Казахстан по праву называли мировой боксерской сверхдержавой. Давно, лет 15 назад. Явный провал на парижской Олимпиаде в прошлом году подтвердил, на мировом ринге мы перестали быть не только сверхдержавой, но и просто державой. Если оргвыводы и были сделаны, то широким массам болельщиков они неизвестны. Ulysmedia.kz пытался понять сможет ли руководство казахстанской федерации вернуть стране былую боксерскую славу.
СЛИШКОМ МНОГО ОБЕЩАНИЙ
После провала на Олимпиаде в Париже спортивные функционеры особо пеплом голову не посыпали. Спортивные чиновники кидали месседжи типа, не все так плохо - в Токио было хуже, что нельзя ругать тренеров и спортсменов, надо развивать детский спорт и так далее. В общем проблемы есть, но их как бы не будет, потому что «мы работаем». В Казахстане достаточно видов спорта, в которых страна если и блистала, то очень редко, но бокс к таким видам не относится. Мировой ринг знает много громких имен, благодаря которым страна и считалась когда-то боксерской сверхдержавой. Геннадий Головкин, Серик Сапиев, Василий Жиров, Данияр Елеусинов, Ермахан Ибраимов, Бахтияр Артаев, Бекзат Саттарханов, Бахыт Сарсекбаев и многие другие.
Но сейчас с именами сложно, особенно на любительском ринге. Да что там имена, если лет 15 назад болельщик со стажем мог только по стилю боксера точно сказать к какой школе тот относится, к «карагандинской или жамбылской», то сейчас можно только гадать.
Провал казахстанского бокса на парижской олимпиаде, вызвали шквал критики со стороны болельщиков. И можно было ожидать, что федерация бокса отреагирует каким-то анализом ситуации и предложит общественности адекватный план по ее исправлению. Но нет, хотя президент федерации на волне возмущений и обещал некую реформу.
- Мы берем всю ответственность на себя и не хотим оправдываться. Мы все виноваты. И федерация, и тренеры. Все мы увидели наши ошибки, минусы и недостатки, и пришли к выводу, что Федерации бокса Казахстана нужна большая реформа, - сказал тогда Шахмурат Муталип.
Тем не менее, если что-то и происходит в кулуарах федерации, то для широкой общественности это остается загадкой. Если, конечно, не считать за реформу несколько отставок тренеров и пары руководителей региональных структур федерации бокса. Впрочем, Муталип и в преддверии Олимпиады, когда занял пост главы федерации, тоже обещал сделать «все возможное для дальнейшего развития казахстанского бокса».
НИ БОКСА, НИ ДЕНЕГ
На пост главы казахстанской федерации бокса Шахмурат Муталип заступил в феврале 2024 года. О нем самом мало что было известно, а официальная биография напоминала «американскую мечту». За семь лет слесарь шпального производства вырос до первого вице-президента крупного предприятия в Алматинской области. Учитывая, что Казахстан не Америка, в подобный карьерный рост без влияния внешний сил верится с трудом. Поэтом в информпространстве ходят слухи, что Шахмурат Муталип персона далеко не самостоятельная и за ним стоят куда более влиятельные люди.
В целом, ситуация, когда олигархи берутся за руководство спортивными федерациями, довольно привычная. Для них это некий престиж, образ социальной ответственности, за которые надо платить. Поэтому они приносят в федерации не только организационный опыт, связи, влияние, но и деньги. Например, Булат Утемуратов, который за много лет руководства федерацией тенниса по некоторым данным вложил в развитие этого вида спорта более 100 млн долларов. В результате с казахстанцами стали считаться на мировой теннисной арене, а внутри страны появилось множество кортов, тренеров и юных, подающих нешуточные надежды, теннисистов. Однако, Шахмурат Муталип, похоже, из другой весовой категории.
МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…
Муталип конечный бенефициар Integra Construction KZ, как отмечается на официальном сайте, «строительного предприятия широкого спектра услуг».
Это ТОО на заре независимости еще в 1998 году было вычленено из структуры КТЖ, несколько раз меняло название и учредителей. Сейчас строит практически все, начиная от ж/д путей и метро до жилья и спортивных сооружений. Компания активный партнер государства в тендерном строительстве. Наиболее крупные проекты — это ледовый дворец в Туркестанской области, вокзалы, автодороги, объекты в аэропорту Астаны, СЭЗ на Хоргосе.
