×
539.06
623.75
6.63
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
539.06
623.75
6.63

Ставки сделаны, ставок больше нет: Нацбанк Казахстана решил идти «ва-банк»

Сегодня, 10:28
Ставки сделаны, ставок больше нет: Нацбанк Казахстана решил идти «ва-банк»
Ulysmedia

Национальный банк Казахстана решил поднять базовую ставку до неизвестных многим величин – минимальная цена денег теперь 18%. Ulysmedia.kz вместе с экономистами попытался максимально просто объяснить – зачем это надо, а также с какими последствиями столкнется каждый из нас и к подорожанию чего теперь готовиться казахстанцам.

Контекст

Базовая ставка – это одна из ниточек, за которую дергает правительство, чтобы экономика выполняла именно те движения, что прописаны в многочисленных планах развития страны. Она отвечает в первую очередь за краткосрочную инфляцию. Чем выше базовая ставка, тем меньше народ покупает, особенно в кредит.

Но в Казахстане даже относительно высокая базовая ставка в 16,5% не стала спасением от кратного роста цен. Год назад нам обещали, что в 2025 году инфляция не превысит 7,5%, но этим летом – 12,5%, по факту на конец сентября инфляция зафиксировалась на уровне 12,9%. Как объяснил председатель главного банка, поэтому 10 октября 2025 года и было принято решение поднять этот показатель до 18%.

Тимур Сулейменов надеется, что это позволит,если не снизить цены, то хотя бы остановить их рост.

Журналисты пытались у Тимура Маратовича выведать – что будет, если ставка не сработает, но он филигранно 2 часа уходил от ответа на этот вопрос.

Копить нечего, поэтому приходится тратить

Экономист, генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин обещания сдержать цены при помощи высокой базовой ставки воспринимает с некоторым сомнением.

  - В Казахстане существует критика эффективности работы процентного канала. Основной смысл повышения базовой ставки – сделать кредиты менее выгодными, чем потребление или инвестирование. И в отношении бизнеса это по большей части работает: кредитоваться невыгодно, поэтому инвестиции снижаются. Но если говорить о потребительском кредитовании, то надо понимать, что большинство кредитов у нас берутся населением не от хорошей жизни, а потому что у них нет иного способа обеспечить привычный уровень потребления. Ну и, следовательно, процент тех, кто можетзамедлить потребление и повысить накопления на депозитах, в Казахстане ничтожно мал, - объясняет он.

Следовательно, потребление вряд ли снизится, а значит и для падения цен особых оснований не видно.

Государство против государства

Эксперт также указывает на то, что основными причинам роста инфляции стали повышение коммунальных тарифов, цен на ГСМ, обесценение курса тенге и прочее. А это спровоцировано в первую очередь не потребительским спросом, а масштабными вливаниями государственных денег в сектор ЖКХ – программы «Тариф в обмен на инвестиции», а также «Модернизация коммунальной инфраструктуры» накачали сектор кредитами, теперь их надо возвращать через потребителей. Экономист называет этот фактор «бюджетным импульсом».

  - Было бы гораздо логичнее повышать базовую ставку раньше. Тогда бы, при прочих равных условиях, инвесторы задумались бы – стоит ли вкладывать деньги в модернизацию и стройку? Это помогло бы остудить экономику. Но сейчас сезон инвестиций заканчивается в силу наших климатических условий, - объясняет Жаныбек Айгазин.

В то же время он подчеркивает – высокая базовая ставка может снизить «завозную» инфляцию, а также немного замедлить падение курса тенге к доллару.

  - Никто из экспертов не знает, на чем держится курс рубля, поэтому велико опасение, что скоро в соседней России начнется стремительный рост инфляции из-за значительного бюджетного дефицита. А у нас, напомню, 20% импорта приходится именно на Россию. И повышение базовой ставки может быть трамплином для укрепления курса тенге и нивелирования влияния событий в России на нашу инфляцию, - считает Айгазин.

Не в Нацбанке дело?

Экономист Арман Байганов предполагает, что на текущую ситуацию в стране повышение базовой ставки практически никак не повлияет: кредиты и в прежних условиях бизнесу были недоступны, поэтому многие предприятия уже давно не развиваются.

  - Как сказал председатель Нацбанка, основной вклад в инфляцию сделал рост на продовольственные товары. И мы видим, как сильно подорожало то же мясо в сентябре. Но базовая ставка – это элемент краткосрочной политики регулирования, а рост цен связан с длительными проблемами финансирования отечественного АПК. Сложившаяся ситуация может свидетельствовать, что за долгие годы Казахстан так и не смог выстроить четкую и работающую экономическую модель, - говорит он.

При этом он признает: столь высокий уровень базовой ставки – непривычен для Казахстана.

   - Насколько я помню, за последние 10 лет самый высокий уровень ставки был в 2022 году, когда началась война между Россией и Украиной, но и тогда он был ниже – 16,75%, и держали его относительно недолго. Поэтому повторюсь - такое ужесточение денежно-кредитной политики свидетельствует о фундаментальных нерешенных проблемах. И, если их не решать, мы можем и дальше задирать базовую ставку, но так и не сможем остановить ни инфляцию, ни девальвацию, - предупреждает Байганов.

В качестве примера он приводит опыт Турции: за последние годы базовая ставка этой страны была и 50%, сейчас – 42,5%, при этом падение лиры по отношению к доллару продолжается, а турецкий народ живет все хуже.

Плюсы и минусы «дорогих» денег

Ulysmedia попросил экономиста рассказать о плюсах и минусах повышения базовой ставки для простых казахстанцев.

  - Основной плюс – это рост процентов для депозитов – те, у кого есть, что копить, могут накопить больше, - говорит Арман Байганов.

Как следствие, минус здесь в противоположном – кредиты станут еще дороже, причем если за новый телефон или телевизор просто придется больше заплатить, то с более фундаментальными покупками все может быть гораздо сложнее.

  - Ипотека всегда была самым низколиквидным кредитным продуктом, планы зафиксировать максимальную ставку по жилищным займам на уровне 20% и при прошлой базовой ставке ставили под сомнение одобрение кредита для многих, а теперь не исключено, что ипотечное кредитование коммерческих банков может полностью остановиться, - прежупреждает он.

Что будет дальше – неизвестно. Вполне возможно, что квартиры подешевеют: раз приобрести их можно будет только по госпрограммам или за нал, желающих совершить столь крупную покупку поубавится. Но это будет временное явление.

  - Нельзя забывать, что у нас до сих пор темпы ввода жилья в эксплуатацию не успевают за демографическим ростом, а если на квартиры будет меньше спрос из-за недоступности ипотеки, некоторые стройки могут «встать». В будущем это аукнется новым повышением цен, - предупреждает Байганов.

Он предполагает, что высокую базовую ставку через месяц пересмотрят, в противном случае, как опасается экономист, мы не только не замедлим инфляцию, но напротив – увидим очередной виток ее роста, потому что кредиты бизнес берет не только на развитие, но и на оборот. А это значит, что высокая базовая ставка рано или поздно ляжет в цены на все.

Новости партнеров