Последние годы в Казахстане выдались весьма экстремальными: то лесные пожары, то паводки. Поэтому бюджеты на ликвидацию ЧС растут год от года. Но способствуют этому росту не только климат и природа, но и казахстанские чиновники. Как они умудряются при помощи всего двух букв «выбивать» деньги на прикрытие собственной безответственности – в материале Ulysmedia.kz.
Официальные цифры: в 2024 году Казахстан направил из республиканского бюджета около 118,6 млрд тенге на деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Но в тот год, напомним, были масштабные паводки, чтобы закрыть «вымытые» стихией из бюджета миллиарды, нашей стране даже пришлось сократить траты на имиджевые мероприятия и различные форумы.
Не то что, конечно, кто-то из далеких от светско-политической жизни казахстанцев расстроился, но тем не менее…
2025 год проходит для страны относительно спокойно – нет ни пожаров, ни наводнений. Да и с техногенными катастрофами, сродни той, что была в 2023 году в Экибастузе, пока, тьфу-тьфу-тьфу, все спокойно.
Согласно последнему опубликованному отчету Минфина об исполнении местных бюджетов, на «Проведение мероприятий за счет чрезвычайного резерва местного исполнительного органа для ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера» уже потрачено почти 13,3 млрд тенге. Еще почти 4,4 млрд тенге потратили на аналогичные цели акиматы городов республиканского значения. Держатся и пока не распечатали ни копейки на ликвидацию ЧС областные акиматы, хотя для них изначально на эти цели выделено 240 млн тенге.
Для сравнения – в 2023 году, когда замерзали Экибастуз и Риддер, бюджет «катастроф» составил 51,4 млрд тенге.
У части потраченных на ЧС денег этого года тоже, наверное, есть достойное объяснение.
Насколько критическими были ситуации – решать жителям этих регионов, но вот несколько примеров:
А недавно, на портале «Открытые НПА» появилась информация о предложении ввести режим ЧС в Жезказгане.
Специально проверили официальный сайт акимата города – никаких катастроф в городе не происходило, чем обусловлено чрезвычайное положение – непонятно.
В акимате Улытауской области тоже не сразу нашли ответ на этот вопрос, но в итоге сообщили следующее:
- 9 сентября 2025 года около 17:00 часов в областном лицее-интернате «Білім-инновация № 3» города Жезказган был зафиксирован сбой в подаче электроэнергии. Причиной инцидента стало повреждение электрического кабеля напряжением 0,4 кВ. Авария затронула исключительно территорию данного образовательного учреждения. В связи с ситуацией акиматом города Жезказган была объявлена чрезвычайная ситуация объектового характера. Данное решение позволило оперативно отреагировать на происшествие и своевременно принять необходимые меры, - ответили в пресс-службе акимата.
Что мешало электрикам города приехать и починить тот злополучный кабель без столь кардинальных решений – неизвестно.
Но, кстати, на сайте акимата так об этом «подвиге» и не рассказано.
Это далеко не первый случай, когда чиновники пытаются перекрыть собственные промахи в режиме ЧС.
Опять же, относительно недавняя новость: в Косшы планировали ввести режим ЧС, так как город в обычном режиме оказался не способен достроить пожарное депо и отремонтировать канализационный коллектор.
А уж сколько за последние годы водопроводов по стране достроено только благодаря режимам ЧС – отдельная история.
И всегда для введения режима, на первый взгляд, есть вполне веские основания – страдают от ситуации простые казахстанцы. Но при этом как-то уходит в тень тот факт, что довели инфраструктуру до критического состояния те же самые чиновники, которые пытаются ее героически решить в рамках ЧС.
- Режим ЧС – это возможность для акимата провести работы без долгих формальностей по оформлению тендерной документации. С одной стороны, это плюс: когда действительно критическая ситуация, аким может быстро найти подрядчика и не тратить время на конкурс. С другой стороны, закупки вне конкурса могут пройти с завышением цены, также есть вопросы к коррупционной составляющей, - говорит экономист, директор Центра «TALAP» Аскар Кысыков.
Он отмечает, что в последнее время акиматы слишком часто стали применять режим ЧС.
- Одна из проблем – это обилие НПА, которые ежедневно появляются на портале «Открытые НПА», такие странные режимы ЧС надо либо постоянно отслеживать, но на это банально не хватит проверяющих, либо надеяться на случай, что кто-то случайно заметит, как в вашем примере со школой, - признается он.
В то же время экономист подчеркивает, что полностью винить акимов в том, что они решают застарелые проблемы новым режимом ЧС нельзя. Потому что большинство объектов не достраиваются годами из-за проблем с финансированием, преимущественно из Республиканского бюджета.
И, судя по отчету ВАП об исполнении бюджета за 2024 год, ситуация не меняется: из намеченных к завершению 449 проектов в регионах Казахстана достраиваются в срок менее половины. А многие из них критически важны для населения.