Депутат мажилиса из Западно-Казахстанской области Абзал Куспан предложил узаконить институт «токал» - вторых и последующих жен. В интервью журналисту Ерболу Сейилхану он заявил, что многие обеспеченные мужчины фактически живут с несколькими женщинами, и закон должен защитить права этих женщин и их детей. Инициатива вызвала резкую и бурную реакцию: от возмущения сенаторов до заявления в полицию. Чем недовольно общество, выясняла корреспондент Ulysmedia.kz.
Куспан не отрицает, что сам против института «токал», особенно когда речь идет о молодых девушках. Однако, по его логике, запреты все равно не работают.
- Но, если я против или вы против, или законом это запрещено, это не означает, что люди перестают так делать. Фактически у многих обеспеченных мужчин есть вторая, третья и даже четвертая жена, поэтому я считаю, что это нужно узаконить, - заявил депутат.
Главная проблема, по мнению Куспана, в том, что «токал» и их дети юридически беззащитны: алименты получить сложно, права ограничены. Депутат даже вспомнил казахский обычай «әмеңгерлік», когда мужчина брал под опеку вдову погибшего брата. Правда, сам же признал, что сейчас это превратилось в «забаву богатых».
После резонанса Куспан сообщил «Уральской неделе», что не планирует поднимать вопрос с трибуны мажилиса, но добавил, что «это не означает, что в Казахстане нет проблемы, связанной с «токалками» и «бастардами». По его мнению, такая социальная проблема существует, и рано или поздно она потребует законодательного регулирования.
Коллеги по парламенту встретили инициативу холодно, не поддержали. В Сети стали писать, что это предложение депутата Куспана можно расценивать, как «оскорбление казахских женщин» и попыткой нормализации их неравного статуса.
Сенаторы парламента буквально бегали от этого вопроса, немногие готовы были объяснить свою точку зрения, как будто об этом говорить не совсем прилично или стыдно. Со стороны это выглядело именно так, или… как будто они имеют к этому кое-либо отношение.
Сенатор Жанна Асанова в интервью Ulysmedia kz отрезала коротко: «Конституционно у нас закреплен институт супружества».
- Там все прописано, поэтому все остальное - это отдельное мнение. Я за светские отношения в браке, - сказала она.
Еще более эмоционально высказалась сенатор Айгуль Капбарова.
- Ну я против этого. Вы спросите у него, с каких пор любовницы стали токалами? Я не понимаю, - говорит депутат.
Сенатор Нурторе Жусип попытался быть дипломатичным, сославшись на регламент и невозможность комментировать мнение коллег. Но когда речь зашла о личной позиции, он сказал следующее.
- В первую очередь, надо сохранить семейные ценности. Эта семья создается для того, чтобы воспитывать детей, - сказал Жусип.
Асем Рахметова в разговоре с журналистом Ulysmedia.kz допустила, что Куспан мог иметь в виду защиту прав женщин и детей, а не легализацию многоженства.
- Я как женщина против и не разделяю мнения таких людей. Многоженства у нас в республике нет. И мы все-таки за сохранение семьи матери, ребенка и детей, - высказала она свое мнение.
Сенатор Бибигуль Жексенбай была категорична в своем ответе: по закону подобное в Казахстане запрещено.
- Мы не должны это даже обсуждать. Но я лично сама против, - добавила Жексенбай.
При этом общественность отреагировала жестче и в выражениях стесняться не стала. К примеру, популярная в Сети продюсер Баян Алагузова предложила встречную инициативу.
- В ответ предлагаю узаконить многомужество. Почему нет? Мужчинам можно, а женщинам нет? У нас по закону светского государства — равноправие. Это вообще, как понимать, когда представители власти предлагают жить по закону шариата, - возмутилась она.
Эксперт по управлению репутацией и предпринимательница Жанна Нурсеитова не сдержалась в оценках в социальной сети Facebook.
- Кто-то вообще контролирует тот бред, что несут некоторые депутаты. Сначала один как клоун маму поздравляет, теперь второй решил продвигать желания своего члена. Это вообще, что было про многоженство? Он почему еще не в тюрьме после таких заявлений. Это ж прямое покушение на конституционный строй. Это что желание исламизации нашей страны, - эмоционально написала Нурпеисова.
Она задала вопрос, который стал одним из главных в дискуссии: «До каких пор у нас любовниц будут токалками называть? Что за окно овертона с высоких трибун?»
По ее мнению, депутат оправдывает безответственность мужчин вместо пропаганды семейных ценностей.
- Сегодня TikTok и соцсети полны историй детей, выросших в атмосфере предательства и двойных стандартов, чьи папы живут на «две семьи», или которые по религиозным причинам берут «вторых жен». Каждая история - трагедия маленького человека, какой буллинг они проживают. Это ж национальная трагедия и переломанная психика. Целое поколение травмировано, - объяснила она свою точку зрения.
А потом свои слова подкрепила делом - заявила, что написала заявление в полицию на депутата Куспана.
- Я знаю о депутатской неприкосновенности, но здесь на мой взгляд прямое покушение на конституционный строй нашей страны. И лично я на данного товарища написала заявление в правоохранительные органы. Надеюсь, что данное заявление будет принято и будет примером для остальных, кто думает не о стране и ее проблемах, а о благополучии членов в штанах, - сообщила она.
Интересно, что Куспан далеко не первый, кто поднимает эту тему. С 2001 года об этом заявлял ныне покойный депутат мажилиса Амангельды Айталы, который пытался продвинуть соответствующие поправки и возвращался к вопросу в 2007-2008 годах. Позже и в разные годы были еще несколько его последователей, но узаконить многоженство никому не удалось. За два десятилетия инициатива так и не нашла поддержки ни в парламенте, ни в обществе. Но вопрос периодически всплывает, как лакмусовая бумажка, показывающая разрыв между декларируемыми светскими ценностями и реальной практикой части общества.
Один из самых известных случаев двоеженства в Казахстане связан с первым президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. В конце 2023 года он впервые официально признал наличие второй семьи. В мемуарах «Моя жизнь» Назарбаев рассказал о второй жене Асель Исабаевой и двух сыновьях от нее — Таумане (2005 года рождения) и Байкене (2008 года рождения). Их знакомство произошло в конце 1990-х на официальном мероприятии в Талдыкоргане, когда Асель было 19 лет, а Назарбаеву — 59. Позже они обвенчались «по мусульманскому обычаю», а потом о новой семье Назарбаев сообщил своей супруге Саре, с которой состоял в браке с 1962 года.