×
501.28
526.19
5.86
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
501.28
526.19
5.86

Меморандумом по яйцам, или Как в Казахстане птицеводы и Минсельхоз решили победить «серый» продукт

Сегодня, 10:52
Меморандумом по яйцам, или Как в Казахстане птицеводы и Минсельхоз решили победить «серый» продукт
Коллаж Ulysmedia

Небывалыми «петушиными» боями встретил Казахстан 2025-й. Не успел утихнуть скандал по поводу наезда АЗРК на исторических птицеводов, захвативших 90% тарифных квот и не дающих развиваться новым игрокам на рынке, как прилетела «ответка» куриными яйцами. Минсельхоз, Минторг, Союз птицеводов, Ассоциация яичных производителей и Союз торговых сетей подписали некий меморандум по борьбе с серым рынком. Причина благородная – обеспечение стабильных цен. Ulysmedia.kz разбирался, кому «прилетит» от яичных патрулей в первую очередь, и станет ли продукт дешевле для потребителей.

НИКОГДА НЕ БЫЛО, И ВОТ ОПЯТЬ

Привычка Минсельхоза защищать внутренних производителей закрытием границ для импорта уже перестала удивлять. Известно, чем выше импортозамещение, тем ревностнее государство опекает собственных производителей. Птицеводство – одна из таких отраслей.

Так, к примеру, временный запрет на импорт пищевого яйца был введен с 1 мая прошлого года. Цель благородная - поддержка отечественных товаропроизводителей в весенне-летний период.

  - Как известно, в данный период отмечается снижения спроса на яйцо, потребности рынка полностью покрываются за счет промышленного производства и активным присутствием на рынке продукции домашних хозяйств. Данный фактор негативно влияет на деятельность птицефабрик, снижаются цены на яйцо. Снижение цены ниже себестоимости негативно отражается на рентабельности предприятий, - объясняли тогда в МСХ. 

А еще через полгода Ассоциация яичных производителей объявила о заключении меморандума по стабилизации цен на пищевые яйца. Новость об этом была опубликована во многих СМИ. В документе была установлена фиксированная стоимость яйца с птицефабрик категории С1 (55-65 грамм) на уровне 51,5 тенге за единицу. С учетом 15-процентной предельной надбавки для конечных покупателей десяток должен стоить не дороже 535 тенге. Что в реальности?

Мы, конечно, предполагаем, что меморандумы на то и заключаются, чтобы их нарушать. Но с тех пор не прошло и трех месяцев, как появляется очередной меморандум. Само Министерство сельского хозяйства на официальном сайте сообщает, что его основа - взаимная заинтересованность сторон в обеспечении стабильности цен и повышение социальной ответственности бизнеса.

  - Для защиты местных производителей министерство сельского хозяйства рассмотрит вопрос введения ограничения на ввоз пищевого яйца и совместно с МТИ примет контрольные меры по недопущению реализации серого импортированного пищевого яйца. Союз птицеводов и Ассоциация взяли на себя обязательство по обеспечению стабильности отпускных цен со складов птицефабрик, а также в своих фирменных магазинах.

Судя по всему, казахстанским птицеводам снова мешают. И если поздней весной и летом спрос на «скоропорт» (а яйца к нему относятся) падает по объективным причинам, и, скрепя сердце, еще можно оправдать ограничительные меры на ввоз продукции в страну, то сейчас – февраль. Может быть нас готовят к тому, что импортные яйца мы не увидим в Казахстане никогда?

Покупателю вообще без разницы, чья курица снесла яйцо для его стола – местная или заграничная, лишь бы продукт был доступным. В Минсельхозе и Минторге уверены, что, идя навстречу птицеводам и пресекая конкуренцию на яичном рынке, они не превратят пищевые яйца в Фаберже по цене? Ноябрьский меморандум ведь не работает, стоимость десятка далеко не 535 тенге.

Кстати, на портале открытых НПА по состоянию на вечер 25 февраля не было никакого проекта приказа МСХ по яичному импорту. Хотя из текста минсельхозовской новости прямо вытекает, что официальный документ должен быть.

«ЯИЧНАЯ» ПОЛИЦИЯ В ДЕЛЕ

СМИ информацию о планируемом ограничении на ввоз яиц в Казахстан преподнесли как факт – ну ограничат и ладно. А аграрный консультант Кирилл Павлов взглянул на очередную договоренность производителей с государством несколько иначе.

  - В Казахстане началась жесткая зачистка черного рынка яиц. Власти решили изымать с прилавков контрабандные, серые, полулегальные, а может, даже преступные яйца. Подозреваемые – все, что попали в страну не через «правильные» каналы. Цель мероприятия - стабилизация цен. Но чьих именно – покупателей или продавцов, пока не уточняется, - написал он в своем Телеграме.

Ulysmedia.kz решил копнуть глубже – что за события предшествовали яичной истерии в стане птицеводов, что даже потребовался меморандум с министерствами и ограничительные меры по импорту? Оказывается, никакие.

Даже чиновники из Минсельхоза признают, что Казахстан сам себя яйцами на 100% кормит, а импорт составляет меньше 1%.