В 2019 году Integra Construction KZ сменила китайского подрядчика в консорциуме по строительству ЛРТ в Астане и числится в исполнителях проекта «Комфортные школы».
Взлет Integra Construction отмечен в 2019-м, когда компания в бюджет заплатила самую крупную сумму – 12 млрд тенге. А общий платеж в госказну лишь чуть-чуть не дотянул до 40 млрд.
Кроме того, по данным базы бизнеса, Муталип еще и руководитель Management&Construction LTD. Тоже строительная компания, имеющая филиалы в нескольких странах.
Тем не менее, среди богатейших людей Казахстана Шахмурат Муталип не значится, а Integra Construction лишь дважды попадала в список Форбс пятидесяти крупнейших компаний страны, в 2017 и 2018 годах. Поэтому, когда в прошлом году Муталип возглавил федерацию, боксерский мир несколько напрягся, поскольку о новом главе никто толком ничего сказать не мог. Ни в мире бизнеса, ни в мире бокса. И пока, похоже, опасения боксерского сообщества оправдываются.
РЕФОРМА КАК БЫ ЕСТЬ
Заняв пост главы федерации в 2024 году Шахмурат Муталип попытался обнадежить спортсменов и болельщиков:
- Принимая возлагаемую на меня ответственность, сделаю все возможное для дальнейшего развития казахстанского бокса, всесторонней поддержки и защиты интересов наших спортсменов, усиления роли КФБ как внутри страны, так и за ее пределами, – обещал Муталип, вступая в должность президента федерации.
Тогда до парижской олимпиады оставалось полгода. Как говорилось выше, после Муталип пообещал проанализировать работу федерации и провести реформы. После этого обещания тоже прошло полгода, но каких-то видимых изменений в работе федерации не наблюдается. Более того, неизвестно вообще, как он собирается возвращать былую славу казахстанского бокса. Нельзя исключать, что Муталип, который никогда не светился в информационном поле занимаясь бизнесом, придерживается такой же тактики и занимаясь делами федерации. Но это скорее может навеять мнение, что особой работы не проводится.
На сайте федерации самое свежее обновление коснулось только страницы руководства. Планы работы висят за 2023 год. Новости вообще относятся к 2021 году, достижения в развитии бокса тоже заканчиваются в 2021-м. Хотя, наверняка за сайт в федерации кто-то отвечает, и даже получает зарплату. В СМИ от главы федерации тоже нет никаких новостей о результатах анализа «ошибок, минусов и недостатков», не говоря уже о плане реформ. Однако вакуум пустоты не терпит, и информационное поле вокруг казахстанского бокса медленно наполняется вбросами, что Муталип сел на федерацию совсем не для того, чтобы развивать бокс. Тем более, что в августе 2024 года президент страны, критикуя подход к развитию спорта в стране заявил:
- Судя по текущей ситуации, спортивные функционеры занимаются не развитием спорта, а освоением многомиллиардных бюджетов, не ориентируясь на конечный результат. В сфере спорта регулярно фиксируются факты коррупции. Это наносит колоссальный урон не только развитию отечественного спорта, но и имиджу страны. Такая ситуация недопустима.
ПЛАН ЕСТЬ, НО НЕ У ФЕДЕРАЦИИ
Отметим, что в совершенном бездействии федерацию бокса упрекнуть сложно. Так в 2024 году на чемпионате Азии федерация подала протест на результат Аблайхана Жусупова. Протест был удовлетворен и Жусупов стал чемпионом. А на недавнем первом этапе кубка мира World Boxing-2025 в Бразилии наши боксеры взяли три золотых медали. Это тоже можно было бы занести в успехи федерации. Однако это локальные победы. На том же кубке мира Узбекистан, который всегда был на вторых ролях в Центральной Азии, завоевал пять золотых наград. И в общем медальном зачете занял первое место. Успех Узбекистана далеко не случаен. Системные реформы в целом в спортивной отрасли и в частности в боксе начались примерно в 2013 году. И успехи сборной Узбекистана в последние годы - как раз результат этих реформ. При этом системные проблемы в нашем боксе хорошо известны. Автор телеграм-канала «Бей в кость» еще летом 2024 года обобщил мнение болельщиков и экспертов, что надо менять.
В результате получился, в принципе, готовый план реформ:
Примерно такой план, по крайне мере показывающий понимание проблем и пути их решения хотелось бы увидеть не от общественности, а от федерации. Но пока этого нет, поэтому будущее казахстанского бокса на данный момент туманно.