×
510.43
594.86
6.49
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
510.43
594.86
6.49

Порядок от Жумангарина: министерство нацэкономики хочет поменять условия жизни госкомпаний

Сегодня, 09:22
Порядок от Жумангарина: министерство нацэкономики хочет поменять условия жизни госкомпаний
Ulysmedia.kz

Не секрет, что у каждого госоргана есть с десяток подведомственных АО, ТОО и ГККП на ПХВ. Суть деятельности некоторых из них весьма туманна и большинству граждан неизвестна. Но за каждым таким квазигосударственным предприятием есть бюджеты и, что еще важнее – имущество в собственности. Проблемой их эффективного учета и использования по поручению президента озадачились в министерстве национальной экономики. Ulysmedia.kz рассказывает, как ведомство, под руководством Серика Жумангарина, предлагает навести порядок в многочисленных окологосударственных конторах и в очередной раз надеется сделать из скандальных СПК не чемодан без ручки, а эффективные институты регионального развития.

Квазигоскомпании и что с ними не так

По самым скромным оценкам экспертов, квазигосударственные организации, к которым относятся такие монстры, как «Сарук-Казына» и «Байтерек», управляют как минимум третьей частью консолидированного бюджета страны.

Именно поэтому периодически звучат призывы взять этот сектор под бюджетный контроль.

Так, в коридорах первой в 2026 году пленарки, мажилисмен Азат Перуашев напомнил, что партия «Ак жол» уже давно требует утверждения бюджетов нацкомпаний через парламент. А пока этого нет, часть «дочек» Самрук-Казыны показывают убытки, а глава фонда национального благосостояния – почти миллиардный доход за три года

Словно в ответ Перуашеву, на сайте «Открытые НПА» появился Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного имущества».

В документе нет ни слова о «Самрук-Казына», но есть главное – признание того, что государству очень сложно контролировать как многочисленные квазигоскомпании, так и имущество им принадлежащее.

И, что важно, квазигоскомпании стали дублерами госорганов.

   - На сегодня существует практика создания госкомпаний в корпоративных формах акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, государственного предприятия для выполнения функций государственных органов и реализации целей и задач государственной политики в той или иной области. На практике субъекты КГС создаются в одной и той же отрасли экономики в форме коммерческих юридических лиц, не преследующих при этом извлечения дохода в качестве основной цели деятельности. Это приводит к различной системе оплаты труда, финансирования и учета имущества, - пишут об одной из проблем авторы документа.

Новый шанс для СПК

Отдельно сотрудники Миннацэкономики остановились на социально-предпринимательских корпорациях. Эти региональные квазимонстры были созданы, чтобы помогать развивать бизнес в регионах, а по факту превратились в пожирателей бюджета с сомнительной эффективностью. По данным ВАП, за последние пять лет в СПК передали 528 млрд тенге из бюджета, из них более 288 млрд должны были пойти на кредитование предпринимателей. На практике вместо того, чтобы вкладывать эти деньги в инвестпроекты, реально работающие на развитие регионов, СПК кладут государственные средства на депозиты или неэффективно тратят их на коммерческие предприятия с минимальным социальным эффектом. Как итог – одних только нарушений аудиторы выявили на 138 млрд тенге. 

Но в МНЭ по-прежнему верят в то, что СПК еще могут принести пользу Казахстану.

По мнению аналитиков ведомства, корпорации все эти годы были неэффективными, потому что их правовой статус носит фрагментарный характер. Но если законодательство немного переписать, все начнет работать правильно.

   - В мировой практике региональные институты развития (РИР) сосредоточены на поддержке экономического роста и конкурентоспособности региона. Их задача – не самостоятельная реализация отдельных проектов в целях получения прибыли, а преодоление провалов рынка. В целом в мировой практике можно выделить 4 вида функций РИР: продвижение инвестиций; поощрение экспорта; центры контрактации (развитие компетенций местных поставщиков и создание бизнес-связей между ними и крупными предприятиями); операторы специальных экономических и индустриальных зон, - объясняют авторы документа.

Министерство предлагает закрепить полномочия СПК в рамках этих четырех функций, причем СПК не должны сами привлекать инвестиции, их задача – сопровождать инвесторов на региональном уровне, создавать инфраструктуру и инвестплощадки.

А центральные госорганы, мало того, что будут привлекать инвесторов в Казахстан, так еще и следить за сохранностью госактивов под управлением СПК.

   - Необходимо проводить системную инвентаризацию всех активов, применять конкурсный механизм распоряжения непрофильными активами, что позволит повысить эффективность использования имущества, находящегося у СПК, - резюмируют сотрудники МНЭ.

Кто ответит за стратегические объекты?

В целом же, в министерстве национальной экономики попытались найти ответ на самый важный и фундаментальный вопрос: как снизить влияние государства на экономику, но при этом обезопасить стратегические объекты?

В мире, как признают казахстанские чиновники, множество толкований понятия «стратегический объект», однако казахстанское законодательство в этом вопросе достаточно фрагментарно. Поэтому предлагается прописать четкие критерии для отнесения имущества к стратегическим объектам, при этом акиматы хотят наделить правом самостоятельно распоряжаться отдельными объектами коммунальной собственности, являющимися стратегическими.

За основу в данном вопрос, судя по всему, Казахстан планирует взять опыт США, согласно которому стратегическими считаются настолько важные активы и системы, что выход из строя или разрушение таких систем и активов окажет пагубное воздействие на нацбезопасность, экономическую безопасность, общественное здравоохранение или любое их сочетание. При этом такие объекты могут быть как в государственной, так и в частной собственности, однако государство устанавливает за ними особый контроль.

Каждый компьютер и стул – в учет

В целом же, как резюмируют в министерстве национальной экономики, их ключевая цель – утвердить единую политику управления госсобственностью и прекратить «ручное» регулирование сектора.

Для этого квазигоскомпании должны быть четко квалифицированы по целям функционирования, а их эффективность регулярно оцениваться.

Мониторить предлагается и госимущество. И тоже – не через инвентаризацию, а благодаря системному управлению государственными активами, а также за счет создания методологической и технологической базы для приведения системы учета государственного имущества.

Сидят тихо?

Более подробный документ ведомство Серика Жумангарина обещает разработать в ближайшие месяцы, но очевидно, что начать надо хотя бы с ревизии существующих квазигоскомпаний в различных ведомствах.

Недавно Ulysmedia рассказывал о том, как тихо, без лишнего шума «дочка» МНВО распределяет миллиарды, выделенные на развитие науки в Казахстане. По какому-то «странному» совпадению, 70% денег от этого распределения достаются другим дочерним организациям профильного министерства.

А сколько еще подобных администраторов в других ведомствах? А сколько тех, кто существует, кажется, исключительно ради комфорта сотрудников, а не ради пользы страны? Мы однажды рассказывали о том, как ездят по заграницам сотрудники подведомственного министерству экологии и природных ресурсов «Центра зеленых технологий и инвестиционных проектов», но это далеко не самый показательный пример «эффективности» квазиорганизаций.

Будет ли проверка с последующей ликвидацией неэффективных, а то и вредных для государства дочек и внучек министерств, акиматов и нацкомпаний – пока в министерстве национальной экономики не сообщили.

Новости партнеров