Недавно 35-летняя Зульфия Сулейменова назначена послом по особым поручениям МИД Казахстана. Женщина, при которой в пожаре погибли 14 лесников, снова продвинулась по государственной службе. Активную жизнь с выходами на официальные мероприятия стала вести и любительница люксовых сумочек Айнур Сергазиева. Почему в Казахстане скандалы не мешают карьере, а наоборот открывают новые двери, размышлял Ulysmedia.kz.
В новой должности Зульфия Сулейменовой продолжит заниматься вопросами экологии и зеленой экономики, но уже в должности посла по особым поручениям МИД. Это дипломатическая позиция категории С-1, которая относится к руководящим должностям в центральных государственных органах и предполагает высокий уровень ответственности.
Казалось бы, обычное кадровое решение. Но резюме Сулейменовой заставляет задуматься: человек, будучи министром экологии, допустил не только гибель огромной территории реликтового леса, но и гибель людей. И вместо порицания – новая порция доверия и новая высокая должность.
Зульфия Сулейменова родилась в 1990 году в Актобе. В 2012 году окончила ЕНУ имени Гумилева по специальности «Международные отношения», в 2014-м получила степень магистра, а в 2016-м защитила PhD в Национальном институте политических исследований в Японии. Впечатляющая скорость для 26-летнего доктора наук.
Дальше карьера развивалась стремительно. С 2013 по 2023 год Сулейменова сменила десяток должностей: эксперт, консультант в ООН, заместитель директора департамента, депутат Мажилиса, вице-министр. Нигде она не задерживалась дольше трех лет.
4 января 2023 года Сулейменову назначили министром экологии и природных ресурсов. Через пять месяцев произошла трагедия, которая должна была поставить крест на ее карьере.
8 июня 2023 года в государственном лесном природном резервате «Семей орманы» вспыхнул масштабный пожар. Вечером связь оборвалась с 14 сотрудниками Новошульбинского филиала, которые вышли тушить огонь на своем участке. Позже всех нашли мертвыми. Огонь уничтожил не менее 60 тысяч гектаров леса.
Сулейменова плакала перед камерами, слушая президента. 1 сентября 2023 года ее сняли с должности министра. Казалось бы, на карьере поставлена точка. Но уже 21 сентября того же года она получила новое назначение: советник президента и специальный представитель по международному экологическому сотрудничеству.
Прошло всего 20 дней после отставки. Провал на одной должности превратился в повышение на другой. Сулейменова проработала советником президента два года, до 25 сентября 2025 года. Теперь она посол по особым поручениям и снова будет курировать экологию и зеленую экономику.
В кулуарах парламента новое назначение Сулейменовой обсуждали с пониманием. Депутат мажилиса Елнур Бейсенбаев объяснил Ulysmedia.kz логику происходящего.
— Человек, который работает, он допускает ошибки. И это нормально, — заявил он.
По его мнению, Сулейменова «компетентная девушка, профессионал своего дела», которая «получала зарубежное образование». А трагедия с 14 погибшими? Просто «такие проблемы бывают».
— Она поняла, я думаю, допущенные определенные оплошности в работе. После этого она ушла с должности министра экологии, — резюмировал депутат.
Гибель 14 человек превратилась в «определенные оплошности в работе». Отставка длиной в 20 дней стала «уходом с должности», а возвращение на госслужбу получило оправдание в духе «это жизнь».
Другой депутат, Вера Ким, пошла дальше. Она объяснила, что женщинам в политике достается больше критики просто потому, что их меньше.
— В процентном соотношении женщин гораздо меньше, поэтому, естественно, более пристальное внимание, нежели к мужчинам, — сказала Ким в интервью.
По ее словам, мужчины тоже ошибаются, но «в таком информационном поле, так как мужчин больше, они, конечно же, стираются, грубо говоря».
В общем, вопрос о гибели людей трансформировался в рассуждения о гендерном равенстве.
История Сулейменовой не уникальна. Не так давно на пленарном заседании Мажилиса ждали появления Айнур Сергазиевой, заместителя председателя Агентства по делам государственной службы. У редакции Ulysmedia.kz были вопросы к этой госслужащей, которая прославилась коллекцией люксовых сумок Louis Vuitton и украшений на зарплату госслужащего.
Сергазиева была заявлена в качестве приглашенного гостя, но в последний момент из списка выпала. Журналистам об этом не сообщили, но, когда мы попытались выяснить где та, у которой судя по ее соцсетям, часто «настроение хихикать и тратить деньги», пресс-служба парламента призналась, что чиновница в последний момент выпала из списка тех, кто от имени госорганов будет отвечать на вопросы депутатов.
В прошлом году ее коллега Салауат Муксимов уклонился от ответа на вопрос, где находится Сергазиева и почему она давно не выходила с отчетами по цифровизации АДГС.
В 2022 году 30-летняя Сергазиева написала в Instagram, что у нее нет влиятельных родственников, кто двигает ее по службе.
— Слухи о моем супербогатстве и влиятельных родственниках - лишь слухи. У меня квартира в ипотеке, родители - пенсионеры в Уральске, сумочки с аутлетов, украшения Тиффани в серебре. Чиновником я не была, мужа и детей нет, свою зарплату трачу на себя, к счастью, — объяснила она.
Правда, Louis Vuitton не проводит распродаж в аутлетах. Бренд либо продает товары по полной цене, либо уничтожает их. Это делается для того, чтобы каждый заплатил одинаково высокую сумму. Но скандал с сумками не помешал Сергазиевой остаться на должности.
Депутаты объясняют это заботой о женщинах в политике. Мол, их мало, поэтому нужно поддерживать.
— Я считаю, не возраст должен определять статус и работу, а конкретно ее компетенции, навыки и полученные образования, — заявил депутат Елнур Бейсенбаев, защищая Сулейменову.
Получается, как в случае с Зульфией Сулейменовой, PhD из Японии и работа в ООН автоматически снимают ответственность за гибель людей.
А диплом, как в случае с Айнур Сергазиевой, может перекрыть отсутствие трудовой дисциплины и размытые понятия об этике?
В Казахстане сложилась система, где скандалы не мешают карьере. Более того, после громких провалов чиновники получают новые назначения быстрее, чем общество успевает забыть о трагедиях. Отставка превращается в короткую паузу перед следующим назначением. А критика списывается на гендерное неравенство и «информационный шум».