×
518.14
537.57
5.27
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.14
537.57
5.27

Неприкасаемые: почему спасать госбюджет будет бизнес, но не банки

Сегодня, 08:20
Неприкасаемые: почему спасать госбюджет будет бизнес, но не банки
Коллаж Ulysmedia

Сейчас в информационном поле Казахстана активно продвигается идея, что налоговая реформа не должна особо коснуться банковской системы, потому что пострадает народ. Разбираясь в вопросе, Ulysmedia.kz выяснил, что за заботой о населении, возможно, стоит нежелание банкиров вносить вклад в развитие экономики.

Повышение налога для бизнеса и снижение порога по НДС, что значительно увеличит количество плательщиков, уже пора принять как свершившийся факт. Как и то, что планируемые правительством дополнительные налоговые поступления в бюджет в 5-7 трлн тенге, в итоге заплатит население. Поскольку после повышения НДС в рост пойдут и цены. Депутаты обещают лечь на амбразуру, и защитить МСБ и население. Но президент уже дал карт-бланш правительству, в целом одобрив налоговую реформу, и вопрос только в том, когда и насколько поднимется налог на добавленную стоимость, а вслед за ним вырастут и цены.

НА ЗАЩИТЕ БАНКОВ

Однако на фоне баталий по НДС идет и другая, не столь заметная война - за корпоративный подоходный налог банков. В ходе обсуждения будущего налогового кодекса депутаты решили, что правительство несколько снисходительно относится к банковскому сектору.

Асхат Аймагамбетов

  - В проекте правительства корпоративный подоходный налог (КПН) для банков установлен на уровне 25%, но мы предложили повысить его до 30%. Это справедливая мера, учитывая высокую прибыльность банковской сферы, особенно в условиях увеличения дивидендов, которые выросли в разы, - писал депутат Асхат Аймагамбетов в своем телеграм-канале.

А депутат Анас Баккожаев вообще предлагал повысить КПН для банков до 50%.

  - Надо настоять. 50 трлн тенге просто так лежат. Их в ценные бумаги вложили и не ничего не делают, – отмечал Баккожаев.

Анас Баккожаев

Но на защиту банковской системы встали Нацбанк и эксперты. Комментируя возможное повышение КПН для банков глава финрегулятора Тимур Сулейменов сказал:

  - Если правительство и парламент будут говорить, что в целом КПН поднимается на 25%, тогда и банки будут под него попадать, потому что это системное горизонтальное решение. Но если банки будут выделять, и наказывать за последние пару лет высокой доходности, эти годы были для банков действительно неплохими, потому что базовая ставка была высокой. Но ставка снижается, она не будет вечно высокой, и какова будет доходность в банке, покажет будущее, – добавил Сулейменов.

Тимур Сулейменов

ВСЕ БУДЕТ ПЛОХО

Если говорить языком цифр, то «неплохие годы» банковской системы Казахстана, по официальным данным выглядят так:

В 2022 году чистая прибыль банков составила 1,5 трлн тенге. В 2023-м - около 2,2 трлн тенге. В прошлом году уже 2,6 трлн тенге. То есть чистая прибыль банков растет планомерно, а значит растет и размер дивидендов, которые получают акционеры банков из числа олигархов.

При этом, ряд экспертов, выступающих против резкого повышения банковского КПН рисуют довольно мрачное будущее.

Как минимум рост - процентов по кредитам, что снизит финансовые возможности казахстанцев, поскольку банки повышение КПН переложат, опять-таки на плечи населения.

Как максимум, считают эксперты, мы столкнемся со стагнацией банковского сектора. Поскольку банки, это тоже бизнес, а снижение прибыльности за счет чрезмерного налога сделает его не интересным для инвесторов. А значит акционеры перестанут вкладывать деньги в развитие банков.

Однако по мнению политолога и общественного деятеля Санжара Бокаева, это довольно слабые аргументы.

