×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Всесильные НИШ: Кто устраивает бизнес на образовании

12.04.2022, 13:53
Всесильные НИШ: Кто устраивает бизнес на образовании
Коллаж Ulysmedia

С каждым годом всё очевиднее: со средним образованием в Казахстане проблемы, но, тем не менее, от внедрённой 7 лет назад «обновлёнки» пока никто не отказывается. Вполне возможно, что министру образования и науки просто неудобно вот так запросто, под нажимом общественности, признать, что его предшественники ошиблись? А может быть проблема в другом - он не хочет создавать финансовые и иные трудности коллеге – руководителю «Назарбаев интеллектуальных школ» Куляш Шамшидиновой? Ведь она является бессменной главой НИШ, которая вряд ли что-то захочет поменять в системе.

На волне набирающей обороты общественной дискуссии редакция Ulysmedia.kz решила вспомнить, кто внедрял «обновлёнку» и выяснить, почему программы элитных НИШ забуксовали в обычных школах?

Интересный факт – на функционирование 22 «Назарбаев интеллектуальных школ» из госбюджета ежегодно выделяется больше денег, чем нужно на строительство двух школ обычных. В этом году речь идет о 16,5 млрд! Но это, кстати, только целевые вклады правительства в автономную организацию. А есть ещё курсы повышения квалификации учителей, траты на апробацию новшеств в образовательный процесс и другие нужды.

Напомним, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» напрямую подчиняется «Назарбаев Фонду», которым с 2016 года рулит Аслан Саринжипов. А до этого в 2009 году он стоял у истоков создания «Назарбаев Университета».

Самими «Назарбаев интеллектуальными школами» уже больше 10 лет руководит Куляш Шамшидинова. К слову, она несколько раз была вице-министром образования и науки и даже непродолжительное время возглавляло министерство. Но публичная карьера Куляш Ногатаевны как-то не заладилась. В первый приход на должность вице-министра в 2002 – 2005 годах за предложение ввести тесты на наркозависимость для абитуриентов её неоднозначно восприняла общественность. А потом случился громкий скандал на ЕНТ – выявили нарушения в проведении тестирования. Когда она вернулась на полгода в министерство в 2019, то вела себя предельно скромно – интернет сохранил лишь парочку комментариев Куляш Шамшидиновой о важности обновлёнки.

Зато вне публичного поля, на должности главы НИШ Шамшидинова явно преуспела. Руководить школами её поставили ещё в 2009 году, практически в то же время, как Аслан Саринжипов встал у руля другой автономной организации элитного образования – ему доверили «Назарбаев Университет». Однако в 2013 году Саринжипов стал министром образования и науки РК, а Шамшидинова осталась главой НИШ.

За время пребывания на посту министра Аслана Саринжипова и были подписаны все нормативно-правовые акты по внедрению обновленного содержания образования в казахстанские школы на основе опыта «Назарбаев интеллектуальных школ».

Помимо прочего, учителя НИШ писали учебники для общеобразовательных школ, проводили семинары и курсы повышения квалификации для своих коллег из простых школ. Эти курсы, к слову, существуют до сих пор.

В бюджете на 2022 год на повышение квалификации и переподготовку кадров государственных организаций среднего образования заложено 2,3 млрд тенге. Официальный оператор этих курсов – НЦПМ «Орлеу», однако лекторы «Орлеу» сами должны проходить обучение в «Назарбаев интеллектуальных школах».

В общем, без одобрения флагмана казахстанского среднего образования, как гордо называют себя «Назарбаев интеллектуальные школы», в сфере среднего школьного образования уже лет 10 как не происходит ничего.

Кроме того, вокруг НИШ за эти годы выросла целая экономика – сотни образовательных центров по всей стране не просто учат детей английскому, казахскому, математике или чему-то другому столь же важному. Самые востребованные и, как следствие, самые дорогие курсы для детей – это подготовка к поступлению в НИШ. Прайс на месячное обучение в столице начинается от 50 тысяч тенге, в среднем на подготовку нужен год для действительно способного ученика и еще больше – для середнячка.

