×
505.53
593.44
6.34
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
505.53
593.44
6.34

Пик Нефтедобычи или трясина Инфляции: куда ускачет экономика Казахстана в 2026 году?

Сегодня, 09:40
Пик Нефтедобычи или трясина Инфляции: куда ускачет экономика Казахстана в 2026 году?
коллаж Ulysmedia

Символ 2026 года по восточному календарю — красная лошадь. Животное благородное, но норовистое — и кто знает, в какие края оно унесёт казахстанскую экономику? Ulysmedia.kz собрал основные прогнозы на 2026 год и оценил, куда может прискакать огненный скакун — на вершину пика Нефтедобычи или в унылую трясину Высокой Инфляции.

Смотри не замерзай

В 2025-м казахстанская экономика «зажигала»: ВВП страны вырос более чем на 6%. Но аналитики АФК предупреждают, что в 2026-м Казахстан не покажет таких же выдающихся результатов — по целому ряду причин.

— Ожидаемое сокращение фискального стимулирования, более жёсткие финансовые условия и охлаждение розничного кредитования могут привести к более сдержанной траектории экономического роста, — отметили финансисты.

В Минэкономики оптимистично заявляют, что экономика Казахстана в 2026-м вырастет на 5,4%. У Международного валютного фонда ожидания более сдержанные: 4,5%. В целом все сходятся во мнении, что в казахстанской экономике произойдёт «похолодание» — но совсем «замёрзнуть» ей не дадут государственные вливания в ключевые отрасли.

При этом есть одна особенность экономического роста Казахстана, на которой власти стесняются акцентировать внимание. Заключается она в том, что при растущих показателях население страны не богатеет. Наоборот, реальные доходы снижаются. И хотя МНЭ на 2026 год прогнозирует увеличение средней зарплаты до 500 тыс. тенге с реальным ростом на 7,6%, есть обоснованные сомнения, что казахстанцы внезапно почувствуют себя богаче.

Не позволит инфляция, которая в 2026 году останется главным спарринг-партнёром Нацбанка.

Инфляция будет скакать и прыгать

Вступление в силу нового Налогового кодекса и увеличение ставки НДС подбросит пару процентов в общий инфляционный фон. Это не лучший подарок Нацбанку, который ведёт ожесточённую войну с ростом цен. Планы правительства по «разогреву» реального сектора экономики кредитами от холдинга «Байтерек» также не очень хорошо соотносятся с намерением опустить инфляцию до таргета в 5%.

Так что дежурные заверения властей о снижении инфляции в 2026-м можно воспринимать как привычные успокаивающие мантры. На самом деле в первой половине года можно ожидать инфляционного скачка.

Аналитики Halyk Finance указывали, что до конца первого квартала 2026-го в стране действует мораторий на повышение тарифов ЖКХ. Это не позволит инфляции чрезмерно вырасти в начале года. А вот дальше тарифы отпустят в свободное плавание — это станет ещё одним проинфляционным фактором. Скорее всего, резкий рост цен возобновится в Казахстане после первого квартала 2026 года — в первую очередь будут дорожать продукты питания и услуги.

— Внутренний фон проинфляционный. И внешняя среда тоже. Обменный курс напрямую влияет на инфляцию. Поэтому правительство ввело мораторий на повышение цен на коммунальные услуги для всех категорий потребителей до конца первого квартала 2026 года. Я считаю, это временные меры. В 2026 году после первого квартала рост цен продолжится, — считает Жаныбек Айгазин, гендиректор Центра исследований прикладной экономики AERC.

Даже Нацбанк умерил прежний оптимизм и теперь прогнозирует, что инфляция по итогам 2026 года составит от 9,5% до 12%. Это правдоподобно, учитывая эффект от повышения НДС в первом квартале. При этом регулятор честно признаёт «возросшую неопределённость в оценках» — предсказывать рост цен становится всё труднее. Неясные перспективы складываются с «импортом инфляции» из государств — торговых партнёров (прежде всего из РФ), да и без этого неизвестно, чем ещё порадуют казахстанцев собственные власти.

Эксперты МВФ также дают сдержанный прогноз: они считают, что годовая инфляция в Казахстане сохранит двузначные значения и снизится до 11% только к концу 2026-го.

Сами казахстанцы предполагают (по данным опроса об инфляционных ожиданиях), что в течение следующего года инфляция составит 13,6% — это ощутимо выше, чем официальный прогноз. Но, возможно, ближе к реальности.

Ставка на жёсткость

В общем, инфляция останется высокой как минимум полгода — поэтому Нацбанк в ближайшей перспективе не станет снижать базовую ставку. Для такой ситуации у регулятора есть специальная формулировка: «продолжительная умеренная жёсткость денежно-кредитных условий».

— Базовая ставка либо будет стоять ровно, либо мы будем её повышать, если появятся плохие новости, — прямо высказался председатель Нацбанка Тимур Сулейменов.

Пересматривать базовую ставку в 2026 году будут восемь раз — первое решение примут 23 января. Учитывая, что в первом полугодии послаблений от регулятора ждать бессмысленно, то ближайшая дата возможного снижения базовой ставки — это 24 июля.

