Ровно два месяца под стражей, волна общественной ненависти и крах бизнеса — такова расплата 22-летней Алики Мухамадиевой за один неосторожный пост. Дело когда-то успешной предпринимательницы и бывшей модели, возбужденное по статье о разжигании межнациональной розни, наконец дошло до суда. Эта история — не только о злосчастном комментарии, но и о характере, который, по словам знакомых, неминуемо вел ее к падению, передает Ulysmedia.kz.
Заседание по резонансному делу Алики Мухамадиевой началось в Казыбекбийском районном суде. Уже к 10.00 зал заполнили журналисты.
Подсудимую ввели в зал в сопровождении конвоя. Мухамадиева была в спортивном костюме, без косметики, и выглядела подавленной. Она не смотрела в сторону публики, ее взгляд был опущен.
С первых минут оглашения обвинения женщина плакала, периодически вытирая слезы салфеткой. Ее плечи вздрагивали, когда прокурор зачитывал формулировки обвинения.
Прокурор, выступая с обвинительной речью, заявил:
- Подсудимая, используя публичную платформу социальной сети Threads, умышленно разместила высказывания, унижающие честь и достоинство целой этнической группы. Ее действия содержат прямой состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса.
Адвокат Мухамадиевой Тимур Солодуха, комментируя ситуацию, заявил, что намерен добиваться для Алики наказания, не связанного с лишением свободы – с учетом смягчающих обстоятельств.
- Подсудимая имеет на иждивении малолетнего ребенка и полностью признает вину, что является смягчающим обстоятельством.
Адвокат подчеркнул, что санкция статьи предусматривает либо ограничение свободы, либо штраф в размере 12 млн тенге.
Когда слово предоставили самой Мухамадиевой, она, с трудом сдерживая рыдания, подтвердила свое раскаяние и снова попросила прощения.
- Мне очень стыдно перед людьми, перед обществом, перед своими друзьями, знакомыми и родственниками, - сказала она.
- Я не хотела никого оскорблять, на тот момент мне казалось, что я просто выражаю свое мнение, и я не знала, что мои слова принесут такую боль. Я прошу прощения у всех национальностей, понимаю, что причинила боль многим людям, и мне за это очень стыдно.
Она также сообщила, что в тюрьме познакомилась с девушкой, читающей намаз и, благодаря ей, ознакомилась с Кораном.
- Мне теперь очень стыдно перед ней и перед всеми людьми, исповедующими ислам, - призналась она.
Судья Аргын Кутышев заслушал стороны и объявил о переходе к изучению материалов уголовного дела. Следующее заседание назначено на 17 октября. Мухамадиеву под конвоем вывели из зала суда.
Прежде чем суд вынесет свое решение, стоит вспомнить, как начинался этот скандал. Алика Мухамадиева была не просто 22-летней жительницей Караганды. Она - владелица карго-бизнеса «AUG карго» (название происходит от ее девичьей фамилии Аугустова), занимавшегося доставкой товаров из Китая, а также бутика одежды. Успешная предпринимательница, бывшая модель, удачно вышедшая замуж - ее жизнь со стороны казалась образцом благополучия.
Однако, как рассказывали знакомые, за внешним лоском скрывался сложный характер.
- Она всегда была достаточно высокомерной, заносчивой и считала себя выше всех, - делились впечатлениями те, кто ее знал.
- Позволяла себе достаточно высокомерно относиться к людям. Это ее и подвело.
Именно высокомерие, по мнению многих, и вылилось в тот самый роковой пост в социальной сети Threads, где она позволила себе оскорбительные высказывания в адрес казахов. Публикация, которую она позже назвала «шуткой», мгновенно воспламенила соцсети.
Всплеск народного гнева был стремительным. Бывшие клиенты, среди которых было много казахов, выражали возмущение, что поддерживали ее бизнес деньгами. В сети появились откровения от ее бывшей маникюрши и другие компрометирующие истории.
Алика попыталась остановить бушующий шторм: удалила пост и записала видеообращение.
- Виновата лишь я, и я это поняла настолько сильно, что надеюсь, это послужит уроком для всех, - говорила она, но было уже поздно. Извинения общество не приняло.
Полиция, на волне возмущения, зафиксировала в ее посте «признаки межнациональной розни» и возбудила уголовное дело по ст. 174 УК РК. Когда же следствию стало известно о намерении Мухамадиевой покинуть страну, суд санкционировал ее арест на два месяца. В результате бизнес-империя, включавшая «AUG карго» и бутик, рухнула в одночасье: вывески были демонтированы, а счета закрыты.