  - Когда президент говорит, «затяните пояса», он не имеет в виду простых казахстанцев. В первую очередь он имеет в виду элитарные группы. Что олигархам надо ужать свою маржу. Но крупный бизнес почему-то этот месседж не ловит, и грозит - увеличите нам налог, мы возьмем, да и поднимем цены на свои банковские продукты, услуги, товары и так далее. Давайте вспомним, что по методике расчетов ООН, в Казахстане сейчас средний класс составляет всего 6-7%, еще 5-6% это зажиточные, богатые граждане. То есть почти 90% - это бедные слои населения. Я считаю, что банкам пора ужаться и КПН для них поднимать надо, только сразу обговорить: мол, ребята, у вас и так бешенные проценты по кредитам, мы видим финансовые результаты вашей деятельности. Ведь только в прошлом году на каждый банк, в среднем, пришлось чуть ли не по 200 млрд тенге чистой прибыли. Это колоссальные суммы, - считает Санжар Бокаев.  

Санжар Бокаев

НЕ НАГНУТЬ, А ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ

Любопытно, что информационная защита банковской системы мягко обходит тот факт, что депутаты предлагают не тупо нагнуть банки повышением КПН до 30-50%. Они предлагают заставить их поработать на экономику страны. Депутат мажилиса Анас Баккожаев говорит, что казахстанские банки через чур увлеклись розничным кредитованием населения, забыв, что являются кровеносной системой экономики Казахстана.

  - В подавляющем большинстве стран вклад банков в экономику, составляет не менее 50% от ВВП. В Китае 195%, в Германии 70%, а у нас всего 9,5%. И как мы будем расширять налоговую базу, если у нас не растет реальный сектор, потому что его банки кредитуют очень слабо? Как мы будем решать проблемы с безработицей, если не растет реальный сектор, - задает вопросы Анас Баккожаев.

Депутат отмечает, что банкам очень удобно заниматься потребительским кредитованием и вкладывать деньги в государственные финансовые инструменты. Но пора и вспомнить, что государство неоднократно занималось оздоровлением банковской системы за счет бюджета.  Несколько раз спасало ситуацию с ликвидностью банков за счет госсредств, поэтому настала пора ответного жеста. 

  - Мы хотим добиться, чтобы банки свою ликвидность, свободный капитал, вкладывали в реальный сектор. Мы даже предлагаем КПН до 10%, если банк вкладывает деньги в АПК. Если идут вливания в реальный сектор, кроме АПК, то ставка 20%. А если банки собираются и дальше зарабатывать на розничном кредитовании и государственных ценных бумагах, то ставка КПН, однозначно, должна быть наивысшей, - подчеркнул Баккожаев.

СВОБОДНЫЕ ОТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Депутаты серьезно настроены ввести для банковской системы Казахстана дифференцированную ставку КПН, чтобы у БВУ появилось мотивация работать на экономику страны. Но, очень многое зависит от правительства, говорит Санжар Бокаев.

  - За каждым банком, да и вообще за каждым крупным бизнесом стоят олигархи. И олигархическое лобби в правительстве сейчас очень сильное, я бы сказал, что настолько сильным оно еще не было никогда. Поэтому высокопоставленным чиновникам проще нагнуть 20 млн простых казахстанцев, чем, условно, 20 зажиточных людей, - уверяет политолог.

Тем временем и оценки международных организаций говорят, что казахстанская банковская система свободна от обязательств перед экономикой страны.

Так, в прошлом году в одном из отчетов Всемирного банка сказано, что месячная рентабельность банковского капитала в Казахстане достигла многолетнего максимума в 34,8%. И это, благодаря высокими реальными кредитными ставками и ростом чистой процентной маржи.

  - Банки Казахстана уже давно имеют одни из самых высоких показателей прибыльности среди аналогичных стран, богатых ресурсами, – говорится в отчете Всемирного банка. 

А уже в этом году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings отметило, что банки по-прежнему получают выгоду в основном от высоких процентных ставок по розничным кредитам. А в 2025 году продолжат генерировать высокую прибыль, несмотря на планы правительства увеличить налоги для сектора.  

  - Мы считаем, что казахстанские банки смогут переложить возросшие налоговые издержки на плечи своих клиентов за счет более высоких комиссий, – утверждают аналитики агентства.