На правительственном часе в парламенте система медстрахования в целом, и работа минздрава подверглись резкой критике. Депутаты задавали острые вопросы касательно ФСМС и ОСМС, и ответы министра здравоохранения Акмарал Альназаровой сложно назвать хотя бы удовлетворительными, передает Ulysmedia.kz.
Акмарал Альназарова, уже по сложившейся у министров традиции, зачитала депутатам отчет о работе системы обязательного медицинского страхования, из которого можно сделать вывод – что с этим в Казахстане все хорошо. Проблемные вопросы скрыты за акцентом на достижениях. А если достижений не хватает, то посыл минздрава позитивный – мы работаем над искоренением проблем.
Например, вопрос единой государственной медицинской системы. Альназарова обрадовала, что уже в этом году планируются большие подвижки с ее внедрением. И вот здесь напомним, что нынешний министр здравоохранения минимум седьмой по счету, от которого мы слышим подобные обещания.
Еще в 2009 году примерно в том же стиле о единой госсистеме говорил экс-министр здравоохранения Доскалиев. Потом были Каирбекова, Дуйсенова, Биртанов, Цой, Гиният и теперь Альназарова.
При Биртанове запуск такой системы даже презентовали, но на поверку оказалось, что за единую информационную систему выдали приложение частной компании «Дамумед».
Причем еще в 2013 году была разработана концепция электронного здравоохранения с упором на цифровизацию. В 2020 появилась новая концепция, согласно которой запуск единой медицинской системы должен состояться в этом году. Но, судя по всему, полноценного запуска в этом году не будет.
Сейчас в здравоохранении Казахстана существуют порядка 17 государственных информационных систем. Не считая еще с десяток частных, которые тоже довольно широко используются негосударственными лечебными учреждениями. Задача свести все медицинские информационные системы в единую, что даст возможность государству видеть полную картину в здравоохранении и естественно полный контроль над ситуацией, и гарантию нераспространения личных данных казахстанцев. Во всяком случае будет точно известно кто виноват в сливе.
Еще лет 15 назад владельцы частных медицинских информсистем предлагали государству совершенно бесплатно разработать необходимое программное обеспечение и создать государственную платформу. Такая благотворительность объясняется тем, что частники кровно заинтересованы интеграцией с госсистемой, что дает им гарантию, что при внедрении единой системы они смогут к ней, подключится и не останутся за бортом. Однако предложение частников государство не заинтересовало.
Зато, с тех пор, если судить по информации из открытых источников, на эти цели были затрачены десятки миллиардов тенге. Такая сумма выглядит настолько нереальной, что Ulysmedia.kz обратился с запросом в министерство здравоохранения за уточнением. И по получении ответа обязательно расскажет сколько же потратили бюджетных денег на единую медицинскую систему, которой до сих пор нет.
Когда вводили ОСМС говорили, что это позволит снизить карманные расходы граждан. Но по факту они выросли. Если в 2020 году население заплатило за меж услуги 252 млрд тенге, то в 2024 уже 959 млрд.
Не выполняются обязательства государства, к примеру, только за счет самовольного изменения Минфином взносов государства за льготные категории в ОСМС в 2025 году недопоступит 300 млрд тенге. Кроме того, по итогам 2024 года имеется долг государства в размере 252 млрд тенге.
Минздрав переложил на фонд обязательного медицинского страхования часть своих функций. Таких как: работу по случаям материнской смертности, функции по тарифообразованию, администрированию бесплатных лекарств, формированию зарубежного лечения и др.
Тарифы за мед услуги по страховке рассчитываются исходя из медианной зарплаты, которая на порядок меньше средней зарплаты по республике, что является одной из причин недофинансирования ОСМС.
В ФСМС не знают, как сделать систему медицинского страхования привлекательной для граждан, а минздрав пока не уверен, что может гарантировать высокое качество услуг по бесплатному пакету. Чтобы казахстанцы, оплачивая взносы не обращались со своими проблемами в частные клиники, по сути, оплачивая медуслуги второй раз.
Выявлены случаи, когда услуги оказывали медучреждения не имеющие лицензии на подобный род деятельности. Только по двум таким фактам речь идет о об услугах на 16 млрд тенге. Эти деньги государству возвращены не будут, нет законных оснований на их возвращение.
Приписки, когда на человека оформляется услуга, которую он не получал, предложено вывести в разряд уголовных преступлений.
Предлагается создать приложение, где каждый казахстанец может видеть сумму, которая у него есть на бесплатные медуслуги. Кроме того, предлагается создать что-то вроде личных счетов граждан согласно их выплатам, с которых и будут оплачиваться мед услуги.
Человек, работающий на двух работах платит в ОСМС дважды. Предложено ограничить выплаты только с одной работы или, хотя бы, выставить определенный предел по общей сумме.
Предложено проработать вопрос возврата средств гражданам, особенно если они вынуждены платить за медуслуги в частных клиниках.