Ликвидация дефицита республиканского бюджета зависит не только от роста налоговых поступлений, но и от сокращения расходов. Учитывая, что сейчас правительство активно продвигает повышение налогов, Ulysmedia.kz решил разобраться, на чем государство может сэкономить. Выяснились довольно любопытные факты. Например, расходы бюджета потеряли прозрачность.
Год назад, когда Олжас Бектенов сел в кресло премьер-министра, на одном из первых заседаний нового правительства шла речь об оптимизации расходов республиканского бюджета. Нурлан Байбазаров, который тогда занимал пост главного по экономике, доложил, что есть расходы, которые можно спокойно отложить на «когда-нибудь потом».
Среди таких расходов были названы текущие административные траты госорганов (проведение форумов и исследований, командировки). А также проекты с мероприятиями, не имеющими первостепенного значения, например, строительство административных зданий и текущие ремонты.
Олжас Бектенов одобрил желание кабмина ужаться.
- Сэкономленные финансовые средства направим на рост экономики, не разбрасываясь ими направо-налево. Эту работу необходимо продолжить, и учесть результаты при формировании проекта республиканского бюджета на 2025-2027 годы, — сказал тогда премьер.
Что касается командировок и исследований то возможно расходы и сократили, хотя не факт. Высокопоставленные чиновники из министерств довольно часто мелькали в новостях с зарубежных мероприятий. Что касается форумов и конференций внутри страны, то в прошлом году их было проведено более 40. Нельзя исключать, что цель зарубежных поездок чиновников, как и казахстанских форумов более чем благая. Привлечение инвестиций и поддержка международного имиджа страны. Однако результат этих расходов скорее всего отсроченный, поскольку на расширенном заседании правительства в конце января президент констатировал негативную статистику.
- За девять месяцев прошлого года объем прямых иностранных инвестиций составил 12,7 млрд долларов, что на 36% меньше вложений за аналогичный период 2023 года, - сказал Касым-Жомарт Токаев.
Не лучше ситуация сложилась и с желанием отказаться от расходов, «не имеющих первостепенное значение».
В проекте бюджета на 2025-2027 годы, есть перечень «бюджетных инвестиций, финансируемых за счет республиканского бюджета». В частности, там указано строительство комплекса административных зданий МВД в Астане.
В 2025 году расходы в 20 млн тенге на разработку проекта, и на само строительство в последующие два года еще порядка 75 млрд тенге.
Нынешнее здание МВД было введено в эксплуатацию в 2003 году и возникает закономерный вопрос – а зачем министерству новый комплекс? У нас только две версии, не считая конспирологических. То ли штат центрального органа правоохранительной системы разросся до таких размеров, что кабинетов на всех не хватает, то ли само здание за 20 лет пришло в негодность и пора его списывать.
Здание МВД в Астане
Кстати, в истории резиденции МВД есть один любопытный факт – в 2001 году на ее строительство в Астане по проспекту Манаса,4 выделялось 200 млн тенге. Сейчас на этом месте стоит торговый центр.
За давностью лет сложно сказать, чем не угодило МВД место на проспекте Манаса, и было ли нынешнее здание построено именно на те 200 млн. Это дела давно минувших лет. А сейчас куда важнее понять трансформацию, которая произошла с прозрачностью расходов бюджетных средств.
Дело в том, что перечень «бюджетных инвестиций, финансируемых за счет республиканского бюджета» из окончательной версии документа, подписанного президентом, исчез. Да и сам документ очень сильно отличается от проекта в части информативности о расходах. Если в проекте подробно расписаны все статьи по каждому министерству, вплоть до строительства отдельно взятой сельской поликлиники или пробивки улиц в мегаполисах, то в окончательном документе только общие статьи расходов по министерствам. При этом в предыдущем бюджетном законе 2024-2026, расходы по точечным проектам указаны.
Учитывая сотни миллиардов расходов бюджета на 2025-2027 год, понятно, что правительство не ужалось в ноль. Но вот на что именно будут потрачены деньги, по общим формулировкам статей расходов можно только догадываться. Как и о том, будет МВД строить себе комплекс зданий или нет.
Вряд ли исчезновение точечного списка расходов связано с отказом от финансирования всех проектов, поскольку там были и социально важные объекты. Например, по линии того же МВД, строительство военного городка для военнослужащих нацгвардии в Алматы. А это, в свете существующих жилищных проблем военных, вопрос актуальный.
Можно предположить, что таким образом правительство пытается не особо будоражить население, особенно журналистов, которые могут возмутиться отказом от отказа строительства административных зданий и их ремонта или реконструкции, особенно если они были сравнительно недавно построены. Но такое предположение несколько смущает. Особенно учитывая неоднократные напоминания президента, что надо укреплять доверие населения к власти.
Также можно предположить, что существуют внутренние документы министерств, где все расходы расписаны подробно, и сами министерства их не афишируют.
Версию, что перечень «бюджетных инвестиций, финансируемых за счет республиканского бюджета» пропал вследствие технической ошибки, где-нибудь между принятием и подписью президента, мы даже не рассматриваем. Поскольку это будет означать бардак в сфере госуправления.