Государственная компания, созданная для решения экологических проблем, накопила 400 миллиардов тенге и, вместо того чтобы строить мусороперерабатывающие заводы, инвестирует в телеком.
Новость о покупке акций Kcell компанией «Жасыл Даму» стала лишь верхушкой айсберга системных проблем казахстанского утилизационного оператора. За красивыми отчётами о «грамотном управлении активами» скрывается печальная реальность: страна продолжает тонуть в мусоре, а сотни миллиардов тенге, собранные с граждан, уходят на всё что угодно, но не туда, где они требуются.
К концу июня «Жасыл Даму» владела уже 5,53% акций Kcell (более 11 млн штук), увеличив долю с 2,73% на конец прошлого года. Вице-премьер Серик Жумангарин даже успел похвалить такой деловой подход.
- Почему бы их на 30 дней в хороший инструмент не вложить? Чем они будут просто так болтаться на счету, - объяснил он свою точку зрения, отвечая на вопросы журналистов о сделке с Kcell.
Чиновник вроде бы и прав, но эти деньги собирались с казахстанцев для решения конкретной задачи — переработки отходов. А не для игры на фондовом рынке. В самой компании операцию объясняли, как «временное размещение средств через операции обратного РЕПО» -- сделки сроком до 30 дней с обязательством обратного выкупа. Формально это не даёт корпоративных прав, но факт остаётся фактом: утилизационный оператор стал акционером телекоммуникационной компании.
По мнению экономиста Меруерт Махмутовой, «Жасыл Даму» отрабатывает старый сценарий.
- Квазигоскомпании зарабатывают на депозитах и платят себе огромные премии якобы за эффективный менеджмент. А цель создания таких организаций уходит в забвение, - считает она.
На запросы редакции Ulysmedia.kz представители Kcell и «Казахтелекома» ответили в корпоративном стиле, подчеркнув, что акции компании «свободно обращаются на вторичном рынке», «обладают высокой ликвидностью» и «входят в категорию премиум». Всё по закону и очень престижно.
При этом компании особо отметили, что «Жасыл Даму» формально не является крупным акционером, поскольку владеет менее 10% акций. Эмитент, по их словам, «не располагает информацией о параметрах и условиях сделок и не имеет доступа к деталям передачи пакетов акций». Другими словами, акции покупаются, доля растёт (с 2,73% до 5,53% за полгода), а все участники процесса как будто ничего не знают. Как утверждают в компаниях, структура акционеров «может меняться ежедневно», поэтому удивляться участию утилизационного оператора в совладельцах телеком-компании не стоит.
Масштаб проблемы с «Жасыл Даму» вскрыла в апреле депутат парламента Екатерина Смышляева. Она заявила, что на счетах компании накопилось 406 миллиардов тенге, половина из которых — наследство от предшественника, «Оператора РОП», другая половина якобы накоплена самостоятельно.
При этом административные расходы оператора, по ее словам, составляют почти 4 миллиарда тенге в год. Депутат привела пример для сравнения: на реальную переработку мусора за два года потратили всего 3,5 миллиарда - меньше годового бюджета аппарата управления.
- Регулятор очень хочет потратить деньги, но не знает как, - сказала Смышляева.
Согласно озвученным ею данным, анализ трат «Жасыл Даму» вызывает вопросы и выглядит компания, не как утилизационный оператор, как универсальный покупатель. К примеру, фонду развития промышленности выделили 140 миллиардов тенге, из которых на переработку мусора ушло всего 2,5%. Остальное потратили на автобусы, дорожную и сельскохозяйственную технику. Также утилизационный сбор в размере 8,5 млрд тенге направили на системы раннего обнаружения пожаров. Ещё 6,19 млрд - на приобретение системы раннего обнаружения лесных пожаров и мониторинг состояния лесов, а 2,41 млрд — на внедорожники, грузовики и тракторы.
Пока компания осваивает искусство инвестирования, экологическая ситуация в стране остаётся критической. По официальным данным, ежегодно в Казахстане образуется около 5 миллионов тонн бытовых отходов, перерабатывается только 26% — в основном сортируется, а из миллиарда тонн промышленных отходов перерабатывается лишь 11%. Из 94 запланированных мусорных полигонов профинансировано всего 6. Мусороперерабатывающие заводы так и не запущены, превратившись в «галерею памятников коррупции».
- Основная цель — вторичная переработка, решение экологических проблем через раздельный сбор и стимулирование предприятий сокращать вред окружающей среде. Но этим никто не занимается, - говорит Смышляева.
Депутаты справедливо спрашивают: откуда у полностью государственной организации «свободные средства»? Деньги фонд собирает с одной целью — для решения экологических проблем, а не для инвестиций в телеком.
- Что значит свободные деньги? Это же целевые деньги у всех, - сказал в интервью депутат Айтуар Кошмамбетов.
По его словам, правительство поручило провести ревизию квазигосструктур в начале следующего года, и проверка эта давно назрела, так как количество подобных организаций растёт, а эффективность их работы вызывает большие сомнения.
Итог парадоксален: казахстанцы исправно платят утилизационный сбор, на счетах оператора накапливаются сотни миллиардов, которые инвестируются в телеком, и идут на покупку техники для всего, кроме мусорной отрасли. А страна продолжает тонуть в отходах. Выходит, создание очередной квазигосструктуры с туманными функциями и огромным бюджетом не решает экологических проблем, а только усугубляет их. Когда у чиновников есть сотни миллиардов «свободных средств», соблазн потратить их на что-то более интересное, чем скучная переработка мусора, слишком велик.
АО «Жасыл Даму» — правопреемник оскандалившейся компании «Оператор РОП». В 2023 году ее экс-главу Шнар Муктарову приговорили к семи годам условно по делу о присвоении 920 млн тенге, принадлежащих организации. Ранее компания принадлежала дочери первого президента, Алии Назарбаевой. Но после январских событий 2022 года бизнес передали государству, а функции администрирования утилизационного сбора - «Жасыл Даму».