Подземка теряет статус самого безопасного вида общественного транспорта – на южно-корейские поезда ставят липовые детали. И выясняется это... в судах! Только в марте состоялись два процесса по поводу закупок сомнительных расходников с участием одного и того же поставщика. Корреспондент Ulysmedia.kz изучил несколько таких судебных решений.
Система госзакупок в Казахстане – удивительная штука, работающая по принципу «ежик кололся, но продолжал есть кактус». Алматинское ГКП «Метрополитен» и столичное (!) ТОО «СкифСтрой KZ» связывают регулярные договорные взаимоотношения и бесконечные судебные тяжбы по их расторжению. На портале «Судебный кабинет» десятки исков «Метрополитена» к поставщику только за последние 2 года.
Зачем вообще объявлять победителем тендеров компанию, к которой столько претензий? Мы-то, наивные, считали, что подземка в виду сложности технологических процессов, дороговизны строительства и эксплуатации – самый безопасный вид транспорта, где и расходники приобретаются не «барахольного» качества, а на поверку оказывается, что подсунуть «Метрополитену» можно что угодно.
Ну и так, к слову, профиль деятельности этого ТОО – «оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации» и «строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов». Бессменным директором является Серик Наримбетов. Ничем не выдающийся бизнесмен, кроме того, что у него есть еще одно ТОО «Каз НС Строй», которое также является поставщиком в системе госзакупок.
Вот, например, в конце марта судья СМЭС Абзал Шакуал признал ТОО «СкифСтрой KZ» недобросовестным поставщиком по одному из конкурсов. В сентябре 2024-го закупались платы обработки входящих сигналов. Победителем признали компанию-конкурента, но ТОО «СкифСтрой KZ» заняло 2-е место. То есть если сделка с победителем сорвется, исполнять договор для метро будет компания Серика Наримбетова.
Но не будет, потому что собственники «Метрополитена» уличили компанию в предъявлении на конкурс подложного основополагающего документа – письма от производителя поездов Hyundai rotem о соответствии предлагаемого товара требованиям тендерной документации, которого нет в природе.
Цитируем решение суда:
Согласно письма Hyundai rotem от 5 марта 2025 года исходящий №SM250304 Hyundai rotem не имеет договора о сотрудничестве с ТОО «СкифСтрой KZ» и не направляла письма о совместимости товара. Письмо №26 от 27 февраля 2024 года, предоставленное ТОО «СкифСтрой KZ», является фальсифицированным, а печать филиала Hyundai rotem в городе Алматы и подпись в указанном письме не соответствует оригиналу.
Ну то есть в этом случае, как говорится, «мышь не проскочила». Но были-то и другие закупки, где ТОО «СкифСтрой KZ» за приличные деньги поставляло сомнительные расходники для метро. Например, тормозные колодки.
Летом 2024 года разразился скандал – работники алматинского метро насобирали на путях подземки обломки тормозных колодок и устроили стихийную пресс-конференцию, заявив о том, что в марте 2024 года конкурс на закуп более 2 тысяч колодок немецкого производства марки Becorit выиграло небольшое ТОО, заключившее договор с китайским поставщиком.
Почти сразу тогдашний и.о. директора КГП «Метрополитен» Алмазбек Орынбеков устроил пресс-тур, развеял все опасения и сказал журналистам, что некачественные колодки закупались годом ранее другой администрацией метро, что по этому поводу идет расследование о хищениях, и что в 2024-м некачественные расходники заменили на качественные. Наверное, так оно и было.
Но как тогда понимать решение суда, вынесенное 6 марта 2025 года по делу о тормозных колодках в метрополитене, по которому частично удовлетворен иск КГП «Метрополитен» к «СкифСтрой KZ» о взыскании 44,5 млн тенге за неиспользованные колодки ненадлежащего качества? Их подземка закупала как раз весной 2024-го, о чем и поднимали шум теперь уже бывшие сотрудники метрополитена.
Общая сумма договора на поставку 2016 колодок составила 97 млн тенге.
«...выводами отчета о тестовых испытаниях тормозных колодок, проведенных по запросу прокуратуры лабораторией качества компании «ТранспортейшнГлоубэл Эль-Эл-Си» Wabtec Corporation, было установлено, что тормозные колодки, представленные для проверки, не имеют отношения к продукции компании Becorit и не соответствуют заявленным характеристикам, что подтверждается несоответствием химического состава и конструктивных элементов», - сказано в решении судьи СМЭС Сауле Басканбаевой.
То есть в июне, когда на нескольких станциях метро прямо на путях линейные работники насобирали целый мешок графитовых обломков, скандал-то был поднят совершенно обоснованно! Просто на тот момент еще не было решения суда о признании факта поставки сомнительной продукции метрополитену действительным.
Теперь такое решение есть. И в нем сказано, что метрополитен успел из той партии колодок, не прошедших тестовые испытания, использовать больше половины! То есть поезда алматинской подземки полгода возили тысячи людей с тормозной системой, которая могла отказать в любой момент.
А работников, поднявших резонанс, все равно уволили.
В январе 2025-го было аналогичное решение другого судьи СМЭС Алматы в отношении «СкифСтрой KZ» о признании недобросовестным поставщиком. И в 2024-м были такие решения. Но на сайте госзакупок компания до сих пор числится в реестре действующих поставщиков.
И нам неизвестно, история с колодками и поддельным письмом имела какое-то продолжение в уголовной орбите или нет. Наверное, у органов прокуратуры должна быть какая-то реакция на то, что судом установлены факты нарушений, тянущих на статьи из УК РК.