×
539.56
627.35
6.84
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
539.56
627.35
6.84

У кого опускаются руки, или Как налоговая реформа задушит мелкий бизнес в Казахстане

Сегодня, 09:27
У кого опускаются руки, или Как налоговая реформа задушит мелкий бизнес в Казахстане
Коллаж Ulysmedia

Налоговая реформа в Казахстане – это настоящая угроза малому и среднему бизнесу, - заявляют предприниматели. Они утверждают, что массово готовятся свернуть свою деятельность: поставщики уже подняли закуп на 30%, а аренда взлетела вдвое. Чиновники рапортуют о создании «более выгодных условий», но уже признают, что с рынка уйдут порядка 300 тысяч компаний. Корреспондент Ulysmedia.kz пытался разобраться, кто прав.

«Мы — козлы отпущения»

Героиня материала, попросившая не называть ее имени, вынужденно закрывает свой магазин. Она коротко объясняет: «Мы не справились».

Бизнесвумен уверена, что малый и средний бизнес послужил козлом отпущения, которого оказалось нетрудно пустить под нож. По ее словам, у государства были другие приоритеты.

  - Возобладали интересы олигополии, интересы неимоверных вливаний в банковский и строительный секторы, и формирование мыльного пузыря продолжилось. Реально о людях никто не подумал, - говорит она, предполагая, что власти должны были сначала оптимизировать собственные расходы.

Женщина подчеркивает отсутствие реального диалога и представительства.

  - У нас нет своего бизнес-омбудсмена в полном смысле слова. Национальная палата предпринимателей защищает интересы совершенно иного уровня бизнесменов, - говорит предпринимательница.

По ее словам, все собрания на площадках Нацпалаты - это лишь «выпуск пара, забалтывание реальной проблемы», поскольку «всё уже давно принято наверху».

Провал до старта

Предпринимательница указывает, что еще до официального внедрения НДС многие поставщики подняли закупочные цены на 30%.

  - Это неподъемные, катастрофические цифры, все это похоже на то, если бы человек, болеющий гриппом, пытался отстрелить себе ноги, чтобы легитимно начать принимать антибиотики. Это абсурдно полагать, что налоговое ярмо спасет нашу экономику, - убеждена она.

Предприниматель уверена, что реформа лишь временно поможет бюджету, но в перспективе «разрыв между бедными и богатыми, социальные противоречия и напряжение только усугубятся».

У многих предпринимателей, по ее словам, уже «опустились руки».

  - Мы так измотаны произвольными проверками, ценовой политикой, сложностью ведения бухгалтерии и прочим - просто устали. Мы демотивированы происходящим, - признается она.

300 тысяч против «дробильщиков»

На пресс-конференции в правительстве чиновники из Минэкономики и Минфина попытались успокоить журналистов, заявив, что «закрываться будет тот, кто как раз дробился». По их расчетам, лишь 2% спецрежимов реально не могут стать плательщиками НДС.

  - По нашим предварительным расчетам, порядка 300 тысяч компаний закроются, потому что нет смысла вообще в создании, потому что более выгодные условия у нас созданы, - сказал Азамат Амрин, первый вице-министр национальной экономики.

Власти решили пожертвовать легитимным бизнесом, прикрываясь борьбой с теневым сектором, о чем свидетельствует и так называемый запретительный список ОКЭДов.

Угроза релокации

Особый удар пришелся на высокотехнологичный бизнес. Включение ОКЭД 62011 (разработка ПО) в запретительный список и перевод на общий режим резко повышает налоговую нагрузку.

IT-предприниматель Ануар Агабеков подсчитал, что эффективная нагрузка вырастет с прежних 3% до шокирующих 10–26% (ИПН, соцналог и НДС).

  - Казахстан был конкурентоспособен за счет низкой и простой налоговой системы. Повышение нагрузки делает страну неконкурентной даже по сравнению с Украиной (5%), Восточной Европой (5–10%) и тем более ОАЭ (0%)», - отмечает Агабеков в комментариях к проекту постановления.

Он предлагает ввести прогрессивную шкалу и облагать НДС только сумму, превышающую порог, а не весь оборот.

  - Такое решение сделает систему справедливее, упростит администрирование и позволит удержать конкурентоспособность казахстанских IT-специалистов на международном рынке, - говорил предприниматель, но, судя по всему, его голос был проигнорирован.

Квест с голосованием

Тем временем общественное обсуждение проекта постановления о запретительном списке, которое истекает 16 октября, обернулось фарсом. Документ размещен на портале НПА, но проголосовать по нему оказалось квестом.

  - В век цифровизации и целого министерства искусственного интеллекта я сама зарегистрировалась и проголосовала с десятой попытки, — делится опытом одна из предпринимателей в соцсетях.

Жанар Кожаниязова в комментариях к проекту выступила с компромиссным призывом: «Раз приняли норму не относить на вычет сделки с СНР, хоть дайте возможность самим выбирать режим налогообложения».

  - Оставьте выбор хотя бы и не душите малый и микробизнес, - написала она в комментарии к опубликованному проекту на портале НПА.

«Вредительство»?

В запретительный список попали сотни видов деятельности. Среди них ОКЭД 13920 (производство текстильных изделий).

  - Уважаемые разработчики проекта постановления! Объясните пожалуйста логику внесения ОКЭД 13920 в запретительный список! Кроме как вредительством это не обоснуешь! — пишет Ирина Васильева в комментариях к проекту на портале НПА.

Она указывает, что с этим ОКЭД работают, по большей части, мелкие ателье, салоны штор, чья деятельность не имеет промышленных объемов и не приносит больших доходов.

  - Основные клиенты таких ателье - это население, физические лица. Исключение данной деятельности из списка разрешенных к применению специального налогового режима на основе упрощенной декларации и применение НДС приведет к тому, что огромное количество предпринимателей попросту будут вынуждены закрыть свои ателье и салоны штор, так как средств для того, чтобы нанимать бухгалтера попросту нет, - возмущается Васильева.

По ее словам, оставшиеся на плаву предприниматели будут вынуждены повысить стоимость своих услуг, что снизит доступность для населения и будет играть на руку зарубежным производителям.

  - В чьих интересах включение данного ОКЭД в перечень видов деятельности, по которым запрещено применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации? В интересах Китая и Кыргызстана, где стоимость на такие товары и услуги значительно меньше, чем в Казахстане за счет грамотной налоговой политики и субсидий государства, - задается вопросом предприниматель.

Контекст

Главным элементом нововведений стал план по ужесточению условий для работы на специальном налоговом режиме (СНР).

Суть изменений проста и беспощадна: с 2026 года товарищества на общеустановленном режиме не смогут принимать к вычету сделки с компаниями на упрощенке. Это негласный, но фактический запрет на сотрудничество с мелкими поставщиками, который уже заставил крупные компании рассылать партнерам уведомления о прекращении работы или требовать немедленного перехода на общий режим с НДС.

Власти, в свою очередь, пообещали бизнесу «более выгодные условия» для честной работы, подняв порог для неплательщиков НДС до 2,35 млрд тенге и тем самым, по их логике, устранив стимул к дроблению.

Ранее предприниматели правительство выйти на диалог, но им ответили запретительными списками и техническими сбоями на портале для голосования. Бюджет, возможно, временно залатает дыры за счет налогового ярма. Но кто будет отвечать за разрушенный малый бизнес, за тысячи потерянных рабочих мест, за социальное напряжение, которое прогнозируют аналитики?

Новости партнеров