Неизвестно, успели ли отдохнуть за каникулы казахстанские школьники, их родители и учителя, но до нового учебного года осталось менее трех недель. Чем “новеньким” будут удивлять казахстанцев профильные министры, и когда уже страна избавится от старых переполненных школ и совсем уж допотопных уличных туалетов, а также почему каждый год одинаково остро встает вопрос сочетания школьной формы и религии - в материале Ulysmedia.kz.
По данным министерства просвещения, в этом году школа примет 341 000 первоклассников.
Некоторым из них гранит науки придется грызть в переполненных классах. Министр просвещения Гани Бейсембаев сообщил, что трехсменных школ в Казахстане почти не осталось, хотя в некоторых южных регионах, а также в мегаполисах, до сих пор есть переполненные классы.
Чтобы и с этой проблемой справиться, в стране продолжают строить новые школы, а также ремонтировать старые.
Но, как выяснилось из замечаний премьер-министр Олжаса Бектенова, отдельные регионы строят и ремонтируют школы с отставанием. Глава правительства призвал ускориться, но, в ходе пресс-конференции по итогам заседания Кабмина выяснилось, что “плохое поведение” строителей и функционеров от образования - это, в некотором смысле и благо: потому что пока не приведены в порядок все школы страны, можно не бояться продления учебного года до конца мая.
- Еще более 1000 школ нуждаются в реновации, в полном капитальном ремонте, поэтому нужно все школы привести в соответствие, оборудовать современными учебными кабинетами. Поэтому, пока не закроются вопросы инфраструктурного развития, к этому вопросу мы, наверное, не будем возвращаться, - сказал Гани Бейсембаев.
Когда это будет – министр не уточнил. Но известно, что еще одна “больная” проблема казахстанских школ – уличные туалеты – будет полностью решена до конца 2025 года. А там, глядишь, и о кабинетах физики и химии можно будет спокойно подумать.
При этом расслабляться не стоит. В новом учебном году детей ждет масса сюрпризов.
К примеру, после исследований детского здоровья, правительство решило питание в школьных столовых сделать еще более здоровым. К слову уже несколько лет на территории школ запрещена продажа газировки, колбас и сосисок, а с нового учебного года в меню будут блюда с меньшим содержанием сахара и соли.
Журналисты предположили, что дети такую еду просто откажутся есть, но ответить им было некому: функции по контролю за питанием школьников передали из управлений образования в управления здравоохранения регионов, а на пресс-конференцию вышли министры только образовательной сферы, без главы Минздрава Акмарал Альназаровой.
Еще одно новшество касается образовательного процесса - как сообщил министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК Жаслан Мадиев, запущен пилотный проект по внедрению искусственного интеллекта в школьную программу. Реализуют его совместно с Massachusetts Institute of Technology (MIT) и он будет охватывать все классы – от начальной до старшей школы. На первом этапе ИИ будет внедрен в уроки цифровой грамотности в 1 - 4 классах, а потом и до старших классов дойдет. Как итог - к концу школы казахстанские дети будут иметь продвинутые навыки работы с ИИ.
Ну это, конечно, если интернет позволит. По данным все того же МЦРИАП, сегодня из 8 042 казахстанских школ только 7 917 уже подключены к интернету. В том числе через волоконно-оптическую связь (ВОС) – 4 663 школы, по другим технологиям – 3 254 школы.
Одна из животрепещущих тем всех школьников - в чем ходить? Журналисты Ulysmedia уже подсчитали вместе с родителями, что один комплект школьной формы обойдется тысяч в 50, а их каждому ребенку надо несколько. Так что одеть ребенка вопрос достаточно дорогой.
Но к тому же, еще и очень дискуссионный.
Традиционно вопрос школьной формы остро встает в контексте соблюдения религиозных норм.
Чтобы и приверженцам ислама, и светским гражданам было проще сориентироваться, журналисты решили в рамках пресс-конференции спросить у министра просвещения Гани Бейсембаева - можно носить хиджаб в школу или нет?
Министр проявил дипломатию и объяснил, что в Казахстане существуют законодательные нормы, определяющие внешний вид школьника, а также напомнил, что предусмотрена ответственность для родителей, если их ребенок не будет соответствовать закрепленным законом нормам.
Примечательно, что на пресс-конференции практически сразу, но уже к министру науки и высшего образования Саясату Нурбеку, прозвучал диаметрально противоположный вопрос: а могут ли студентки ходить в университет в шортах?
Саясат Нурбек оказался более категоричным. Он признал, что в каждом вузе могут быть свои правила, но в целом, по его мнению, в шортах ходить можно.
- Я, когда учился в США, тоже ходил в шортах — грешил, что уж скрывать. Помню, после возвращения из Америки тоже приходил в шортах в ЕНУ, и все бегали: “смотрите, американец вернулся”. Поэтому мы не ставим более жестких требований, но так как университет — это общественное место, отдельные вузы могут устанавливать свои правила, - отметил он и пообещал разобраться с резонансным случаем из Южного Казахстана, когда девушку не пустил в задние охранник из-за того, что она пришла в шортах.
Между тем, очевидно, что разбираться придется не только министру. Родителям подростков тоже предстоит пройти через штудирование норм каждой школы и общих правил министерств: кто-то не может по религиозно-этическим соображениям появиться в общественном месте с непокрытой головой, а кто-то не видит смысла жизни без яркого макияжа и тату. И все эти крайности в казахстанской образовательной системе регулируются только широтой взглядов директоров школ.
Ну и, как выясняется, охранников университетов.
Почти к концу пресс-конференции, Саясат Нурбек рассказал еще об одном фундаментальном новшестве - реформе процесса поступления в вузы.
Сейчас все абитуриенты поступают в вузы на основании ЕНТ: кто больше баллов набрал, тот грант и забрал. При этом гранты выделяются не вузам, а по специальностям и только абитуриентам.
В итоге, как признался Саясат Нурбек, многие стали поступать в вуз не по велению сердца, а ради гранта. А потом до 60% выпускников вузов не работают по специальностям.
Чтобы от этого уйти, сообщил глава МНВО, сейчас стоит вопрос о реформе ЕНТ.
- Идеальная модель - когда ЕНТ превращается в сертификационный экзамен, который студент сдает в удобном для себя ритме. С этим сертификатом он выбирает университет, у каждого из которых есть собственные требования. Они будут привязаны к госзаказу не напрямую, а через свои критерии, - пояснил Нурбек.
По его словам, так уже работают Назарбаев Университет и зарубежные вузы. В итоге они отсеивают тех абитуриентов, которые им не подходят и постоянно улучшают качество своих выпускников.
Но изменения будут внедряться не сразу, а поэтапно, в течение ближайших нескольких лет.
Конкретных сроков министр не обозначил, но очевидно, что реформы - это самый неизменный процесс в образовании.
А идей для них у действующих и будущих министров на несколько поколений казахстанцев хватит.