Акимат Алматы обещает за два года построить ЛРТ и тем самым решить кучу проблем мегаполиса – от пробок до экологии. В этом заявлении сомнительно все. Хотя бы потому, что все алматинские крупные инфраструктурные проекты всегда начинались с пафосных обещаний, которые никогда не исполнялись. Ulysmedia.kz вспомнил все грандиозные инициативы городской власти, которые в лучшем случае не заканчивались уголовными делами.
В конце весны чиновники алматинского управления городской мобильности сообщили, что строительство линии легкорельсового транспорта начнется уже в 2026 году. И всего через два года алматинцы почувствуют повышение качества городской мобильности, снизится уровень пробок, ну и дышать станет легче. Поскольку горожане пересядут на ЛРТ, и автомобильные выбросы перестанут загрязнять воздух. Однако, современная история ЛРТ в Алматы показывает, что все идет не так гладко.
Сама идея легкорельсового транспорта озвучивалась еще в начале 2000-ых, когда город возглавлял ныне осужденный заочно Виктор Храпунов. И вплоть до 2015 года, городские власти время от времени поднимали эту тему. Но скорее как повод успокоить горожан, что они думают, как решить проблемы заторов на дорогах в целом и общественного транспорта в частности.
Относительная конкретика появилась с приходом Бауыржана Байбека, который в 2015 году убил городской трамвай, не дав ему справить 80-летие. Взамен Байбек пообещал построить современную альтернативу – ЛРТ. Причем начало строительства намечалось на 2016 год. Но первый конкурс по выбору партнера стартовал только в 2018. А в 2019 на смену Байбеку пришел Бакытжан Сагинтаев, который заявил, что ЛРТ это дорого, нерентабельно и не имеет смысла для двухмиллионника.
В 2022 году уже Ерболат Досаев пообещал все-таки построить ЛРТ, потому что «это решит многие проблемы дорожной инфраструктуры». Через год акимат объявил о планах по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, а сам конкурс прошел только в 2024 году. На эти цели было выделено 343,8 млн тенге и было заявлено, что к концу года документ будет готов. Однако сроки уже дважды переносились, сначала на лето 2025, сейчас на конец года. Причинами переноса назывались отсутствие согласований по трассе, нерешенные вопросы по электроснабжению, выделению земельных участков и неполучение исходно-разрешительных документов.
Это только новейшая история алматинского ЛРТ уже насчитывает 10 лет. А вообще проект строительства в Алматы скоростной пассажирской транспортной системы (СПТС) на магнитной подвеске, появился еще в 1979 году, как альтернатива метро, строительство которого тогда было признано нецелесообразным. Проект был закрыт, поскольку в СССР не было базы для производства ряда комплектующих. А в 1985 была еще одна альтернатива. Институт "Казгипрокоммунстрой" разработал проект линии скоростного трамвая. Проект даже предусматривал строительство подземного участка с подземной станцией под площадью Астана (Старая площадь). Но тогда победил метрополитен – знаменитый долгострой, побивший все рекорды по срокам.
Фото алматинского метро: UGC
Алматинское метро начали строить еще в 1988 году. Но с развалом советского союза в начале 90-ых годов прошлого века строительство практически заморозилось. Работы если и велись, то очень медленно – отсутствовало достаточное финансирование. С 2003 года денежный вопрос решили – президент Назарбаев подписал указ о финансировании проекта из республиканского бюджета.
Долгострой не раз становился “героем” городских анекдотов и алматинцы уже слабо верили, что он вообще когда-нибудь будет закончен. Однако в декабре 2011 алматинский метрополитен все же начал обслуживать первых пассажиров. Первая линия включала в себя 7 станций, за 15 лет были открыты еще 4.
На строительство "Сайран" и "Москва" ушло четыре года. "Сарыарка" и "Бауыржан Момышулы" строили семь лет. А станция "Калкаман", которую начали строить еще в 2020 году, до сих пор не готова. Ее планировали сдать в 2025, но сроки перенесли на неопределенное время. Для сравнения: за те же 14 лет в Москве открыли 69 станций, в Ташкенте - 21, а в Минске – 11 станций.
При этом метрополитен Алматы периодически попадает в скандальную хронику. Летом 2024 года за хищение 5 млрд бюджетных тенге при строительстве метро были осуждены сразу 10 человек, в том числе из руководства компаний КГП «Метрополитен», АО «Алматыметрокурылыс», ТОО «Автоматизация и Технологии Сервис». В 2020 году метрополитен возглавлял Айдын Оразханов, которого убрали после резонансных жалоб сотрудников. В 2024 Оразханова тоже посадили, правда за крупную взятку уже в Петропавловске, когда он возглавлял местный завод. Было еще несколько уголовных дел связанных с хищением сотен миллионов средств в метрополитене.
Но и без коррупции в алматинском метро ситуация далека от идеала. Это и периодически затапливаемые станции во время сильных ливней. И мутная история с поддельными тормозными колодками из Китая, вместо оригинальных. И наконец гибель незрячего пассажира, шагнувшего в прошлом году между вагонами из-за отсутствия ограждений. Их начали устанавливать только в этом году.
