×
439.4
473.54
4.76
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
439.4
473.54
4.76

Всё поделили на два: фонд «Самрук-Казына» решил президента взять числом

ulysmedia.kz

Сайт фонда «Самрук-Казына» в интернете по просмотрам бьёт рекорды. Действительно интересно, сможет ли его громоздкий аппарат доказать свою эффективность или уйдёт в небытие. Обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев считает, что само создание фонда – это результат увлечения опытом авторитарной модернизации стран, прежде всего Юго-Восточной Азии. Экономистов и не только, привлекали высокие темпы роста экономики Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и других государств региона. Но чаще всего говорили о феномене Сингапура и лидере этого города-государства Ли Куан Ю.

Осенью 2003 года Нурсултан Назарбаев посетил Сингапур, где состоялась встреча с Ли Куан Ю, руководством национального инвестиционного фонда Temasek и бизнесменами. Сингапур произвел сильное впечатление на казахстанского президента, который решил копировать опыт этого государства. Тогда и начался процесс объединения казахстанских национальных компаний в единый холдинг.  В 2006 году указом Президента Республики Казахстан было основано АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». Он объединил 22 национальные компании, на долю которых приходилось 24% ВВП Казахстана.  В холдинг вошли пять национальных компаний – КТЖ, Казмунайгаз, KEGOC, Казпочта и Казахтелеком. Затем его пополнили еще 17 национальными компаниями. В 2009 году «Самрук» объединили с Фондом национального благосостояния «Казына». В декабре 2010 года был утвержден состав Совета по управлению Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына". Председателем его стал президент Н. А. Назарбаев. В совет вошли премьер-министр, руководитель Администрации Президента, председатель Национального Банка, министр финансов, министр экономического развития и торговли, министр индустрии и новых технологий, председатель правления АО «Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына".

Решения совета носили рекомендательный характер. Среди функций можно выделить рассмотрение и выработку предложений по участию Фонда в государственных программах диверсификации и модернизации казахстанской экономики, выработку предложений по приоритетным секторам экономики, в которых осуществляет свою деятельность Фонд.

Этот шаг привел к ожидаемому результату. В 2013 году в АО «Самрук-Қазына» провели сравнительный анализ работы (бенчмаркинг) Фонда и его дочерних компаний с зарубежными аналогами. По результатам было выявлено, что международные компании-аналоги получают больше прибыли на тот же уровень вложенного капитала. Иначе говоря, по самым разным причинам создание фонда не дало результатов.

Тем не менее, фонд не закрыли. Некоторые причины такого положения как раз и озвучил на встрече с предпринимателями президент К. Токаев.

- Всё ещё велика доля закупок неконкурентным способом. Нет жесткого фильтра для компаний-однодневок, выдающих импортную продукцию за казахстанскую. Эти проблемы требуют срочного решения. Особое внимание стоит уделить закупкам фонда "Самрук-Казына". Кулуарность, непрозрачность, завышенные цены - с этими фактами надо срочно разобраться. Уже дальше некуда, - подвёл черту президент.

В ответ на высокую критику Фонд ответил новой организационной структурой, сокращением численности сотрудников в два раза, и количества руководящих позиций с 10 до 5. Оптимизировано число структурных подразделений с 27 до 18 (на 33%), исключены должностные позиции «советников» как штатных единиц. Предварительно одобрены и направлены на согласование в Министерство финансов, АЗРК и НПП «Атамекен» новый порядок закупок, правила контроля, маркетинга и импортозамещения и т.д.

Даёт ли эта срочная оптимизация надежду на прогресс в деятельности фонда? Это вряд ли. Причин достаточно много. В соответствие с уставом Фонд создан правительством Казахстана с задачами повышения конкурентоспособности, рыночной стоимости и доходности организаций, входящих в его состав, внедрение наилучшей практики корпоративного управления, стимулирование инновационных процессов и технологий, привлечение инвестиций, участие в диверсификации и модернизации экономики. Получается, что эти задачи должно реализовывать, в соответствии с законом, само правительство. Но оно устраняется от проблем экономического развития. Тем более, что все основные руководители страны входят в состав Совета фонда. Возникает вопрос – что делает правительство, если оно передало в управление фонда ведущие отрасли экономики вместе с национальными компаниями? Зачем тогда нужны министерства экономического блока, если есть «Самрук-Казына»?

Является ли реформой сокращение аппарата управления и численности сотрудников фонда? Любой незаинтересованный гражданин, даже не специалист, даст отрицательный ответ. Если фонд сохраняет свои функции, то всё равно, исполняют их сто человек или десять. Результат не изменится.

