×
528.31
608.35
6.55
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
528.31
608.35
6.55

Не только СРП: по каким схемам из Казахстана выкачивают ресурсы иностранцы

Сегодня, 09:41
Не только СРП: по каким схемам из Казахстана выкачивают ресурсы иностранцы
Ulysmedia.kz

На фоне санкций против компании «Лукойл», Ulysmedia.kz решил вспомнить, по каким схемам работают иностранные компании в нефте- и газодобыче на территории нашей страны, а также понять – почему за почти 35 лет независимости мы так и не научились самостоятельно добывать свои же ресурсы?

Первый блин под санкционный ком

Когда западные страны, в рамках очередного пакета санкций заявили, что платить за агрессию России в Украине пришла пора и крупным нефтегазовым компаниям, в том числе – «Лукойл», в Казахстане тоже забеспокоились.

Говорилось, что под санкции подпадают все компании, в которых «Лукойл» владеет 50 и более процентов акций.

В Казахстане у ПАО «Лукойл» такой актив один – проект «Каламкас-море – Хазар». Его российский холдинг разрабатывает совместно с казахстанской нацкомпанией «КазМунайГаз» в рамках улучшенного модельного контракта.

Причем это был первый проект, на который наша страна подписала улучшенный модельный контракт.

Этот механизм разработали в 2022 году, как альтернативу соглашениям о разделе продукции.

Будучи тогда вице-министром энергетики, Асхат Хасенов объяснял, что УМК отличается от СРП большей прозрачностью, сделку должно одобрить министерство энергетики, а инвестор берет на себя целый ряд обязательств по трудоустройству казахстанцев – их должно быть не менее 70% от общего числа работников, по инвестициям в науку, регион пребывания и прочее.

При этом инвестор освобождается на 20 лет от большинства налогов, для него упрощается процедура перехода от разведки к добыче, а также есть ряд международных гарантий в случае судебных споров.

Именно такие условия и были обещаны «Лукойлу» на казахстанских месторождениях.

Почему мы сами не можем добывать свои ресурсы?

При этом, говоря о возможном выкупе доли «Лукойла» в этом проекте, казахстанские эксперты в один голос сетовали, что самостоятельно наша страна разрабатывать ни Каламкас-море, ни Хазар не сможет, поэтому нам нужно будет искать другого партнера, имеющего опыт нефтедобычи на морском шельфе.

Разработка месторождений в море и впрямь дело непростое, но у Казахстана ведь есть Кашаган, который начали разрабатывать с 1998 года в консорциуме с такими гигантами, как ExxonMobil, Shell и другие. За 25 лет уж пора бы, наверное, чему-то и самим научиться.

Аналитик нефтегазовой сферы, директор аналитической компании РАСЕ Analytics Аскар Исмаилов объясняет, что основная проблема казахстанского нефтегаза – те самые соглашения о разделе продукции, заключенные в начале 1990-х.

   - Государство отдало месторождения крупным международным компаниям, и, что важно, мы не вникали и не перенимали опыт на всех уровнях операционной деятельности. Второй момент – это кумовство и непотизм, когда родственники и близкие власть предержащих назначали своих людей, которые не хотели учится, а лишь формально участвовали в операционной деятельности. Просто навскидку: кто из родственников властьимущих принес пользу Казахстану? Какие фамилии приходят на ум? Никакие! Те ребята, кто сам вырос как профессионал в нефтегазовой отрасли, уехали за рубеж и там зарабатывают намного больше, чем они могли заработать здесь, - объясняет основную проблему отрасли эксперт.

УМК – замена СРП?

Заключенные 30 лет назад СРП не пересмотрены до сих пор, но станут ли УМК лучше?

В Минэнерго уверены, что да. Как поясняет руководитель аппарата министерства энергетики Жанар Жарылгасова, эти контракты составляются по типовому шаблону и применимы только на сложных месторождениях, которые расположены на морском шельфе или под толстым слоем соли, либо при разработке месторождений с высоким содержанием серы.

   - На сегодня в Республике Казахстан заключено 14 УМК. Контракты заключены как с национальными компаниями в области углеводородов отдельно, так и совместно со стратегическими партнерами, а также с казахстанскими инвесторами. Указанные контракты согласно установленным Кодексом критериям сложных проектов располагаются в пределах Каспийского моря, на суше со сложными геологическими условиями и ряд газовых проектов, - объяснила она в официальном ответе на наш запрос.

Если инвестор не будет выполнять оговоренных в контракте обязательств – Казахстан может УМК расторгнуть. Отменить СРП, как показывает практика, гораздо сложнее, равно как и доказать, что кто-то из инвесторов своих обязательств перед Казахстаном не исполняет.

   - УМК в своей природе и правилам игры намного лучше для Казахстана. Потому что прибыль государство получает здесь и сейчас, а не по накопительному эффекту. Но у УМК свой минус. Нулевые ставки по налогам, - говорит Аскар Исмаилов.

При этом крупнейшими налогоплательщиками Казахстана, с громадным отрывом от всех остальных, являются Тенгизшевройл и Карачаганак Петролеум Оперейтинг. Да и в целом среди ТОП-10 – 80% плательщиков – это нефтяные и газовые компании.

Сможет ли прибыль от тех проектов, по которым заключены УМК закрыть брешь в госказне эффективнее, чем СРП – пока доподлинно неизвестно. Но пока, как выяснил Ulysmedia, и СРП мы пересматривать не торопимся.

Новости партнеров