Эксперты допускают, что уже в первом квартале Нацбанк будет вынужден повысить базовую ставку до 19-20%, чтобы сдержать инфляцию, а потом к концу года постепенно смягчить денежно-кредитную политику (со снижением до 17%). Аналитик Алишер Каримов ожидает, что ставку снизят до 16–16,5%, а при оптимистичном сценарии даже до 14%. Но произойдёт это не раньше, чем к концу года.

Курс тенге, или Никогда не угадаешь

Курс тенге в уходящем году выделывал настоящие акробатические кульбиты, то возносясь до исторических значений, то опять падая. В конце декабря доллар стоил немногим более 500 тенге, хотя аналитики ожидали показателя в 540-550 — это говорит о том, насколько ненадёжны прогнозы по стоимости американской валюты.

В первом квартале 2026 года курс, вероятно, будет не сильно отличаться от нынешнего: в пределах от 500 до 520 тенге за доллар. По крайней мере, такую оценку приводит финансовый аналитик Андрей Чеботарёв в своём телеграм-канале Finance.kz. Так что в начале 2026-го можно ориентироваться на «психологическую отметку» в 520.

Однако экономист Арман Бейсембаев указывает, что бюджет Казахстана на 2026 год верстали из расчёта в 540 тенге за доллар. К этому показателю курс и будет стремиться. По предварительным оценкам, ближе ко второму кварталу он стабилизируется где-то в пределах от 520 до 550 тенге за доллар. А делать более долгосрочные прогнозы — дело неблагодарное.

Нефти будет много, но денег от неё — мало

Помимо курса тенге, ещё один ключевой показатель для Казахстана, — цены на нефть. Драгоценные баррели — главный источник доходов страны. И то, что их стоимость под конец 2025-го упала на 18%, не внушает особого оптимизма.

В 2025 году именно увеличение нефтедобычи на 14,1% сыграло решающую роль в обеспечении экономического роста Казахстана. Расширение Тенгиза обеспечило основу для роста всей промышленной отрасли. Удастся ли повторить этот успех?

Хорошая новость в том, что в 2026 году Казахстан выйдет на пик годовой нефтедобычи. Это значит, что «чёрного золота» у страны будет много, и даже при низких ценах на сырьё оно продолжит приносить стабильный доход. Разумеется, если не случится очередного форс-мажора, способного повлиять на добычу, — вроде атаки на трубопровод КТК.

Плохая новость — в том, что с вершины горы дорога только одна, вниз.

— После незначительного роста и пика годовой добычи в 2026 году в среднесрочной перспективе ожидается замедление добычи нефти, при этом темпы замедления будут постепенно увеличиваться, — предупреждает Салтанат Игенбекова, главный аналитик Halyk Finance.

Что ещё хуже, казахстанская нефть станет дешевле. Всемирный банк ожидает, что в следующем году избыток углеводородов на мировом рынке вырастет на 65%. Спрос на нефть будет расти медленнее, чем её добыча. В этих условиях зарабатывать на своём главном богатстве Казахстану станет тяжелее.

Казахстан поссорится с ОПЕКунами?

Нефтяной пик, на который триумфально взошёл Казахстан, совпал с увеличением добычи во всём мире. Так что предложение-то будет, а вот насчёт спроса есть сомнения. В том числе и у главного нефтяного картеля ОПЕК+.

Организация ОПЕК весь прошлый год настойчиво демонстрировала Казахстану своё недовольство. На Астану взвалили ответственность за перепроизводство сырья и несоблюдение квот. Требования у картеля уже не просто высокие, а откровенно завышенные: с сентября 2025-го по июнь 2026-го от Астаны ждут снижения производства на 2 млн 917 тыс. баррелей в сутки. Есть большие сомнения, что Казахстан сможет (и захочет) вписываться в такие рамки.

К тому же новая система квот ставит Казахстан в невыгодные условия по сравнению с остальными участниками картеля. Поэтому в 2026-м весьма вероятны новые разногласия между Астаной и организацией — вплоть до выхода РК из соглашения ОПЕК+.

Импортом замещение

Ещё один нерадостный прогноз — сокращение профицита торгового баланса. Проще говоря, Казахстан в 2026 году будет меньше зарабатывать на экспорте и больше закупать за рубежом.

— В 2026 году экспорт товаров составит 77,1 млрд долларов, импорт — 67,7 млрд долларов, что приведёт к снижению профицита внешней торговли до 9,4 млрд по сравнению с 11,2 млрд в 2025 году (-16%), — отметили в АФК.

Таким образом, в следующем году Казахстан имеет все шансы побить рекорд по импорту. Сомнительное достижение, учитывая и без того критическую зависимость страны от зарубежных товаров по целому ряду отраслей. Так что, по всей видимости, в 2026-м Астане снова придётся внимательно следить за тем, как дела у соседей, и периодически сверять часы с Пекином и Москвой.

В общем, красный огненный конь явно сулит казахстанской экономике непростые скачки. Главное — покрепче держаться за поводья и не терять стремена.

Новости партнеров