После того, как Национальный банк поднял базовую ставку до 18%, мечта многих казахстанцев о собственном жилье, если не рухнула полностью, то существенно пошатнулась: коммерческие банки массово и практически моментально остановили все ипотечные программы. При этом некоторые казахстанцы лишились ипотеки даже при наличии гарантийных писем от банков. Это, как объясняет юрист Дидар Смагулов, не просто разбитые мечты, но и вполне реальные миллионные потери. Как быть казахстанцам в такой ситуации – он попытался он выяснить на заседании общественной палаты при мажилисе. Что ему ответили банкиры и куда теперь идти людям, попавшим на деньги – в материале Ulysmedia.kz.
В мажилисе сейчас на рассмотрении обновленный закон «О банковской деятельности». Как обещают в Национальном банке и Агентстве по регулированию и развитию финансовых рынков, новеллы защитят казахстанцев от мошеннических кредитов, утечки данных из банковских приложений и прочих проблем, которые несет с собой развитый финансовый рынок.
- Это все замечательно, но я бы хотел узнать, а кто защитит потребителей от вреда, причиняемого недобросовестным поведением Национального банка? Политика Национального банка, она вообще, как погода в Астане, предсказуемостью и стабильностью не отличается. И на прошлой неделе, 10 октября, как гром среди ясного неба, вышла новость, что ставка повышена до 18%. И тысячи граждан, которые имели на руках гарантийные письма о том, что им одобрена ипотека, возможности приобрести квартиру лишились. Почему? Потому что банки второго уровня отозвали свои гарантийные письма, - возмутился Дидар Смагулов.
Он объяснил, что гарантийное письмо – это не просто бумажка, это следствие того, что человек, чтобы получить одобрение, как минимум закрыл все другие кредиты и рассрочки, а возможно и выплатил какой-то первоначальный взнос продавцу квартиры или еще как-то вложился деньгами в покупку.
Заместитель председателя Нацбанка Берик Шолпанкулов ремарку о нестабильности финрегулятора, кажется, пропустил мимо ушей. Отвечая члену общественной палаты мажилиса, он сконцентрировался на объяснении причин повышения базовой ставки, среди которых основная – это выросшая до почти 13 % инфляция.
А вот заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олжас Кизатов усомнился в наличие таких «пострадавших».
- В первую очередь я бы хотел получить информацию о пострадавших, носит ли это действительно характер массовости. Мы, к сожалению, такой информацией не обладаем, - признался он.
Кизатов отметил, что по закону гарантийные письма скорее всего действительно прописаны таким образом, что банк может их отозвать при повышении базовой ставки. Но считает, что ситуация носит временный характер.
- Уже сейчас видно, что некоторые банки начинают открывать собственные рыночные и ипотечные программы. Это была разовая реакция на повышение ставки. В любом случае, при выдаче ипотечного кредита банк оценивает финансовую состоятельность заемщика. Если заемщики платежеспособны и имеют стабильный доход, они смогут претендовать на получение жилищного займа и в дальнейшем, – обнадежил всех несостоявшихся ипотечников Олжас Кизатов.
В ответ на это Дидар Смагулов посоветовал руководству АРРФР полистать соцсети, а также пообещал поделиться собственной историей – он, оказывается, тоже «попал» с гарантийным письмом.
Поддержала юриста и вице-спикер мажилиса Дания Еспаева.
- Что такое гарантийное письмо? Значит клиент уже нашел какую-то строительную компанию, внес туда деньги определенные – 20-30% - не важно, но это то, что от него потребовал банк. А на разницу он приносит строительной компании вот это гарантийное письмо. То есть гарантирует, что выкупит эту квартиру по зафиксированной цене. Теперь что получается? Гарантийные письма банки, скорее всего, отзовут и, с их точки зрения, правильно сделают. Почему? Потому что ставка будет очень высокая. И здесь возникает юридический вопрос. Мы подставляем тех людей, которые уже внесли первоначальный взнос. Строительные компании в своих договорах везде пишут: «Ваш первоначальный взнос, в случае дальнейшей неуплаты, остается строительной компании», - напоминает она.
Как считает депутат, АРРФР сейчас должен собрать точные сведения о казахстанцев, пострадавших из-за отозванных гарантийных писем. Выяснить сколько их и чем они рискуют? И, конечно, необходимо продумать варианты помощи для них.
- Может быть, этих клиентов направить тогда в «Жилстройсбербанк», которому на льготные ипотечные программы выделили 500 млрд? Но, конечно, и Отбасы банк может сказать, что у него своих клиентов полно в очереди. Но тогда люди останутся один на один со своей бедой, - говорит Еспаева.
В ответ представители АРРФР пообещали выяснить масштабы проблемы и подумать, что делать ипотечниками, которые лишились денег.