События в январе заставили казахстанцев всерьез задуматься о системе защиты. Корреспондент Ulysmedia.kz проанализировал цифры о погибших, пострадавших, о разрушенном и сгоревшем, и пришёл к выводу, что тему строительства атомной станции в стране придётся отодвинуть на перспективу. Видимо, не близкую.
Я сам – противник строительства её здесь, но, не будучи ни радикалом, ни экспертом, допускаю, что могут существовать, или появиться безопасные, с точки зрения эксплуатации, технологии АЭС, и, может быть, даже будет убедительно решена долгосрочная задача хранения отработанного топлива. И, когда и, если,такой проект будет представлен общественности и независимым экспертам, и не кулуарно одобрен – тогда позиция сторонников строительства будет выглядеть убедительно. Но прежде необходимо, чтобы казахстанское общество устойчиво перешло в состояние, в котором невозможно повторение пережитого нами.
Следующий момент многим может не понравиться, но сейчас не то время и нет вопрос, чтобы руководствоваться мотивами приобретения симпатий. К проблеме безопасности атомных объектов всегда было принято относиться ответственно. В эпоху геополитического соперничества с США Советский Союз строил всем странам-союзницам заводы, порты, плотины. Но АЭС строили только в Восточной Европе, где с 1960-х массовые вооруженные беспорядки были исключены. Какими бы просоветскими ни были те или иные режимы в африканских странах, об АЭС там речь даже не шла. Опасность попадания такого объекта в зону гражданского конфликта, всеми осознавалась. И до сих пор АЭС работают или создаются там, где массовых кровавых беспорядков нет.
Можно, конечно, возразить – а как же многолетний конфликт с курдами в Турции и строительство “Аккую”? Или “Бушер” в Иране и “Зеленая революция” в 2009-м, или беспорядки в 2017-2018 годах? Вот именно – как? Это вопрос. Кстати, заметим, в упомянутых иранских беспорядках погибло заметно меньше людей, чем число, что прозвучало у нас после технической ошибки. Главное – власти в Анкаре и Тегеране имеют большой опыт купирования массовых беспорядков.
Можно ли уверенно обеспечивать безопасность атомных объектов, как АЭС? Наверное, в наше время, можно. Система охраны таких объектов – сверхсекрет во всех странах мира. И это правильно. Но базовых вариантов ее функционирования, в принципе, не много. Есть спутниковое слежение за передвижениями в регионе. То же можно делать в координации с авиацией, с использованием дронов, с применением постоянного прослушивания радиоэфира, агентурной разведки.
Естественно, можно окружить объект не просто военизированной охраной, но и дислоцировать рядом воинские части. Но сколько их потребуется – батальон, полк, дивизия? И ведь всё это в итоге, ложится на себестоимость выработанной электроэнергии. По “бухгалтерии” энерговедомства довольствие солдат и ремонт казарм проходить не будут, но – карман-то у государства, в итоге, один. И у конечных потребителей тоже.
В нашем случае даже сложнее. Строить АЭС хотят на Балхаше, чтобы решить технический вопрос с охлаждением объекта. То есть, понадобится создавать систему гидротехнических объектов. Сейчас её на Балхаше и близко нет. Это само по себе дело недешевое. Так еще и их тоже придется постоянно охранять! В итоге мы имеем потенциально крайне опасный объект, немалой площади (сопоставимой со средним городом) и со сложной инфраструктурой. И этому всему надо обеспечивать безопасность!
При том, что такие объекты, в силу их колоссальной политической значимости, это «магнит» для всех экстремистов, кто хочет поставить власть в известное положение и диктовать свои условия. А в странах, где социально-экономические проблемы обострены, такие желающие всегда найдутся. Так зачем сейчас (то есть, в ближайшие годы) поднимать вопрос о строительстве АЭС в Казахстане? Если только с целью создать потенциальные проблемы? Ну, если так…
Виктор Сулькевич