Тема мусора в Казахстане не теряет актуальности: по всей стране множатся, а временами горят, отравляя близлежащие населенные пункты ядовитым дымом, свалки, а заводы сталкиваются с целой полосой препятствий в своем желании правильно избавиться от отходов производства. При этом законодательство в Казахстане составлено так хитро, что за то, что страна завалена мусором, ответственности никто не несёт. Как вырваться из замкнутого круга, который медленно нас убивает, пытался понять корреспондент Ulysmedia.kz.
Если послушать выступление вице-министра экологии и природных ресурсов Жомарта Алиева на бизнес-форуме по возобновляемой энергии и переработке отходов, то в Казахстане на мусор есть вполне четкие планы.
- Министерству экологии и заинтересованным госорганам премьер-министр дал поручение до 1 сентября разработать Концепцию управления всеми видами отходов, за исключением радиоактивных. А также активизировать работу по реализации проектов в сфере управления отходами и увеличить число профинансированных проектов в 5 раз, - напомнил Жомарт Алиев.
По его словам, государство разработало целую программу развития в сфере управления, сортировки и переработки отходов, предусмотрело льготное финансирование таких проектов из средств, накопленных в Фонде развития промышленности. Условия просто шикарные: кредиты под 3 % на 15 лет, есть и механизмы закупа энергии от еще не построенных мусоросжигающих заводов.
В общем, заходи, инвестор, большой и маленький на наши свалки!
И, как заверил Жомарт Алиев, 63 проекта по мусоропереработке уже находятся на рассмотрении. Вот только ни о сроках реализации этих проектов, и о том, насколько они уменьшат размеры и число несанкционированных свалок в казахстанских степях, вице-министр сказать не смог.
А проблема в том, что МЭПР только лишь определяет общие рамки Экологического законодательства. А вот реализация всех задумок на 90% зависит от акиматов.
Схема для Казахстана привычная, но крайне порочная: в итоге за поделенную таким образом сферу по факту никто не отвечает.
- Конечно, в Казахстане делается законодательно очень много. Внесены поправки в Экологический кодекс, который вступил в силу в 2021 году. Идет принцип «загрязнитель платит», усиленный контроль за воздействием на окружающую среду, введены требования к цифровому учету отходов, ответственности производителей за упаковку и стимулирование переработки, - перечислила плюсы законодательства депутат Ажар Сагандыкова.
Она отметила, что в том же Экологическом кодексе не хватает экономических стимулов для инвестиций в проработку и отсутствует четкая система мониторинга ответственности за экологические нарушения в сфере ТБО на местах.
То есть, придумали очень хорошие правила, но не подумали о том, что их соблюдение надо регулярно проверять. Также, как признала Ажар Сагандыкова, в Кодексе практически полностью упущен вопрос сортировки мусора, а это, по ее мнению, самое главное звено всей кампании по мусоропереработке.
Поэтому она предлагает ввести в Казахстане так называемый “зеленый” налог, чтобы граждане, выбирая между экологичной авоськой и пластиковым пакетом, предпочитали первое.
Правда, пока волноваться не о чем - в Минэкологии даже не могут обозначить сроки и вероятность принятия закона о мусоропереработке, не говоря уж о таких узких нормах.
Согласно официальным данным, в Казахстане ежегодно перерабатывается более четверти от 4,8 млн тонн поступающих на полигоны отходов.
По ощущениям - гораздо меньше: даже в столице куда-то делись оранжевые аппараты для сбора батареек, что уж говорить о других регионах?
Исполнительный директор казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWest Вера Мустафина в кулуарах бизнес-форума по возобновляемой энергии и переработке отходов рассказала корреспонденту Ulysmedia.kz, что Астана и Алматы вовсе не флагманы страны в данном вопросе.
- Более или менее хорошо поставлена переработка и сортировка мусора в Павлодаре, Костанае, Кокшетау и Петропавловске. Крупные города реализуют какую-то свою стратегию и мало подчиняются требованиям министерства экологии, - признается она.
Большие и малые проблемы мусора
По словам Мустафиной, основная проблема в том, что отсортированный гражданами мусор могут спокойно вывезти вместе с несортированным.
- Сбор отходов – это главная часть жизненного цикла отходов. При этом у нас в стране собирается лишь 80 % отходов, соответственно, растут стихийные свалки. С 2016 года законодательство Казахстана обязывает все города и регионы внедрять систему раздельного сбора отходов. И, хотя в той или иной степени, это сделано в 142 городах и районах, нет ни одного населенного пункта, где раздельный сбор был бы внедрен полноценно, - отмечает Вера Мустафина.
Главная причина - дороговизна соответствующего оборудования. В секторе мусоропереработки официально действуют около 2000 предприятий, из которых 200 имеют лицензию на обращение с опасными отходами, 1700 - с неопасными.
Но почти все слишком мелкие для того, чтобы претендовать на льготные кредиты.
С проблемами сталкивается и крупный бизнес.
Так, согласно казахстанскому законодательству, копить отходы по переработке компании могут не более 6 месяцев, иначе - штраф.
Однако в стране нет начальной сортировки и нет обилия потребителей, поэтому некоторые отходы за полгода набрать на партию, рентабельную для перевозки, просто невозможно. К примеру, как рассказал представитель компании по управлению отходами Рустам Алмаганбетов, такая проблема постоянно возникает с батарейками.
- Мы предлагаем установить гибкие сроки для специфических отходов, таких как батарейки, в зависимости от доступности инфраструктуры в регионе. Потому что одна пальчиковая батарейка, если ее выкинуть просто в степь, уничтожает растительность в радиусе 2 квадратов в момент разложения. Это происходит не сразу, мы, может, и не заметим, а вот наши дети получат степь, в которой будут огромные участки, на которых даже трава расти не будет. Это просто экологическая катастрофа, - говорит Алмаганбетов.
Но что же делать? Пока Минэкологии говорит о том, что проблема мусора на 90 % зависит от акиматов, а акимы просто не хотят связываться с “грязным” бизнесом, у которого, к тому же, есть проблемы законодательного регулирования, Казахстан чище не становится.
- Я живу в доме, с одной стороне которого зелень, а с другой - дорога и машины. И я вижу, что люди с той стороны, которая возле дороги, умирают. А со второй стороны - живут. Потому что у них чистый воздух. И я хочу долго жить. И чтобы дети мои долго жили, и внуки, которых еще нет - тоже. Поэтому я всегда сортирую мусор и сдаю то, что можно переработать. Просто приношу - и оставляю. И вижу, что так стали делать многие в Алматы. Не ради денег, а потому что понимают - это правильно, - говорит Вера Мустафина.
При этом стимулировать тех, кто пока еще не понял важность экологии, высокими тарифами на вторсырье, она считает неправильным, потому что дорогая стеклянная бутылка, сданная на переработку, автоматом приведет к удорожанию всей следующей продукции. И получится, что Казахстан исподволь введет тот самый “зеленый” налог. Но смогут ли его потянуть наши граждане? Тут, действительно, нужны очень скрупулезные подсчеты.