При этом обещанного позитива от метро не особо наблюдается. Пробки по проспекту Абая, под которым проходит основная часть 13-километровой линии, меньше не стали. В часы пик поезда перегружены, и попасть в них можно только на первых двух станциях после конечной. На других уже не пропихнуться. А в остальное время поезда ходят полупустыми. Еще в 2003 году директор института «Алматыгенплан» К. Наурызбаев писал:
- В целом же все станции линии первой очереди размещены в местах, где не могут формироваться пассажиропотоки, т. к. по дальности пешеходных подходов к общегородским центрам массового тяготения находятся на расстояниях, в два-три раза превышающих нормы их доступности. Поэтому, с точки зрения пассажира, линию первой очереди метро можно оценить как метрополитен, идущий из ниоткуда — в никуда.
Фото: topphotospots.com
Горнолыжный комплекс трамплинов «Сункар» называют визитной карточкой Алматы. Только потому, что как и телевышка «Кок-Тобе», самый большой трамплин комплекса возвышается над мегаполисом. Как пишут тревел-сайты: «Если вы собираетесь посетить Алматы, то поднимитесь на лыжные трамплины Сункар, открывается очень красивый вид на город...». Собственно, в этом и главная польза трамплина. Строительство самого комплекса началось осенью 2007 года и через три года он открылся, как раз к зимней Азиаде 2011 года. В 2013 году, к уже существующим двум трамплинам были достроены трамплины для юниоров и детей. А в 2017 его использовали для соревнований уже зимней Универсиады. И хотя изначально транслировалось, что комплекс станет магнитом для мировых звезд прыжков с трамплина, со всеми вытекающими, других, действительно крупных международных турниров на алматинских трамплинах не проводилось, разве что юношеские.
Зато здесь проходит много непрофильных мероприятий. Начиная от концертов и фестивалей, и заканчивая соревнованиями по борьбе и конному спорту. Зачем при этом нужен сам трамплин, на который были потрачены миллиарды - непонятно.
При строительстве не обошлось без коррупционных скандалов. В 2014 году начальника одного из управлений исполнительной дирекции Азиады-2011 Айдара Мусина задержали по подозрению в хищении 600 млн тенге. Суд признал его виновным и приговорил к 5,5 годам лишения свободы. В 2023 году всплыл еще один нюанс строительства. Выяснилось, что городской акимат до сих пор не может рассчитаться с подрядчиком – сумма долга составляла 3,8 млрд тенге.
Если вернуться к спортивной функции комплекса, то сейчас на первый план выставляют Илью Мизерных, который в прошлом году взял серебро на юношеской олимпиаде в Корее. Спортивный функционеры подчеркивают, что в спорт Илья пришел, как раз в 2013, когда были построены детские трамплины. Ну если примерно 30 млрд тенге были потрачены ради воспитания одного юношеского олимпийца, то тогда можно сказать, что комплекс строили не зря.
И еще один нюанс. В 2021 году гора, на которой стоит комплекс, «поплыла». Над элитным коттеджным поселкам нависла нешуточная угроза оползня. МЧС укрепили гору за счет бюджетных средств, но вот гарантий, что что трагедии не случится никто не даст.
Фото: almaty-arena.kz
К Универсиаде 2017 года года в Алматы было построено еще два крупных объекта спортивной инфраструктуры - «Халык Арена» и «Алматы Арена». Когда шло строительство, также много говорилось, что арены дадут толчок к развитию спорта и спортивного туризма, поскольку «современные спортивные сооружения, отвечают мировым стандартам и пригодны для проведения крупных международных турниров и после Универсиады». Отметим, что «Халык Арена» действительно принесла реальную пользу городу. В пандемию Ковида именно там разместили временный госпиталь для приема больных. Правда неизвестно, сколько город заплатил за госпиталь, поскольку с 2019 года арены находились в «доверительном управлении» у частников.
Арены тоже активно использовались для проведения непрофильных мероприятий. Соревнования здесь проводятся, есть и спортивные детские секции, но скандалы локального характера возникают периодически. То родители юных хоккеистов жалуются на резкий рост оплаты секций. То фигуристы сетуют, что есть два ледовых катка, а готовить сборную страны в Алматы негде и так далее.
А в прошлом году было принято решение вернуть арены в госсобственность. И акимат заявил, что они требуют далеко не косметического ремонта. На строительство арен государство потратило 62 млрд тенге. Сколько придется выложить за ремонт пока не озвучивалось. Как, впрочем, неизвестно и то, как появление двух арен отразилось на развитии спорта в Алматы.
В растущем мегаполисе не обойтись без крупных инфраструктурных проектов. Но в Алматы все проекты или становятся долгостроями, или вместо пользы создают дополнительные проблемы. Здесь можно вспомнить и Восточную объездную, 8 км, которой строили более 10 лет. То подрядчик не те, то финансирование не хватает. И обошлась она более чем в 50 млрд тенге. Еще есть новый международной терминал аэропорта Алматы. После его открытия в первый же, не самый сильный ливень, сотрудники терминала ходили по зданию по щиколотку в воде, потому что протекла крыша. Да и сейчас чуть ли не хроническая проблема с парковкой, из-за чего прилегающие улицы заставлены транспортом, создающим хаос. Теперь на очереди ЛРТ. И Ulysmedia.kz искренне надеется, что на этот раз этот проект и начнут, и закончат в декларируемые сроки. Может именно он сломает тенденцию, и снимет проклятье инфраструктуры с мегаполиса.