×
499.22
519.14
5.64
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
499.22
519.14
5.64

Зигзаги судьбы, или Какие повороты в карьере Ерсайына Нагаспаева сделали его чиновником-универсалом

03.03.2025, 09:08
Зигзаги судьбы, или Какие повороты в карьере Ерсайына Нагаспаева сделали его чиновником-универсалом
Коллаж Ulysmedia

Очередные кадровые перестановке на политическом олимпе Казахстана принесли немало сюрпризов любителям «погадать на чиновничьей гуще». Так, например, вчера одного из самых критикуемых министров – Каната Шарлапаева – сменил человек, о котором даже самые злые языки не могут проронить ни одного плохого слова. Впрочем, и хорошего тоже, поскольку для всех казахстанцев фигура нового министра промышленности и строительства окутана ореолом тайны.

Кто же такой Ерсайын Нагаспаев, и через какие тернистые пути госслужбы пробился на одну из ключевых позиций в кабинете министров, - разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

СТАРТ ДАН, ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ

Вместе с должностью Ерсайын Нагаспаев получил из рук премьер-министра Олжаса Бектенова ряд «напутствий», в числе которых как закрепление достигнутых его предшественником результатов в развитии обрабатывающей промышленности, так и освоение «новых горизонтов» в виде активизации выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью для обеспечения импортозамещения и расширения экспорта. 

Глава кабинета министров подчеркнул – основной акцент новому министру промышленности и строительства надлежит сделать на тесном взаимодействии с инвесторами и бизнесом. А вверенному Ерсайыну Нагаспаеву министерству предстоит исполнить поручения президента в части развития строительной отрасли и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры. 

Окажутся ли «по плечу» выпускнику Карагандинского государственного университета по специальности «Международные экономические отношения» поручения президента и премьера, станет ясно только с течением времени. Пока же соотечественники могут только «держать пальцы» и за нового министра, и за всю отрасль, поскольку никакого опыта ни в промышленности, ни, тем более, в строительстве, у него за плечами нет.

ИЗ СТУДЕНТОВ – В АТТАШЕ

Согласно официальной биографии Ерсайына Нагаспаева, родился он в Караганде в 1980 году. Образование получил там же, и сразу со студенческой скамьи угодил в водоворот госслужбы. Что примечательно, выпускник главного вуза шахтерской столицы сразу же получил должность ведущего специалиста аппарата акима города Темиртау. Это в 2001 году, в момент критикуемой в народе кадровой коллизии – когда на все вакантные места требовалась молодежь со стажем не менее 5 лет. Но на Ерсайына Каиргазиевича, судя по всему, это правило не распространялось. Уже на следующий год после выпуска из университета и года «отработки» в акимате, он вдруг «взлетает» до поста атташе комитета по инвестициям, а затем делает не менее стремительную карьере по линии МИДа. Сначала становится атташе министерства иностранных дел, затем - атташе, третьим секретарем посольства РК в РФ.

НАМ МИДа НЕ НАДО, НАМ ТРАНСПОРТ ДАВАЙ!

А в 2006 году вдруг резко меняет вектор карьеры, сменив дипломатию на логистику. Сначала становится начальником отдела в министерстве транспорта и коммуникаций, а затем сразу же дорастает до кресла заместителя директора департамента транспортной политики и международного сотрудничества этого же министерства. И все это за какой-то год – с 2006-го по 2007-й.

Следующие два года он проводит в должностях заместителя руководителя и руководителя аппарата РГП «Актауский морской международный торговый порт». А 2009 год стал, пожалуй, самым ярким в карьере молодого чиновника. За это время он трижды сменил место работы. С апреля по ноябрь 2009 года Ерсайын Нагаспаев трудился в качестве заместителя директора департамента административной и государственной работы и государственных закупок министерства транспорта и коммуникаций. В ноябре 2009 года его карьера вновь переживает резкую смену курса. Ерсайын Нагаспаев становится советником заместителя премьер-министра, коим был в то время ныне осужденный за измену Родине Карим Масимов. Правда, в этой почетной должности Нагаспаев побыл всего месяц.

«НЕ БОЙТЕСЬ ЖИЗНЬ ПЕРЕМЕНЯТЬ…»

В декабре 2009 года начинается самый продолжительный в карьере Ерсайына Нагаспаева «карагандинский» период. Сначала его назначают заместителем акима района имени Казыбек би города Караганды, где он проработал ровно год. В декабре 2010 года он становится советником акима Карагандинской области, коим был на тот момент Серик Ахметов, позднее осужденный за коррупцию. Еще два года – с января 2011 по январь 2013 Нагаспаев занимает кресло акима города Шахтинска. А затем его карьера снова резко уходит «в небо», унося чиновника из провинциального шахтерского городка в столицу. И не абы на какую должность, а прямиком в кресло заместителя акима Астаны. Два года Ерсайын Нагаспаев работал в прямом подчинении Имангали Тасмагамбетова.

ЛРТ… ПО КАСАТЕЛЬНОЙ

Кстати, в свой «столичный» период карьеры Нагаспаев умудрился попасть в эпицентр разработки самого «эпичного» и скандально-провального проекта страны – строительства ЛРТ. Напомним, сооружение системы LRT было запланировано начать в 2008 году, но было отложено. 4 июля 2011 года прошла церемония формального начала строительства, первая очередь должна была быть построена за 2,5 года. Но реальные работы тогда так и не начались. 

Позже, когда начался суд по делу ЛРТ, подсудимые в один голос утверждали: внук бывшего президента Нурсултана Назарбаева Нурали Алиев, будучи заместителем акима Астаны (с декабря 2014 по март 2016 года), лоббировал остановку проекта скоростных автобусов BRT, утвержденного в 2014 году, и замены его на проект LRT. А выделенные на строительство легкорельсового транспорта миллиарды были похищены именно тогда, когда проект курировали Адильбек Джаксыбеков и Нурали Алиев, которые сделали генеральным подрядчиком китайскую компанию вместо французской.

В период с 2013 по 2015 год Ерсайын Нагаспаев и Нурали Алиев трудились в акимате Астаны в качестве заместителей акима – плечо к плечу, и потому на части документов по ЛРТ стоят их подписи. Однако им обоим удалось уйти от ответственности, и в суде по ЛРТ лишь упоминались их имена.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВИТОК

А затем его карьера снова делает резкий зигзаг. И бывший зам акима Астаны становится сначала председателем правления АО «СПК «Астана», затем - заместителем директора по стратегическому развитию ТОО «Новострой Астана», а совсем уж позднее – в 2021 году - управляющим директором по обеспечению АО «НК «ҚТЖ».

Кстати, АО «НК «ҚТЖ» стал вторым продолжительным периодом в карьере Ерсайыны Нагаспаева. Здесь он проработал «без отрыва от производства» четыре года. В должности и.о. управляющего директора по новым проектам АО «НК «ҚТЖ» - три, с января 2022-го по февраль 2025-го. 

P.S.

Подытоживая повествование о «карьерном дрифте» новоиспеченного министра промышленности и строительства, хочется пожелать ему стабильности. И выразить надежду на то, что опыт резких смен деятельности поможет ему быстро освоиться в новой для него и такой важной для нашей страны отрасли.