×
540.84
634.46
6.43
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
540.84
634.46
6.43

Казахстан и антироссийские санкции: почему наша страна не боится гнева Европы?

Сегодня, 08:23
Казахстан и антироссийские санкции: почему наша страна не боится гнева Европы?
Ulysmedia.kz

Весь мир замер в ожидании: 15 сентября Евросоюз, по согласованию с американским президентом Дональдом Трампом, собирается принять новый, уже 19-й пакет антироссийских санкций. Примечательно, что в этот раз в них может быть затронут и Казахстан. Каким образом нас коснутся санкции и почему в правительственных коридорах не наблюдается ажиотажа по данному поводу – в материале Ulysmedia.kz.

Напугана Польша, а «прилетит» Казахстану

После то ли случайного, то ли намеренного залета российских дронов на территорию Польши, массированных прилетов по Киеву, а также в контексте совместных российско-белорусских учений недалеко от границы этой европейской страны, международная обстановка вновь накалилась.

Причем настолько, что против России Евросоюз вновь анонсирует усиление санкций.

Как сообщает Bloomberg, пакет мер затронет около полудюжины российских банков и энергетических компаний, ограничит работу платежных систем и систем кредитных карт, ударит по криптовалютным биржам и введет дополнительные ограничения на торговлю нефтью. Также будут введены ограничения против российских теневых судов и нефтетрейдеров в третьих странах, обслуживающих их портов и многое другое.

Но самое примечательное, что этот пакет санкций может напрямую коснуться Казахстана. Согласно сообщению информагентства, данные ЕС показали, что определенные товары из Казахстана отправляются в Россию и используются в производстве оружия.

Поэтому в отношении нашей страны ЕС рассматривает возможность впервые применить свой «инструмент борьбы с обходом санкций». Этот механизм, введенный в 2016 году, позволяет блоку воздействовать на страны, экспорт которых перенаправляется в обход санкций ЕС. 

Европейские чиновники оговариваются, что для такого шага нужны обширные доказательства и полная поддержка со стороны всех государств-членов.

Но вероятность того, что Казахстан попадет под санкции, есть.

Что делают чиновники?

О каких именно товарах и, соответственно, компаниях, которые их производят, говорится в аналитическом докладе европейских чиновников – не сообщается.

Но, по идее, в казахстанском правительстве уже давно должны были как-то отреагировать на новость.

Ведь еще в 2024 году, отвечая на вопросы российского журналиста, казахстанский вице-премьер Серик Жумангарин заявлял, что Казахстан не будет соблюдать антироссийские санкции в ущерб отечественному производству.

   - Речь идет о том, что есть определенные товары, которые производятся у нас, и они попадают в санкционную линейку. Мы сказали, что по этим товарам мы никаких рестрикций делать не собираемся, поскольку за этим стоят у нас большие трудовые коллективы, а иногда и целые моногорода, где эти производства находятся. И это очень важно, - говорил Серик Жумангарин. 

Изменилось ли что-то с тех пор?

Первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин сообщил, что пока Европейский союз никаких уведомлений о введении новых санкций Казахстану не присылал.

   - Мы, в принципе, всегда контролируем эту ситуацию. И когда что-то будет, будем решать. Как, например, вопрос по углю – он возник, мы провели переговоры вживую, тесно поработали с нашими партнерами – и решили. Так что, если что-то будет, будем решать, - уверяет он.

При этом потеряет ли что-то казахстанский бюджет от возможных европейских санкций – в МНЭ не знают.

Не считал, как выяснилось, потери от прошлых санкций, да и в целом от войны России и Украины и казахстанский Минфин.

В этом признался корреспонденту Ulysmedia вице-министр финансов РК Абзал Бейсенбекулы в кулуарах мажилиса.

Он подчеркнул, что такого рода счет должны вести профильные министерства. К примеру – по атакам на КТК цифры у Минэнерго, по торговым ограничениям – у Минторговли, и так далее.

Сколько теряет Казахстан от санкций?

Официально ни одно ведомство подобные данные не публиковало, но можно отследить по упомнутому Амриным углю.

Его экспорт в Европу идет через российские порты – с географией никак не поспоришь. В рамках 16-го пакета санкций, в феврале 2025 года, ЕС перестал принимать товары из ряда российских портов, в том числе – из Усть-Луги - ключевой точки транзита казахстанского угля в Европу.

Отменить введенные против казахстанского угля санкции удалось только в августе 2025 года, это закреплено в 18-ом пакете антироссийских санкций.

