Пока в стране не наблюдается предпосылок к изменению системы, о необходимости которых говорят экономисты.
Аплодисменты, горячие слова поддержки, отклики депутатов, безработных и трудящихся. Но всё чаще в этом хоре раздаются голоса пессимистов и вопросы, как будут претворяться поручения президента в жизнь. Корреспондент Ulysmedia.kz вместе с экспертами проанализировала, стоит ли казахстанцам надеяться на светлое будущее.
После январских событий, на заседании правительства Касым-Жомарт Токаев дал поручения, касающихся сферы экономики. В частности, он говорил о необходимости повышения доходов населения, реформировании фонда «Самрук-Казына» и снижении инфляции. Также президент признал наличие в экономике олигополии и призвал богатых бизнесменов пополнить фонд «Қазақстан халқына» - «Народу Казахстана».
Финансист Расул Рысмамбетов одобряет предложения Токаева, но отмечает, что сначала нужно решать самую главную проблему – создавать стабильные рабочие места. Повышать доходы населения именно за счет этого, а не с помощью адресной социальной помощи. Причем стабильные рабочие места – это не какая-нибудь сортировка мусора на 3 месяца, а возможность работать минимум года три.
- У нас очень большой квазигоссектор, хотя с приходом Токаева его начали потихоньку сокращать. Но там всё ещё много блатных – родственников и друзей высших должностных лиц, и я сейчас не про зятьёв говорю. Фонд «Самрук-Казына» по-прежнему «нашпигован» такими людьми, там раздут штат управления. Назарбаев несколько раз пробовал его реформировать, но не получилось. Для этого недостаточно одной политической воли, нужны еще и специальные знания, а у нас профессионалов по реструктуризации работы квазигоскомпании на всю страну 5 человек, и это я ещё оптимистично говорю.
Рысмамбетов считает, что пора прекратить «кормить» нацкомпании – они сами должны зарабатывать. Но, по его мнению, просто закрыть «Самрук» не получится - это значительная часть экономики. Под фондом 300 компаний, прямо или косвенно на них работает более 200 тысяч человек.
Изначально правительство не смогло создать то, что хотел Назарбаев, а именно, аналог Temasek – сингапурского фонда, который принадлежит минфину этой страны. В отличие от «Самрука», от Temasek требуют прибыльности. Рысмамбетов отмечает, что также пора пересмотреть деятельность холдинга «Байтерек» и его «дочек» - кого-то реформировать, кого-то бросить на произвол судьбы. Также эксперт считает, что необходимы послабления бизнесу - понятный налоговый режим, снижение штрафов и помощь в экспорте.
Экономист Айдархан Кусаинов отмечает, что поручения президента Токаева осуществимы, но с трибун так и не прозвучало, как это сделать. Пока все привычно твердят - улучшить, расширить, не допустить, проконтролировать и т.п. Системных изменений пока не произошло.
- Нам нужно принципиально изменить философию экономической политики и госуправления. Пока что у неё два пункта: «Мы поможем бизнесу, а он поделится с людьми» и «Ручное управление». Первый принцип не работает нигде, но почему-то практикуется у нас. А ручное управление государства - это несерьезно и неэффективно, взять хотя бы регулирование цен на рынке. Надо перейти к нормальным макроэкономическим рычагам и денежно-кредитной политике инфляционного таргетирования. У нас курс пытаются сделать стабильным через интервенции, а он должен быть плавающим.
Экономист Арман Бейсембаев тоже поддерживает меры, озвученные президентом. Но если систему действительно начнут резко менять, предупреждает эксперт, нас ждет кризис.
- Всем хочется быстрых и легких рецептов, но их нет. Работать придётся много и долго. Систему власти и экономическую систему, которые глобально выстраивались последние 30 лет, локально – последние 15 лет, просто так сломать не получится. В 90-е мы смотрели в сторону рыночных механизмов, но после кризиса 2008 года вернулись в некоторой мере к социалистическим методам, перешли на ручное управление, начали контролировать цены. Изменение системы не проходит безболезненно, поэтому нас ждет кризис, который может растянуться на год-два. И это будет не вина президента, а обстоятельства. Я подозреваю, что мы только-только входим в этот кризис.
Бейсембаев объяснил, почему не получится быстро повысить доходы населения: если напечатать и раздать деньги людям, это повысит инфляцию, а президент поручил снизить ее в два раза. Чтобы это сделать, нужно, наоборот, перестать повышать зарплаты. Надо определиться – либо снижать инфляцию, либо повышать доходы, гоняясь за популистскими решениями.
- Государство должно снижать свое присутствие в экономике и брать на себя роль верховного арбитра. То есть находиться над схваткой, следить за правилами игры, и ни в коем случае не конкурировать с частниками, как это происходит сейчас. Надо снова поднять тему прогрессивного налогообложения, хотя бы в пилотном режиме – это хорошо перераспределяет средства внутри экономики.
Эксперт отметил и другие меры, полезные для экономики: рабочие горизонтальные и вертикальные лифты, поддержка малого и среднего бизнеса, повышение качества образования, рабочие институты.
- Лифты помогут избавиться от «агашкиных балашек», которые только приходят за зарплатой и ничего не делают. Развитие малого бизнеса поможет вырастить профессионалов. Вдобавок, именно МСБ имеет большой потенциал в части идей и инноваций, но у нас он подавлен. Образование повысит качество человеческого капитала, ведь у людей с плохим образованием не поставлены мозги, и они автоматом лишаются всех перспектив и шанса выбраться из бедности.
Что касается взносов олигархов в фонд «Народу Казахстана», экономисты сходятся во мнении, что это правильно, и речь здесь не идёт о «раскулачивании» или национализации. По мнению Армана Бейсембаева, Токаев даёт сигнал олигополиям: «Ребята, ваше время заканчивается, теперь вам придется конкурировать на честном рынке. А сейчас пора поделиться».
- Токаев признал, что некоторые разбогатели при помощи государства, а признание проблемы – первый шаг к её решению, - убеждён Бейсембаев.
Кусаинов, в свою очередь, предполагает, что были достигнуты некоторые политические договорённости с определённым кругом лиц, которые добровольно согласились поделиться. А Расул Рысмамбетов отметил, что некоторые крупные компании и вовсе могли не соблюдать правила трансфертного ценообразования: продавали сырье или, например, зерно по заниженной цене своей же компании за рубежом, а та уже продавала на месте по высоким ценам. Таким образом и богатели.
Так или иначе, одно поручение начали реализовывать – в фонд «Народу Казахстана» уже перечислены миллиарды тенге. Что касается других, то их невозможно выполнить так быстро. К сожалению, не видно пока и предпосылок к изменению системы, о необходимости которых говорят экономисты. Вопрос в том, стало ли государство после январских событий чуть более «слышащим» - прислушается ли оно к советам экспертов и решится ли на реальные изменения не только в экономике, но и в политике.