×
542.67
638.89
6.51
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
542.67
638.89
6.51

«Казахский Титаник»: почему «Павлодарский речной порт» не тонет

Сегодня, 10:16
«Казахский Титаник»: почему «Павлодарский речной порт» не тонет
Ulysmedia.kz

АО «Павлодарский речной порт» давно стало одним из крупнейших игроков на рынке госзакупок. Несмотря на систематические нарушения сроков и многократное подорожание проектов, компания продолжает выигрывать многомиллиардные тендеры. Ulysmedia.kz разбирался, почему этой компании не только Сайран по колено.

Госзаказы на миллиарды - без результата

В 2020 году управление природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области провело конкурс «Рекультивация хвостохранилища Кошкар-Ата (I этап)». Победителем признали АО «Павлодарский речной порт» с ценой 15,5 млрд тенге.

Несогласные с итогами госзакупки ТОО «Казахдорстрой» и ТОО «Ақ жол құрылыс» подали жалобу в Департамент государственного аудита по Мангистауской области. Они утверждали, что «Павлодарский речной порт» не соответствует квалификационным требованиям: так компания занималась реконструкцией объектов, тогда как в лоте речь шла о новом строительстве. Также оппоненты отмечали, что у компании отсутствует необходимый уровень ответственности. Однако ревизоры нарушений не выявили.

Тем временем работы по Кошкар-Ата спустя пять лет так и не завершены. Стоимость договора выросла втрое до 50,996 млрд тенге. Сдачу объекта перенесли на декабрь 2026 года, хотя по первоначальному соглашению планировали завершить в 2024 году.

Это не первый случай подорожавшего госзакупа. В 2021 году «Павлодарский речной порт» выиграл конкурс на реконструкцию канализационных очистных сооружений в Атырау на сумму 18,5 млрд тенге с датой завершения в 2022 году. Но сроки сдвинули, а после корректировки ПСД цена выросла почти вдвое до 39,7 млрд тенге. Новый срок сдачи 2026 год.

Финансы: прибыль сокращается, долги растут

Как следует из аудиторских отчётов АО «Павлодарский речной порт», несмотря на миллиардные государственные заказы, финансовое положение компании не очень стабильно.

В 2022 году компания получила выручку 21,9 млрд тенге, из которых себестоимость затрат составила 19,1 млрд. Займы составили 3,4 млрд тенге, в то время как в 2021 году - 2 млрд тенге. В 2023 году выручка составила 25,9 млрд, затраты - 18,5 млрд, займы - 5,4 млрд тенге.

В 2024 году кредиторская задолженность составила 24,6 млрд тенге, из которых поставщики и подрядчики - 8,8 млрд, авансы покупателей - 14,9 млрд. Основной рост связан с увеличением авансов покупателей и задолженности перед поставщиками. Кредиты и займы почти удвоились с 5,4 млрд (в 2023 году) до 9,4 млрд тенге.

Дополнительно компания заложила имущество под кредит 24,5 млрд тенге для аффилированных компаний. В случае дефолта партнёров активы могут быть реализованы во внесудебном порядке.

Бонусы для избранных

Несмотря на финансовые трудности, АО «Павлодарский речной порт» не экономит на вознаграждениях руководства.

В 2022 году председатель совета директоров Долорес Пшембаева и два члена совета получили бонусы в совокупности 56,4 млн тенге. В 2023 году премии членов исполнительного органа составили рекордные 230,4 млн тенге.

В 2024 году выплаты снизились до 88,7 млн тенге на четырёх членов исполкома, однако среди них уже не было Долорес Пшембаевой.

Политическая крыша?

АО «Павлодарский речной порт» зарегистрировано в 1994 году. С 2015 года компания перечислила в бюджет 12,7 млрд тенге налогов, заключила 311 контрактов на сумму 298,7 млрд тенге.

Учредителем с 2004 года являлся Мейрам Пшембаев депутат мажилиса, член партии «Nur Otan», награждённый государственными орденами и медалями, его последняя должность - внештатный советник президента.

С 2012 года собственником АО стало ТОО «Сан» по договору доверительного управления. Владельцы «Сан» - Долорес Пшембаева (дочь Мейрама Пшембаева) и Анетта Сагынбек. У Долорес в собственности ещё семь компаний, включая «Корпорацию Казахсельмаш».

Остаётся только гадать, почему государственные органы закрывают глаза на то, как «Павлодарский речной порт» получает крупные госзаказы, не выполняет обязательства и многократно увеличивает стоимость контрактов. Всё это, похоже, без последствий для компании и её руководителей.

Новости партнеров