Самое интересное, что всё это уже было. В мае 2018 года была принята Программа трансформации «Самрук-Казына». В этом документе констатировалось, что «по показателю эффективности использования капитала (отношению выручки к инвестированному капиталу) портфельные компании заметно отстают от аналогичных компаний, работающих в тех же отраслях. Это означает, что сумма капитала, необходимого для получения аналогичной суммы выручки в компаниях Фонда, выше, чем у зарубежных компаний, работающих в тех же отраслях. Это является следствием более низкой производительности, менее эффективного распределения капитала и реализации инвестиционных проектов.

Программа трансформации Фонда, где работают порядка 350 тысяч человек, позволит повысить производительность и эффективность инвестиций. Повышение производительности и эффективности инвестиций в портфельных компаниях окажет положительное влияние на сеть поставщиков, в которой в общей сложности занято 600-900 тысяч человек, и деловое сообщество Казахстана в целом.

В результате преобразований АО «Самрук-Қазына» и его портфельные компании станут кузницей кадров и источником лучших специалистов для всей страны – обещали реформаторы 4 года назад.

И что в результате? Как говорил В. С. Черномырдин – «Никогда такого не было, и вот опять!»

Если нужна реформа, то нужно не сокращать численность состава. Это бюрократический подход, который закончится тем, что всё вернется на свои места. Может быть лучше просто закрыть фонд, а правительству вменить в обязанность решение стратегических задач в экономике?

Но история с фондом «Самрук-Казына» скрывает другую, ещё более важную проблему. Экономическое развитие в современном мире основано не на планах руководства страны. Тем более, что тридцатилетний опыт Казахстана показал цену этих планов. Достаточно вспомнить с помпой открытые предприятия, которые тут же были закрыты. Читатель может вспомнить заводы по производству телевизоров, компьютеров, поездов, даже космических спутников, не говоря уже об ЛРТ…

Можно констатировать, что Казахстан уже не развивающееся государство, а скорее просто отстающее и всё более откатывающееся назад. И дело во многих факторах, среди которых ключевым является отсутствие хотя бы экономической свободы. Поэтому необходимо не переформатирование систем, ограничивающих и подавляющих экономическую свободу, таких как «Самрук-Казына», а демонополизация экономики, защита прав собственников, независимость судебной системы, права человека, контроль общества и еще многое другое.

Президент К. Токаев констатирует предельную монополизацию, которая привела к вытеснению и подавлению субъектов бизнеса, не патронируемых государственными служащими и различными холдингами. Поэтому отсутствует конкуренция, происходит подавление попыток создания конкурентных предприятий, рост цен и игнорирование интересов потребителей – от рядовых граждан до предприятий. Во многом это связано с деятельностью таких фондов как «Самрук-Казына».

Казахстан – гигантская по площади страна с низкой плотностью населения и неразвитой инфраструктурой. И здесь не только возможны, но и нужны монополии, которые отвечают интересам граждан. И причина в том, что даже крупным инвесторам будет крайне трудно решить проблемы, которые сегодня существуют в стране. Это транспорт, когда сельские жители уже забыли о регулярном автобусном сообщении, это связь, когда интернет недоступен для многих регионов, а почта приходит два-три раза в месяц, это сезонные не обоснованные взлёты цен на необходимые товары.

Естественные монополии должны быть, но их деятельность должна быть обоснована особенностями страны. Но когда существуют монополии, созданные искусственно – это явные признаки не только неумелого управления экономикой, но и коррупции. Примеров достаточно. Страна принимает программу «зелёной экономики» и развития альтернативных источников энергии. И вдруг правительство по совершенно непонятным причинам принимает решение о строительстве АЭС в условиях «будущего дефицита» электроэнергии. То есть дефицита нет, но АЭС нужно строить. Это после Фукусимы, Чернобыля, испытаний на Семипалатинском полигоне и атомной фобии у казахстанцев. Не буду писать о дороговизне проекта, возможностях решения вопроса будущего дефицита иными путями. Объяснение простое – если нет ЛРТ, то нужна АЭС. И в обоих случаях не просто сильно пахнет коррупцией, но и игнорированием национальных интересов.

Недавние массовые протесты в Казахстане являются показателями не только социальной неудовлетворенности граждан, но и борьбой за политические права и расширение гражданских свобод. И давайте уже сами себе признаемся - проблема отставания Казахстана не в деятельности различных фондов, а в политике. Пока неподотчетное обществу правительство препятствует инициативе граждан и сохраняет систему закрытости принимаемых решений, подавляет права человека и нарушает даже собственные законы – развития ждать не стоит.

Новости партнеров