В ночь с 9 на 10 сентября 2025 года над польским небом разыгралась сцена, достойная пролога к оперной драме: до 23 российских дронов вторглись в воздушное пространство члена НАТО – Польской республики. В Европарламенте в срочном порядке прошли дебаты о преднамеренном нарушении воздушного пространства Польши российскими беспилотниками. Что стоит за этим прецедентом, попытался понять Ulysmedia.kz.
Тема была включена в повестку заседания Европарламента внепланово, что подчеркнуло ее исключительную важность. Как отметили выступавшие депутаты, атака на Польшу рассматривается как атака на весь Европейский Союз.
Это произошло на фоне массированной атаки на Украину – более 400 дронов и 40 ракет, где Москва, как дирижер с палочкой-штыком, тестировала не только украинские ПВО, но и нервы всего альянса.
Почти сразу после вторжения дронов, Дональд Трамп, вечный импровизатор на сцене глобальной политики, отреагировал в своём фирменном стиле – коротко, как твит в эпоху Truth Social: «Что это Россия творит с дронами над Польшей? Here we go!»
Позже миротворец, считающий Владимира Путина «хорошим парнем», президент США выразил лишь слегка укоряюще недовольство произошедшим:
- Это могла быть ошибка, но, независимо от этого, я не доволен ничем, что связано с этой ситуацией. Но я надеюсь, это скоро закончится, – заявил он.
Вслед за этим премьер-министр Польши Дональд Туск парировал:
- Мы тоже хотели бы думать, что атака беспилотников на Польшу была ошибкой. Но это не так. И мы это знаем.
Ирония судьбы: президент, обещавший «сделку века» с Путиным, теперь выглядит как скрипач, который фальшивит на чужой свадьбе. Варшава не проглотила пилюлю – Туск и министр иностранных дел Польши Сикорский публично «поблагодарили» за поддержку, но с сарказмом: Путин, дескать, «смеётся» над трамповскими планами мира.
Это не просто дипломатический пассаж; это намёк на трещину в партнёрстве, где Америка, занятая внутренними соло, рискует упустить общий ритм.
Как сообщил Reuters, европейские союзники США по НАТО сомневаются в готовности Вашингтона их защищать из-за реакции Трампа на инцидент с БПЛА в Польше.
По данным агентства, сдержанную реакцию Трампа сочли проявлением политики «Америка превыше всего» и охарактеризовали ее как «публичное пожимание плечами».
Из Кливленда ситуацию для Ulysmedia.kz прокомментировал политолог-исследователь Аскат Дукенбаев.
- Да, Польша и НАТО сдержанно отреагировали на вторжение двух десятков российских дронов и нанесение ущерба гражданам, несмотря на то, что это очевидное нарушение суверенитета и эскалация гибридной войны России против НАТО, как бы российская сторона ни пыталась представить это «непреднамеренной случайностью. Однако, члены НАТО не хотят допустить прямого военного столкновения с Россией, поэтому пока рассматривают этот инцидент как ограниченную провокацию, не достигшую уровня «вооружённого нападения» в терминах статьи 5 Североатлантического договора, – считает политолог.
По мнению Дукенбаева, последствия подобных инцидентов могут быть опасными для обеих сторон. Каждая новая российская провокация «прощупывания границ» усиливает вероятность неконтролируемой эскалации и прямого военного столкновения России и НАТО. Понятно, что Путин проверяет реакцию НАТО и пытается держать Запад в напряжении, а для внутренней аудитории – показать, что Россия «не сдаётся» и отвлекает внимание от провала летнего наступления в Украине и назревающих социально-экономических проблем. Но, в итоге, путинский режим, и все российское общество, стремительно рискуют потерять неизмеримо больше, чем способны выиграть.
Асхат Дукенбаев, фото из открытых источников.
Свою оценку происходящего дал в своём ТГ-канале политолог, экс-спичрайтер Владимира Путина Аббас Галлямов.
- Для Трампа нападение Путина на Польшу или какую-нибудь другую восточноевропейскую страну станет настоящей политической катастрофой. Про новую войну уже не скажешь, что, дескать, «если бы я был президентом, то её бы не случилось». (…) Открытие Путиным нового фронта будет признано доказательством окончательного провала политики умиротворения, проводимой нынешним американским лидером. Тут ему и красную дорожку в Анкоридже припомнят, и все те комплименты, которые он расточал в адрес российского диктатора, и всё прочее. На Трампе навсегда повиснет ярлык «американского Чемберлена.
По мнению Галлямова, возможно, одной из целей Путина в истории с налётом на Польшу как раз и было создание рычага, с помощью которого он будет давить на Трампа. «Дескать, не мешай мне разбираться с Украиной, и тогда я не буду трогать Польшу, а иначе – извини», – рассуждает политолог.
