Профессия шахтер в мировом топе самых опасных профессий. Люди в шахтах гибли, гибнут и будут гибнуть. Но резонанс, из-за очередной трагедии на производствах корпорации «Казахмыс», больше связан не с условиями труда и возможными причинами гибели людей, а с именем главного акционера Владимира Кима. Олигарх часто появляется в информационном поле в связи с различными скандалами, передает Ulysmedia.kz.
Владимир Ким - основной владелец корпорации «Казахмыс» с долей в 70%. В списке Forbes он ежегодно входит в топ 5 самых богатых и влиятельных бизнесменов страны. Его сложно назвать открытой и публичной персоной, но имя олигарха часто появляется в инфополе в связи со скандалами.
Еще в 2007 году в одном из интервью Владимир Ким объяснил, что такое «капитализм с человеческим лицом», принципов которого он придерживается при ведении бизнеса.
- Корпорация, одно из немногих казахстанских градообразующих предприятий, в период экономического кризиса сохранила все социальные объекты. "Казахмыс" ежегодно увеличивает объем выделяемых средств на решение социальных проблем трудового коллектива, содержание и строительство социальных объектов. Среди крупнейших социальных объектов: один из лучших в республике медицинский центр в городе Жезказгане. С целью повышения уровня обслуживания до европейских стандартов он активно сотрудничает со знаменитой Фрайбургской университетской клиникой (Германия). Спортивно-оздоровительный комплекс в городе Сатпаеве, аналогов которому нет в странах СНГ, оздоровительный комплекс "Лучезарный", расположенный в Крыму (Украина), санатории "Лесной" в Железноводске (РФ), "Ак-Булак", 36 детских садов. Всего же корпорация финансирует деятельность более 150 объектов, - рассказал Владимир Ким.
Однако, спустя полторта десятка лет, позиция Кима могла и изменится. Нет, корпорация продолжает позиционировать себя социально ответственным бизнесом, выделяя огромные средства на помощь пострадавшим от паводков, и принимая участие в поддержке и строительстве объектов социальной инфраструктуры региона. Но, возможно, это только фасад, поскольку сами сотрудники Казахмыса социально защищенными себя явно не ощущают.
Так, осенью 2024 года бывшие казахмысовцы, пострадавшие на производстве, публично заявили о нарушении их прав и несправедливости. Они требовали достойной компенсации за полученные увечья, называя полученные суммы несправедливыми. Также они требовали провести расследование на предмет нарушения прав горняков и настаивали на санкциях в отношении руководства компании, поскольку условия труда на предприятиях Казахмыса «сравнимы с пытками». В декабре 2024 года на забастовку вышли уже действующие сотрудники корпорации. Они требовали повышения зарплаты.
Но это только последние возмущения рабочих Казахмыса зарплатой и условиями работы. Забастовки в корпорации далеко не редкость. В 2011 году бастовали рабочие транспортных предприятий корпорации, требование - повышение зарплаты. В 2012 горняки добились повышения зарплаты опять-таки в результате забастовки. В 2017 году еще одна забастовка, шахтеры выдвинули шесть требований среди который повышение зарплаты и улучшение условий труда. 2020 год – очередная забастовка транспортников уже подрядной организации Казахмыса. И снова причиной стала маленькая, по мнению забастовщиков, зарплата. В 2023 году шахтеры ночной смены остановили работу, требуя улучшения условий труда.
К слову, руководство корпорации проблемы решает полюбовно, в основном удовлетворяя полностью или частично требования работников. Но получается, что реагирует постфактум, когда люди уже вынуждены выносить проблемы на суд общественности, что «человеческим лицом капитализма», назвать сложно.
Возможно, забастовки и не вызывали бы такого резонанса, если бы имя Владимира Кима не всплывало бы в сети в связи с многомиллионными долларовыми тратами, личными или «корпоративными». Так в 2021 году по казнету разлетелась информация, что средняя 18-летняя дочь олигарха стала владелицей сразу трех квартир в Лондоне стоимостью 60 миллионов долларов. Одна из этих квартир находится в «самом дорогом доме мира». В 2023 году стало известно, что Владимир Ким приобрел 25% акций гоночной команды Hitech Grand Prix. За сколько неизвестно, но «Формула-1», удовольствие дорогое и содержание гоночной команды вылетает далеко не в копеечку. При этом новое приобретение Кима выступало в низших лигах «Формулы», но подало заявку на «Формулу-1». Как писали в ряде зарубежных СМИ, именно благодаря приходу казахстанского миллиардера команда получила финансовую возможность попасть в элитную лигу автоспорта.
А в прошлом году «Казахмыс» за 80 млн долларов приобрел бизнес-джет, способный без дозаправки продлевать до 10 тыс. км. В компании сообщили, что «приобретение воздушного судна обусловлено исключительно производственными потребностями компании». Наверное, сложно объяснить рабочим корпорации, для каких «производственных потребностей» нужен дальнобойный лайнер, когда эти деньги можно было потратить на премии и бонусы рядовым сотрудникам компании, тем более в условиях роста стоимости жизни.
Некоторые скандалы, связанные с именем Владимира Кима, имеют и политический окрас. Например, в 2007 году он стал фигурантом резонансного дела, когда в сеть слили телефонные переговоры между человеком, голос которого был похож на голос олигарха, и чиновниками разного ранга, включая первого президента. Смысл бесед был, мягко говоря, сильно компрометирующим собеседников. В 2020 году, буквально за месяц до своей смерти, внук первого президента Айсултан Назарбаев разразился в соцсетях гневными публикациями в адрес Владимира Кима.
- Следующие падут Казахмыс и вся эта бригада. Обещаю, - написал он.
Потом появился пост, в котором Айсултан обвинил владельца «Казахмыса» в невыплате дивидендов акционерам и переплате при покупке месторождения у Абрамовича. Айсултан обещал «сокрушить зло».
В самой корпорации «Казахмыс», если судить по публикациям на официальном сайте, безопасности и охране труда уделяют много внимания. Проводятся мероприятия по технике безопасности. Принимаются и реализуются целые стратегии направленные на «комплексное решение задач в области промышленной безопасности и охраны труда». И так далее. Тем не менее, этих мер может быть недостаточно или их эффективность не на должном уровне. Поскольку в прошлом году депутаты мажилиса озвучили, что за последние три года на предприятиях «Казахмыса» получили различные травмы 122 человека, погибли 6. Сейчас эта печальная статистика увеличилась.
Справедливости ради отметим, что с безопасностью на производстве плохо и в целом по стране. В 2024 году на в Казахстане погибли 202 работника, пострадали – 1 408 человек.
В разрезе отраслей экономики наибольшее количество пострадавших отмечается на предприятиях горно-металлургического комплекса – 18,3% и в строительной отрасли – 10,1%. При этом более трети всех ЧП связаны с «неудовлетворительной организацией производства работ».