Спрос на элитное образование или убогость обычного сами «Назарбаев интеллектуальные школы» поставили на рыночные рельсы. Созданные исключительно для развития талантов наиболее одаренных детей и построенные целиком на бюджетные деньги НИШ стали принимать детей на платной основе. И хотя за год обучения придётся отдать более 2 млн тенге, зато ребенок получит сертификат о среднем образовании «Назарбаев интеллектуальной школы». С таким документом ему не нужно сдавать ЕНТ, а вероятность поступления в престижный зарубежный вуз увеличится в разы.

Сколько выпускников из таких вузов вернулись поднимать экономику Казахстана, как это и было задумано изначально – неизвестно. Возможно, в НИШ есть статистика – сколько выпускников и куда поступили, но такая статистика, кроме близких родственников, никому не интересна. По сути, НИШ стали «насосом» по перекачке талантливых молодых людей в страны с более развитой экономикой, а также четким фаерволом для тех, кто элитное образование не может себе позволить из-за финансовой несостоятельности родителей.

Обещанного на старте строительства первой «Назарбаев интеллектуальной школы» социального лифта для одаренных детей из малообеспеченных семей и сельской местности не получилось.

Система НИШ в системе образования не раз подвергалось критике, в том числе и с высоких трибун.

“В НИШ имеют возможность поступить только те дети, которых специально подготовили. А если одарённый ребёнок живёт в селе, где нет учителя математики и её преподаёт географ? Всё! Этот ребёнок не может учиться в этой школе. Почему? Это школы, которые финансируются бюджетом, то есть нами – налогоплательщиками. А мы должны стремиться к тому, чтобы каждая школа стала хорошей”, – много лет подряд твердит депутат мажилиса Ирина Смирнова.

Наряду с деятельностью самих «Назарбаев интеллектуальных школ» эксперты давно просят пересмотреть и их главное детище – обновлёнку.

“Реформа по внедрению обновлённого содержания успешно прошла только в «Назарбаев интеллектуальных школах». Но контингент учащихся этих школ составляет меньше 1% учеников нашей страны. У всех остальных, согласно исследованиям, знания ухудшаются”, – обратилась к Асхату Аймагамбетову на последней встрече министра образования и науки с парламентариями депутат Гульдара Нурумова.

Она прямо заявила министру, что для 99% казахстанских школьников образование оказалось не обновленным, а «обнуленным».

Впрочем, Асхат Аймагамбетов ошибок предшественников не признаёт. По его словам, делать выводы ещё рано, тем более что, по его мнению, с 2019 года в среднем образовании начались позитивные изменения, которые уже сказались на знаниях школьников.

В то же время работать над обновлением «обновлёнки» будет не только и не столько НИШ. Оператором программы выбрана Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина, а в рабочей группе – ведущие ученые, педагоги и эксперты со всей страны.

Только вот непривычно, но за результат этой работы министр обещает ответить лично.

Однако такая персональная ответственность устраивает далеко не всех. Тем более, что потраченных на «обновлёнку» денег и времени это не вернет. А что делать с теми детьми, кто из-за реформ не смог реализовать свой потенциал, вообще непонятно.

“Решение министра взять ответственность на себя совершенно не решает проблему. Был министр Саринжипов, который ввел «обновлёнку», где он сейчас? Что с ним? Чем он отвечает?”, – возмутилась депутат Смирнова.

Впрочем, надо полагать, что Аслану Саринжипову за ошибки прошлых лет отвечать некогда – он сейчас «ворочает» миллионами «Назарбаев фонда», а там, кроме «Назарбаев университета» и «Назарбаев интеллектуальных школ», есть и другие проекты с государственным, то есть бюджетным участием. Но о них стоит поговорить отдельно.