В этой истории, на наш взгляд, есть несколько моментов, показывающих некую несобранность и неготовность НАТО к вызовам.
С одной стороны, недавний прилёт российских дронов на территорию Польши стал способом проверить реакцию альянса и его союзников – своего рода своеобразный тест на прочность. Союзники и Польша в ответ на эти вторжения сбивали дроны ракетами и поднимали в небо истребители. Но такой подход выглядит достаточно расточительным и неэффективным, будто пытаться потушить пожар, брызгая на него водой из крана на кухне.
К слову, по данным немецкого издания Bild, авиация НАТО потратила более миллиона долларов, чтобы сбить дешёвые дроны, залетевшие в Польшу: подняла в воздух современные боевые самолёты и использовала дорогостоящие авиационные ракеты. При этом сбита лишь малая часть от официально заявленного числа российских БПЛА, пересекших польскую границу.
С другой стороны, почему реакция на российские дроны была именно такой? Видимо, Запад считает, что подобные инциденты – это лишь пробное включение, попытка прощупать слабые места. Задействовать вооружённые силы на полную катушку ради «одного-другого» дрона – значит растрачивать ресурсы и эмоции вхолостую. Поэтому и реакция скорее осторожная, чем решительная.
Свою точку зрения нашему сайту представил и Аркадий Дубнов, российский эксперт по международной политике.
- Факт появления БПЛА – даже неважно было ли их 19 либо другое количество, – в небе над Польшей сомнению не подвергается
В Кремле в первые часы после инцидента ответили уклончиво, Песков перепослал все вопросы в российское Минобороны. Это может говорить о том, что в Москве ещё не сразу отработали публичную версию произошедшего. При этом не стали опровергать саму возможность запуска дронов, оговаривая максимальную дальность их полёта в 700 км, что само по себе не является доказательством их залёта в польское воздушное пространство.
Лукавое предупреждение польских властей о «заблудившихся дронах» со стороны белорусских военных может выглядеть соломкой, которую готов был подложить Минск под себя в случае обвинений в свой адрес в том, что это часть сценария российско-белорусских военных учений «Запад», начавшихся на территории Беларуси, – говорит эксперт.
Аркадий Дубнов, фото ТАСС
По мнению Дубнова, если бы Москва в первые же часы после инцидента признала залёт дронов непреднамеренной ошибкой своих военных и принесла бы извинения польской стороне, как это принято у цивилизованных государств, то дальнейшей эскалации напряжённости между Россией и Западом можно было бы избежать. Буквально такую подсказку предложил Кремлю Дональд Трамп, заявивший, что появление дронов «могло быть ошибкой».
- Кремль отказался это сделать, что вполне отвечает его традиции – ни в коем случае не признавать свои, если переходить на сленг, косяки. Именно так происходило в декабре 2024 года, когда Путин отказался признать катастрофу азербайджанского самолета результатом работы российской ПВО над Грозным… Русские не ошибаются, не так ли? А поскольку стремление вбить клин между Вашингтоном и его европейскими союзниками по НАТО выглядит выверенной тактикой Кремля, то с трудом могу допустить, что именно такого обратного результата хотели добиться в Москве те, кто якобы намеренно планировал «польскую» атаку дронами, – считает Аркадий Дубнов.
Более радикальное видение происходящего изложил для Ulysmedia.kz российский публицист Борис Стомахин.
- Почему Польша и НАТО не сочли актом агрессии залёт 19 российских шахедов на территорию Польши? Да потому, что НАТО боится Москвы, просто-напросто боится! Цель военного блока НАТО – ни в коем случае ни с кем не воевать, то есть не делать того, для чего он и создан. Польша же вынуждена подстраиваться под общую политическую линию НАТО, но и она тоже боится. Укрепляет на всякий случай армию, активно помогает Украине, но отвечать на агрессию Москвы боится, страшится войны на своей территории. Москва даёт понять: не помогайте Украине, смиритесь, покоритесь всевластию Кремля, а то шахеды и ракеты будут «случайно» залетать к вам всё чаще и больше. Если же смиритесь, есть шанс, что получите назад Галичину и Волынь, отобранные когда-то Сталиным. Москва пробует Польшу, Европу и весь цивилизованный мир на излом, применяя излюбленный метод кнута и пряника, – размышляет публицист.
Как полагает Стомахин, польское правительство зависит от избирателей, которые не хотят, чтобы их дома разносили российские шахеды. Возможно, кто-то в Польше и соблазнится отсутствием воздушных ударов и обещанием Галичины и Волыни, такое нельзя исключить. Но если Львов и Луцк завтра станут польскими, то послезавтра Варшава и Краков опять станут российскими…
Борис Стомахин, фото Грани.Ру
В дополнение к предыдущим версиям произошедшего, ситуацию Ulysmedia.kz прокомментировал историк, ассоциированный научный сотрудник Исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете (Германия) Николай Митрохин.
