×
516.91
586.33
6.3
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.91
586.33
6.3

Нацбанк и реальность: почему влияния Тимура Сулейменова хватает только на табло обменников

14.04.2025, 08:15
Нацбанк и реальность: почему влияния Тимура Сулейменова хватает только на табло обменников
коллаж Ulysmedia

На пресс-конференции по случаю очередного решения по базовой ставке глава Нацбанка Тимур Сулейменов традиционно сыпал цифрами и спецтерминами. Неискушённому в финансовых вопросах человеку может показаться, что в принципе у регулятора все под контролем, но как выяснил Ulysmedia.kz, это далеко не так.

ПОЗИТИВНЫЙ НЕГАТИВ

По информации Тимура Сулейменова ситуация в Казахстане особых тревог не вызывает. В марте годовая инфляция поднялась до 10%, но это диапазон (10-12%), на который Нацбанк рассчитывает к концу года. Причем, говорит Сулейменов, первый месяц весны ознаменовался признаками стабилизации. Если в феврале инфляция выросла на1,5% то в марте всего на 1,3%. Разница, конечно, не большая, но по мнению Нацбанка, это уже позитивный сигнал. Насчет стабилизации с Тимуром Сулейменовым можно было бы и согласиться, если не смотреть на структуру инфляции. Так в марте, цены на платные услуги за год выросли на 14,3% (в феврале 2025 г. — 14,1%), на непродовольственные товары — на 9,1% (8,7%), и продовольственные товары — на 7,6% (6,5%). То есть, если для Нацбанка инфляция и замедлилась, то казахстанцы этого явно не почувствовали. 

Вместе с тем после ажиотажного роста в конце 2024 года потребительский спрос вернулся к среднее историческим значениям в начале уже 2025 года. На первые признаки нормализации потребительского спроса указывает заметно снизившийся показатель розничного товарооборота, и крупных покупок. Так, в феврале рост объёмов розничной торговли составил 5,1%, тогда как в октябре прошлого года он достигал, если помните, 19,3%. Согласно опросу населения, доля респондентов, совершивших крупную покупку за последние 3 месяца, сократилась с 27,3% в октябре до 19,9% в марте, повторюсь, это признаки нормализации потребительского спроса, - сказал глава Нацбанка. 

Не будем подрывать уверенность главы Нацбанка в нормализации потребительского спроса. Хотя эта «нормализация» может означать и то, что у населения нет денег, кроме как на еду и коммуналку. По данным аналитиков Halyk Finance, только в трех секторах экономики, где работает всего 9% от всех наемных сотрудников, за 2024 год рост зарплаты превысил инфляцию. В целом же по стране 64% наемных работников получают зарплату ниже средней.

Что касается инфляционных ожиданий населения. На год вперёд они снизились до 12,6% против 13,7 в феврале. Долгосрочные ожидания, то есть на 5 лет, остаются без изменений на уровне 13,5%, - отметил Сулейменов.

И здесь вроде как позитив – казахстанцы более уверено стали смотреть в будущее. Но в опубликованных опросах Нацбанка, есть и другие цифры. Например, 54,2% респондентов считают, что за год цены росли быстрее, чем раньше. Более чем у 67% нет финансовых сбережений. Ну и 74,6% опрошенных в марте не смогли отложить какую-нибудь сумму на будущее. 

О ВЛИЯНИИ И ЦЕННИКАХ ВАЛЮТ

Отвечая на вопросы журналистов, глава Нацбанка заверил, что одномоментной девальвации не будет, и что сценарий доллар по 600 тенге, маловероятен. Хотя признал, что от Нацбанка в этом вопросе мало что зависит. 

Если обрушатся цены на нефть, то, конечно, это повлияет на нашу экономику, на госдоходы, курс тенге. Это - бесспорно. Но мы не влияем на этот процесс, лишь можем подготовиться. Собственно, этим мы и заняты, - сказал Сулейменов.

Оказалось, что и указывать коммерческим банкам потолок их комиссий за переводы и обслуживание счетов, как это делается в других странах, наш регулятор тоже не может. 

У нас и в полномочиях этого нет. Ни у нас, ни у агентства. Это рынок. У нас 21 банк и, соответственно, комиссии за ведение счета, за открытие счета, за какие-то другие - это взаимоотношения банка и клиента. Если какие-то комиссии не совсем нравятся, наверное, можно поискать другой банк, они не являются регулируемой услугой, это же не ТЭЦ, не водоканал. Банки работают в рынке и, соответственно, их услуги определяются спросом и предложением, - отметил Сулейменов.

Зато, Сулейменов объяснил, почему Нацбанк принял решение убрать табло обменных пунктов валют с улиц внутрь помещений. 

Правильно говорят, да, что какое дело Национальному банку до безопасности на дорогах и облика городов. Ну, таким образом, получается, что эта функция, исходя из законодательства в наших руках, а не в руках акиматов или МВД. Не я законы эти писал, поэтому мне сложно здесь комментировать, - сказал Сулейменов.

С одной стороны, аргументы Тимура Сулейменова по искоренению табло обменников вполне логичны. Сейчас не 90-е, есть различные курсовые предложения, и у нас высокий уровень дедолларизации. Магазины и парикмахерские же, по его словам, не выставляют свои ценники на улицах. Однако, глава Нацбанка видимо давно не гулял пешком по городам Казахстана - магазины, салоны красоты, общепит и иже с ними практически повсеместно используют подобный вид рекламы. Поэтому напрашивается конспирологическая версия. Курс доллара стал резко расти практически сразу после решения Нацбанка запретить табло. С учетом уверенности, с которой глава Нацбанка говорит о маловероятности девальвации, нынешний рост курса не предел. И возможно решение Нацбанка действительно связано с безопасностью. Чтобы граждане не сильно нервничали, видя слишком большие цифры на уличных ценниках валют. 

Новости партнеров