  - Мы на сегодня полностью обеспечиваем пищевым яйцом на 100%. И при этом наши птицефабрики работают не на полную мощность. Собственное производство составляет 4,5 млрд штук. Импорта к нам заходит 81,3 млн штук. Это небольшая доля – 0,8% от общего объема производства. Но сейчас Ассоциация яичных производителей и сами птицефабрики бьют тревогу о том, что есть факты контрафактного ввоза, - цитировали СМИ заместителя директора департамента животноводства МСХ РК Баглана Аймурзаева.

Просто голые слова, без пруфов – кого и когда поймали на контрабанде. Не последний по должности сотрудник министерства говорит о «фактах», а сообщений о возбужденных уголовных делах «взятых за контрабандные яйца» в публичном доступе в 2025 году не было.  

Кирилл Павлов в комментарии Ulysmedia.kz говорит, что проблемы контрабанды – это к таможенникам, пограничникам и так далее.

  - Если вы хотите навести порядок, идите на границу, там наводите порядок, у вас, значит, там прохудилось, ну не могут же, условно говоря, там вырыть тоннель под Хоргосом и по нему возить. Нет, конечно, наверняка там какие-то коррупционные делишки, - считает эксперт.

По его мнению, от действий государства по изъятию с рынка «серых» яиц больше всего пострадают производители на личных подсобных хозяйствах, которые вообще не составляют для крупных яичных игроков никакой конкуренции, а продажа продукции собственного производства является их единственным доходом.

  - Речь о сельских жителях, реализующих мясо кур и яйца магазинам у дома в своих аулах либо в районных центрах. Вы же знаете, что на селе участковые – это вторые люди после президента. Как они себя поведут, когда им расширят полномочия – большой вопрос. Нужно понимать, что в случае злоупотреблений никто из Минсельхоза, из Минторговли или из Союза Птицеводов в какой-нибудь очень далекий от Астаны район не поедет точно, - говорит Павлов.

ЦЕННИК – НИЧТО. ЗАРАБОТОК – ВСЁ

Меморандумы по своей сути – не более чем джентльменские соглашения, не обязательные к исполнению. Кстати, до сих пор непонятно, Казахстан официально отказался от механизма введения предельных цен на социально-значимые продукты питания по 10 наименованиям, где есть и мясо кур, и яйца, или отложил этот вопрос на потом. В 2024-м правительство заявляло о таком намерении и в регионах страны пороговые значения на социально-значимое продовольствие акиматы перестали выкладывать в публичном доступе. С конца 2024-го на постановлениях акимов гриф «для служебного пользования».

Что это значит? Что в условиях внутриказахстанской яичной монополии нескольких «куриных» гигантов стабилизировать цены на яйца можно в любую сторону. Без учета покупательской способности потребителей. В конце концов, и меморандум ведь заключен не с населением. Об этом и говорит Кирилл Павлов.

АЗРК уже на примере куриного мяса доказало, что производители пользуются квотами и льготами, а поставщики ВКО и Улытау злоупотребляли доминирующим положением – ограничивали перепродажу товаров по территориальному признаку и применяли разные цены.

Производство яиц в Казахстане тоже субсидируется. Птицефабрики получают от государства по 3 тенге за единицу. То есть за 4,5 млрд производимых в стране яиц налогоплательщики из своих карманов оплачивают 13,5 млрд тенге ежегодно. И не имеют при этом права голоса.

  - Сейчас у крупных птицефабрик, а это должно быть свыше 250 тысяч куриц, производство выходит в ноль. Их прибылью являются те самые 3 тенге субсидий. И без подорожания зерна рост цен на продукцию птицефабрик ожидаем – дорожает топливо, а транспортировка осуществляется на машинах. Я думаю, что сейчас в правительстве пытаются каким-то образом стабилизировать цены на продовольствие, но как удешевить то, что итак не приносит дохода? С одной стороны популистскими мерами сдерживают цены, с другой – дают денег в виде субсидий, - резюмировал Кирилл Павлов.

Для кого и до какого уровня стабилизируют цены в связи с последним меморандумом, вообще непонятно. Нет информации, на какой цене за десяток яиц договорились министерства с производителями. Как ввозные ограничения повлияют на самочувствие контрабанды? На белый импорт повлияют безусловно, а то, что спокойно пересекало границу с черным статусом, как по волшебству остановит министерский документ?

КТО ЗАПРАВЛЯЕТ РЫНКОМ

Самый интересный, пожалуй, вопрос яичной темы – ради кого заруба с ограничением импорта и рейдами? В Казахстане сформировалась устойчивая группа «куриных королей», разделивших между собой рынок. Полный разбор собственников птицефабрик в Казахстане уже проводили. В списке известные и не самые бедные люди.

Группа компаний АО «Aitas Kz» Серика Толукпаева с брендами Кус&Вкус и АМП состоит из 6 предприятий, куда входит не только куриный бизнес.

АО «Алель Агро» семьи Маргулана Сейсембаева также является одним из лидеров рынка.

ТОО «Управляющая компания Шаңырақ» с брендом «Курочка ряба» принадлежит сыну экс-министра по ЧС Владимира Божко – Максиму Божко. Его партнер по бизнесу Александр Лоренц. У предприятия 8 направлений, в том числе и яичное.

Кстати, Божко - один из самых медийных «яичных королей». Ему принадлежат заявления о том, что «в яичном бизнесе в Казахстане места практически не осталось», и он не советует идти в это направление. А в 2022 году компания Божко попала под раздачу, будучи пойманной на завышении цен на яйца - 6 млн куриных яиц были проданы покупателям с высокой торговой наценкой.