- Польша, ЕС и НАТО – это нормальные страны и организации, от которых и не стоит ожидать немедленной панической реакции в духе Трампа, Зеленского или Медведева. Первая реакция последовала в течение двух дней, и она заключается в усилении ПВО в Польше за счёт перебазирования некоторых сил из Западной Европы, приглашения украинских специалистов по уничтожению подобных дронов, а также анонсирования различных политико-дипломатических мер.
Европа оценивает произошедшее не как реальное нападение, а как провокацию, а реакция на провокацию не должна быть чрезмерной. Но она есть, и она будет развиваться. Тем более, что атака действительно продемонстрировала уязвимость польской ПВО, – считает эксперт.
По его словам, для РФ это теперь обернётся тем, что её дроны, которые раньше могли летать в приграничной полосе или даже залетать в Польшу, теперь, видимо, будут сбиваться.
Николай Митрохин, фото из личного архива
Тем временем, на удивление, НАТО не рассматривает инцидент с дронами над Польшей как атаку России.
Помимо этого, как пишут СМИ, «никакая» реакция Трампа на инцидент с БПЛА в Польше показывает отстранённость США от защиты Европы.
Для Москвы это вместе с решением Вашингтона сократить программы поддержки армий соседей России может стать сигналом, что американцы перекладывают ответственность за безопасность на самих европейцев.
Тем временем российские каналы уже откровенно пишут, что беспилотники были специально для Польши, цель – залететь как можно дальше.
Для этого «Герберы» (имитаторы «Шахедов») оснастили дополнительными топливными баками – тем, что не ставили на дроны, предназначавшиеся для Украины.
Что же может случиться при эскалации конфликта между Россией и Польшей? Здесь всё гораздо серьёзнее: появится риск перехода от выстрелов в фоновом режиме к полноценной военной игре с высокими ставками. НАТО может быть вынужден быстро переключиться на максимально боеготовый режим, включая более серьёзные меры для защиты союзника. Последствия такого сценария будут далеко выходить за пределы Польши и всего Восточного блока.
В итоге, нынешние события – это скорее пробный запуск, тихое послание, а не начало громкой битвы. Россия «стучит» в североатлантические двери, изучая, насколько они открыты. Образно говоря, Россия берет Запад «на слабо».
Запад же держится на балансе между готовностью и сдержанностью, пытаясь не раздувать конфликт там, где можно ограничиться словами и демонстрацией силы.
Тем временем свою хлёсткую реакцию в ТГ/канале обнародовал экс-депутат Госдумы РФ, публицист Александр Невзоров.
- Печален и понятен вектор движения событий. Все, что произошло в польском небе и на польской земле, конечно, можно загримировать под досадный казус, ошибочку и небольшой косячок. Сейчас, собственно говоря, все этим и занимаются (почти все).
Но морда будущего лезет сквозь фальшь взаимных успокоений. И эта морда оскалена, а с клычар капает слюна нового фашизма.
Александр Невзоров, Фото Telegram-канал nevzorovtv
(…) Боевые дроны в польском небе – это не случайность и не «отклонение от курса». Это закономерное и наглое следствие западного соплежуйства и веры в то, что фашизм побеждается в разговорном жанре. Уголовники в Кремле ржут и ликуют, – пишет Невзоров.
Далее, продолжая тему, Александр Невзоров ссылается на одного из идеологов «русского мира» Александра Дугина.
- Шизофреник, создающий рабочие программы политики России, абсолютно удовлетворён результатом вторжения русских боевых тактических единиц в границы НАТО, – пишет Невзоров и в доказательство приводит слова кремлёвского философа.
- Наши дроны в Польше – отличный момент, чтобы начать тотальную мобилизацию в России. Сегодня ночью мы проверили одного из злейших врагов, Польшу, и все НАТО. Дроны России показали слабость врагов. Настал момент объявлять тотальную мобилизацию и пользоваться этой слабостью, атаковать! Надеюсь, никто не думает, что мы в своей священной войне ограничимся Победой над киевским режимом, – ликует Дугин.
Тем временем российский политолог Андрей Никулин, автор ТГ-канала «Хмурое утро» в комментарии Ulyamedia.kz предлагает несколько иной контекст на эту тему.
- Если и есть в НАТО и ЕС государство, которое готово бросить Москве вызов, отвечать жёстко и играть на повышение, так это Польша. И именно к подобному раскладу поляки упорно и собранно готовятся последние годы, кратно наращивая военные расходы, усиливая вооружённые силы и лихорадочно собирая по всему миру, от Штатов, до Кореи всевозможное вооружение.
Не самый простой спарринг-партнер, не бельгийцы или румыны. Так с чего начинать давление и эскалацию именно с них, – задается вопросом политолог.