Как итог – экспорт казахстанского угля в Европу за полгода существенно просел.

  • В 2022 году объем экспорта казахстанского угля в ЕС составил 4,4 млн тонн на сумму $419,2 млн (доля – 45% от общего экспорта угля).
  • В 2023 году — 6,1 млн тонн на $382 млн (54,3%).
  • В  2024 году — 5,2 млн тонн на $312,5 млн (51,8%).
  • В январе–мае 2025 года экспорт составил 1,6 млн тонн на $82,9 млн, или 38,5% от общего объема экспорта угля.

В Минторговли уверяют, что переживать не о чем – темпы и объемы отгрузки будут увеличены и в итоге придут к среднегодовым. 

Надо больше говорить

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов отмечает – прямые европейские санкции явно не улучшат казахстанскую экономику, и, кроме того, могут негативно повлиять на нашу инвестиционную привлекательность.

   - Если ЕС все же введут санкции против Казахстана, это может стать серьeзным сигналом для экономики - усиливаются имиджевые риски и возрастает вероятность того, что страну начнут воспринимать как звено в обходе ограничений, - говорит он.

Кроме того, как напоминает эксперт, просядет торговля с Европой, усложнится доступ к технологиям и увеличатся транзакционные издержки для бизнеса.

При этом, по словам Рысмамбетова, казахстанскому бизнесу и без прямых санкций сейчас работать непросто.

Как уверен финансист, бороться с санкциями и их последствиями должен не только МТИ, но и МИД, в задачу которого входит правильная и корректная артикуляция позиции Казахстана по самым разным вопросам.

   - Задачей нашего МИДа я вижу в переговорах озвучить позицию Казахстана, что если и проходит контрабанда, то на границе длиной 7,5 тыс км. А если россияне и покупают санкционные товары в развитых странах, потом транспортируя это через Казахстан, то РФ делает это на деньги, которые получают от европейцев за газ, - напоминает он.

Подключиться должны также Минфин и КНБ: ситуация на казахстанской таможне всегда вызывала ряд вопросов, а по итогам 2024 года был зафиксирован рекордный разрыв в таможенной статитике Казахстана с соседними странами. 

   - Нашей таможне надо оперативно и планомерно улучшать электронный контроль на границе, максимально ее цифровизовать, - говорит Расул Рысмамбетов.

Как полагает эксперт, таким образом Казахстан сможет не словом, а делом доказать, что ратует за честную и открытую торговлю и не поддерживает обход антироссийских санкций.

   - Усиление контроля за реэкспортом ударит по серой торговле с Россией, что вызовет еe недовольство, но в долгосрочной перспективе очистит экономику и снизит риск вторичных санкций. Оптимальная стратегия Казахстана - усиливать контроль за чувствительными товарами совместно с европейскими производителями, разделяя ответственность и защищая легальный бизнес, - резюмирует он.

Санкции вместо переговоров

Россияне тоже уже отреагировали на грядущий 19-й пакет санкций.

Правда, публично никто не говорит о том, что это больно бьет по российской экономике.

   - В РФ не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнение, что антироссийские санкции неэффективны, - пишет РИА-новости. 

Как полагает казахстанский политолог Талгат Калиев, такая бравада российской стороны неслучайна. По его мнению, залет российских дронов в Польшу – вполне закономерная и четко выверенная провокация.

   - Этот случай абсолютно вписывается в логику процесса противостояния РФ с Западом и является ничем иным, как приглашением к переговорам. Для понимания этой логики нужно вернуться к событиям одиннадцатилетней давности. После захвата Крыма и последовавших за этим санкций - случился Донбасс, который Кремль, по всей видимости, рассчитывал разменять на отмены санкций и признание Крыма российским. Но за Донбассом последовали новые санкции. И тогда Россия вступила в игру в Сирии, предполагая разменять отказ от поддержки режима Башара Асада на Крым и Восток Украины, - напоминает он. 

По мнению политолога, эскалируя конфликт, Путин вновь ждет от стран НАТО переговоров: где предложит безопасность всей Европы в обмен на Украину.

В этом контексте, конечно, Российской Федерации надо всеми силами показывать, что европейские санкции больше вредят самим европейцам, нежели россиянам.

Вот только, судя по всему, и Европа идти на смягчение не намерена. Ну а Казахстану ни остается ничего иного, как продолжать подстраиваться под ситуацию и реагировать на нее лишь постфактум.

Новости партнеров