Депутаты мажилиса приняли трехлетний республиканский бюджет на 2026-2028 годы. Обсуждение сопровождалось острыми социальными предложениями, главное из которых - повышение минимальной заработной платы с 85 000 до 110 000 тенге. Комитет мажилиса обосновал эту инициативу новой методикой, разработанной с учетом рекомендаций Международной организации труда (МОТ), к конвенции которой Казахстан недавно присоединился, передает Ulysmedia.kz.
Однако, как заявил вице-министр финансов Ержан Биржанов, в действующем проекте бюджета средства на повышение МЗП не заложены. Таким образом, депутаты предлагают увеличить минималку на 29%, в то время как правительство указывает на отсутствие финансового обеспечения. Получается замкнутый круг: Казахстан взял на себя международные обязательства по стандартам МОТ, депутаты требуют их исполнения, но бюджет не содержит денег на ключевое социальное повышение.
В списке предложений депутатов, помимо повышения МЗП, значатся: увеличение расходов на развитие регионов, тепло- и энергоснабжения, дополнительное финансирование скорой помощи, образования, научных проектов и прочее.
При этом представленный правительством бюджет на 2026 год выглядит следующим образом: доходы: 19,2 триллиона тенге, расходы: 27,7 триллиона тенге, дефицит: 8,5 триллиона тенге, который планируется закрывать неналоговыми поступлениями, трансфертами из Национального фонда и государственными заимствованиями.
Вице-премьер - министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил о росте обеспеченности бюджета собственными доходами с 63,7% в 2025 году до 83,5% в 2028 году и об отказе от целевых трансфертов из Нацфонда. Однако, несмотря на заявления о самодостаточности, регионы в 2026 году теряют 700 миллиардов тенге субвенций, а дефицит в 8,5 трлн тенге закрывается трансфертами (гарантированный трансферт из Нацфонда определен в размере 2,77 трлн тенге ежегодно) и займами.
Спикер Мажилиса Ерлан Кошанов, в свою очередь, подчеркнул социальную направленность бюджета с приоритетом на строительство школ, больниц и поддержку реального сектора, но с требованием направлять дополнительные доходы регионов на завершение социальных проектов, а не на «имиджевые стройки».
В кулуарах мажилиса обсуждалась и налоговая реформа, которую правительство вынуждено было корректировать после недавних указаний президента Токаева о введении моратория на повышение цен на топливо, заморозке тарифов ЖКХ, сокращении запретительного списка ОКЭДов.
Журналисты назвали эти шаги «откатом» от первоначального сценария, который должен был принести в бюджет 18 триллионов налогов. Министр Жумангарин категорически отверг термин «откат», назвав это гибкостью и наблюдением за ситуацией. Он пояснил, что сокращение списка видов деятельности, не подпадающих под упрощенный режим налогообложения (ОКЭДов), направлено на стимулирование бизнеса работать "в светлую" и предотвращение дробления. Министр отказался называть цифры потерь госбюджета из-за корректировки реформы.
- Вы называете это социальной напряжённостью, мы называем это диалогом.
По словам Жумангарина, работа с бизнесом ведётся открыто, и правительство не допустит социальной напряжённости, несмотря на протесты предпринимателей и жалобы.
Таким образом, депутаты приняли бюджет с амбициозными, но не подкреплёнными финансированием, социальными предложениями, в частности, о повышении МЗП до 110 тысяч тенге. Бюджет имеет значительный дефицит в 8,5 трлн тенге, который будет закрываться за счет госзаимствований и Нацфонда. Налоговая реформа буксует, а ключевой министр, Серик Жумангарин, избегает прямых ответов на вопросы о своей ответственности и называет критические ситуации «диалогом».
Вопрос остаётся открытым: когда социальные обещания превратятся в реальные цифры в бюджете, и кто понесет ответственность за то, что минимальная зарплата в 85 тысяч тенге не растет, несмотря на международные обязательства?