тенге, что повлечет пересмотр размеров вычетов, предельных сумм взносов и других налоговых параметров. Кроме того, соответственно, выросли суммы штрафов, госпошлин и других платежей.

Последствия для бизнеса

Согласно прямому поручению президента, принятие нового Налогового кодекса было перенесено на 2026 год. Довольно мудрое решение, учитывая мощную критику новелл проекта НК со стороны бизнеса. По мнению экспертов, экономистов, руководителей предприятий, проект налогового кодекса был направлен скорее на усложнение жизни бизнесу, и сделал бы налоговое администрирование ещё более жестким, чем раньше. Хотя изначально президент поручал сделать кодекс простым, понятным и необременительным, чтобы мотивировать казахстанский бизнес на развитие.

Тем не менее, как уже понятно, правительство не намерено отказываться от планов повышения налогов. Кабмин понять тоже можно – бюджет в дефиците, а налоговые поступления оставляют желать лучшего.

Но маловероятно, что повышение ставок социальных отчислений и налогов приведет к желаемому результату. Скорее наоборот - налоговые игры правительства могут привести к сокращению поступлений за счет массового перехода бизнеса к «зарплате в конверте», к банкротству предприятий, разгону инфляции.

Причины:

  • увеличение налоговых платежей неизбежно приведет к повышению издержек производства;
  • бизнесу придется адаптировать свои бухгалтерские и налоговые системы к новым правилам, а это тоже расходы;
  • изменение налогового климата может потребовать пересмотра бизнес-планов и поиска новых источников финансирования;
  • для компенсации возросших издержек многие компании повысят цены на товары и услуги.  

Доходы и расходы

Экономист Эльдар Шамсутдинов считает, что цифровизация в Казахстане достигла таких масштабов, что уйти в тень бизнесу будет непросто.

- Если всерьез этим заняться, то в базах можно увидеть практически всех. Есть, конечно, бизнес криминальный – но это проблема больше силовых органов, там все гораздо сложнее, но они от налогов и не зависят. Мы говорим про «серый» сектор, а он виден. Тут вопрос в другом, стоит ли усугублять социальную напряженность и ставить всех в жесткие рамки, или подходить к этому мягче и понемногу увеличивать налоги и оптимизировать бюджет.

По мнению экономиста, это должно происходить одновременно, так как одно невозможно без другого.

Финансовый аналитик Андрей Чеботарев утверждает, что повышение налогов кого-то уведет в тень, но бюджет точно спасет.

- Налоги давно нужно было повышать – мы страна самых низких налогов на постсоветском пространстве. И на самом деле повышение НДС тоже было бы хорошим выходом. И без повышения налогов мы вообще далеко не уедем, потому что дефицит бюджета огромный и он будет расти. К сожалению, нет другого выхода. Этот процесс назревал давно, понятно, что все время брать из Нацфонда нельзя, и повышать расходы без роста доходов, тоже нельзя, - говорит Чеботарев.

А у общественного деятеля и бывшего депутата мажилиса парламента Владимира Дворецкого другая точка зрения.

 - Конечно, это увеличивает теневую составляющую, а вместе с ней и коррупционную. По-хорошему, надо погружаться в специфику каждой деятельности и устанавливать справедливые ставки, которые мотивируют развитие и рост. Это абсолютно реально, но для этого нужна голова, которой у псевдо-конструкторов нет. Они не обсуждают тему с экспертами, потому что при этом будут жалко выглядеть и не смогут выполнить установку кукловодов-начальников, - считает Дворецкий и утверждает, что повышение налогов – это самый примитивный и неработающий способ пополнения бюджета.