Андрей Никулин. Фото https://oxu.az/.
По его предположению, может, дело в расчёте, что именно поляки станут ядром и главной сухопутной силой возможных балтийских коалиций. И если выбить их, деморализовать, то все остальное посыплется само собою? Если так, то это ещё одна ошибка. Во-первых, поляки не уступят, не сбегут и никуда не уйдут. Им некуда деваться чисто географически, ну а что случается с их страною, если прогибаться перед Россией, – они тоже прекрасно знают. И повторения прошлых историй с Царством Польским, Привисленским краем или Польской народной республикой не желают.
- И скомканная реакция на два десятка беспилотников не должна обмануть: да, все случилось неожиданно. Да, меры реагирования оказались неотработанными. Но сбивать их полетели самолёты сразу из нескольких стран и сейчас несколько десятков тысяч польских солдат концентрируются около российской и белорусской границ. Параллельно сразу из нескольких стран в Польшу перебрасываются новые системы ПВО и авиация, отрабатываются будущие действия, – говорит Никулин.
Мнение политолога подтверждает и то, что НАТО начинает операцию «Восточный страж» для усиления восточного фланга альянса. Генсек НАТО Рютте объявил о создании системы обороны для предотвращения нарушений воздушного пространства со стороны России. Будут задействованы ресурсы Дании, Франции, Великобритании и Германии.
По словам главнокомандующего ОВС НАТО Алексуса Гринкевича, операция предусматривает развёртывание, в том числе, дополнительных сухопутных войск и авиации.
При этом НАТО активировал статью 4 своего Устава – консультации о коллективной обороне, но без паники: это не симфония войны, а прелюдия к укреплению. ООН предупредила об «эскалационных рисках», а Брюссель, как истинный хор, спел о солидарности – 45 стран присоединились к заявлению.
А война в Украине будет продолжаться, по меньшей мере, ещё два года, об этом заявила Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кайя Каллас. По ее словам, война зашла в тупик, а Россия чувствует большую смелость – об этом свидетельствует нападение на Польшу.
В свете последних действий Запада, как считает Андрей Никулин, расчёт на то, что НАТО посыплется в случае угрозы, не верен, как ошибочны и надежды на то, что жёсткие действия на Балтике не встретят сопротивления. И если кто-то всерьёз на подобное рассчитывает, – сюрпризы могут оказаться очень неприятными.
- Возможно потому, что просто очень хочется верить в чудо и лёгкую прогулку. В очередной раз: Рига за три дня, Вильнюс в пять, Гданьск – за неделю...
Опять те же грабли, – иронично подмечает политолог.
Как бы то ни было, Москва провела зондаж: эти дроны – не просто разведка, а пальцы, щупающие бреши в партитуре НАТО. Россия анализирует: сколько времени уйдёт на реакцию? Сколько ракет уйдёт на «дешёвые» цели? Сбивать дроны по 50 тысяч долларов за штуку истребителями и ракетами – это не экономия, а расточительство. Спросите у Украины, она подскажет, как можно стократно дешевле и эффективнее бороться с дронами.
В этом напряжённом, пока на паузе, противостоянии, покуда Польши и России, эхом отзываются старые мелодии – аллегории, что не утихают веками. Вспомним «Полонез Огинского», тот трагический вальс прощания с родиной, где скрипки плачут о потерянной свободе под русским сапогом. Сегодня он звучит над Вислой как манифест: дроны – не просто машины, а призраки разделов, где Варшава танцует свой полонез сопротивления, не давая Москве переписать партитуру. А с российской стороны – «Прощание славянки», марш, что когда-то гремел на парадах, обещая братство, но нынче обернулся иронией: прощание с иллюзиями мира, где «славянские» дроны проникают в «братскую» Польшу, сея не единство, а разлад. И это не дуэт, а дуэль смычков – где один оркестр ностальгирует по империи, а другой повторяет Jeszcze Polska nie zginęła - гимн независимости
Сейчас все гадают: возможна ли эскалация конфликта? Сценарий мрачен, как финал трагедии: если конфликт между РФ и Польшей разгорится, скажем, после российско-белорусских учений «Запад-2025» на белорусской границе, где дроны уже «репетировали» воющий рой. Европа может усилить фланг, но без американской партитуры эхо будет слабым. Россия же, зная слабости, может «накатить» гибрид: кибератаки на энергосистемы, миграционные «волны» через Беларусь, дроны как «ноты» для провокаций. Польша, с её модернизацией, выдержит первый аккорд, но цена – в миллиардах и жизнях.
В итоге, этот «концерт» дронов – не кульминация, а интермедия. Россия прощупывает, Запад репетирует, а Польша, в своём полонезе, напоминает: свобода – не минор, а мажор, что требует полного ансамбля. И никто не идёт на коду.