В последние дни ключевым политическим событием в Кыргызстане остается неожиданная отставка Камчыбека Ташиева с постов заместителя председателя кабинета министров и главы Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), произошедшая 10 февраля. Это решение президента Садыра Жапарова привело к волне последствий: арестам нескольких сторонников Ташиева по обвинениям в подготовке беспорядков, отставке спикера парламента Нурланбека Шакиева и реструктуризации силовых структур. Например, Служба государственной охраны была выведена из подчинения ГКНБ и передана напрямую президенту, также были уволены несколько заместителей Ташиева. Какие нарративы стоят за этими событиями, попытался разобраться Ulysmedia.kz.
Почти все наблюдатели отмечают, что вышеописанные события напрямую связаны с предстоящими президентскими выборами, запланированными на январь 2027 года.
В начале февраля 2026 года группа из 75 влиятельных фигур, включая ученых, бывших премьеров и депутатов, обратилась к Жапарову с просьбой о досрочных выборах, ссылаясь на «юридическую коллизию». Она возникла из-за конституционной реформы 2021 года: Жапаров был избран в январе 2021 под старой конституцией на шестилетний срок (до 2027), но новая ввела пятилетний срок и ограничение на переизбрание. Это вызывает споры о том, может ли Жапаров баллотироваться снова или должен уйти раньше.
Между тем некоторые эксперты интерпретируют отставку Ташиева как превентивный удар Жапарова, чтобы устранить соперника перед выборами, поскольку в январе Ташиев не исключал своего участия в гонке.
С этим мнением согласен кыргызский экс-дипломат, политолог Адиль Турдукулов, к которому мы обратились за комментариями.
- Да, это напрямую связано с президентскими выборами, потому что рейтинг влияния Ташиева по некоторым вопросам даже превышал полномочия президента, особенно по силовому блоку, и он активно вмешивался в епархию экономики. Поэтому эта ситуация вызывала тревогу среди команды Жапарова, – говорит эксперт.
- Ну, во-первых, вы знаете, что в политике нет дружбы, и кыргызская история это не раз доказывала. Особенно что касается тандемов, – указывает Турдукулов.
Здесь мы позволим себе прервать прямую речь и напомнить о том, о чем говорит политолог – о событиях недавней современной истории республики.
В Кыргызстане похожие ситуации повторялись: власть часто менялась через «революции» из-за региональных конфликтов и борьбы элит. Аскар Акаев (1990–2005, северянин) свергнут в «тюльпановой революции» южанином Курманбеком Бакиевым. Бакиев (2005–2010) пал от протестов севера. Далее страну возглавила Роза Отунбаева (переходный президент, 2010–2011), затем Алмазбек Атамбаев (2011–2017, север), чей преемник Сооронбай Жээнбеков (2017–2020, юг) ушел после протестов, приведших к власти Жапарова. Все случаи – баланс севера-юга, с элитными интригами и уличными волнениями.
Сам же Садыр Жапаров объяснял свои действия так:
- Я принял это решение прежде всего в интересах нашего государства, чтобы предотвратить раскол в обществе и среди государственных структур, и, напротив, способствовать укреплению единства.
Он также заявил:
- Нет разделения на «команду Жапарова» или «команду Ташиева.
При этом действующий президент подчёркивал, что предупреждал Ташиева о возможном увольнении еще в парламенте.
Однако сам Камчыбек Ташиев выразил свое недоумение:
- Это решение было неожиданным для меня... Я узнал об этом только в Германии.
Но при этом добавил, видимо, чтобы дальше не раскачивать лодку:
- Решение президента должно быть выполнено в любом случае... Я призываю своих сторонников соблюдать закон и не дестабилизировать страну.
А ранее, в январе, он, принимая правила игры, немного пафосно заявлял:
- Многие пытались посеять раздор между нами... Но это не правда. Нашу дружбу с Садыром Жапаровым может разделить только смерть.
Власть в Кыргызстане кулуарная и кланово-региональная, строится она на неформальных альянсах между элитами севера и юга, где личные связи важнее институтов. Жапаров и Ташиев создали тандем, где президент (северянин) обеспечивал фасад легитимности, а глава ГКНБ (южанин) – контроль через силовые органы. Власть держится на балансе интересов, но легко рушится от внутренних конфликтов, как в предыдущих «революциях».
По словам, Турдукулова, пять лет тандема Жапаров-Ташиев считаются большим сроком, но «еще не факт, что они рассорились или стали врагами, потому что на самом деле их лобовое столкновение может привести к очень большим для них последствиям обоих». Потому что в Кыргызстане есть несколько других очень влиятельных групп, которые могут воспользоваться этой ситуацией.
- Это прежде всего… ОПГ расформированные – да, раздавленные – да; это олигархи бывшие, это так называемые атамбаевские, – перечисляет эксперт.
- Поэтому они не хотят прям уж боевых столкновений до выборов. Скорее всего, будет пауза до президентских выборов.
Тем временем, в связи с неизбежными выборами, встает еще один, не менее ключевой, вопрос: пойдет ли Жапаров на обнуление срока?
Теоретически – да, через досрочные выборы или референдум, ссылаясь на коллизию конституций. Подписанты вышеупомянутого письма предлагают это как способ «избежать споров» и дать «новый импульс». Однако Жапаров отрицает такие планы, заявляя, что разговоры о «сроках по очереди» противоречат демократии и лишают народ права выбора. Обнуление возможно, если Жапаров увидит в этом способ укрепить власть, но оно рискует спровоцировать протесты, как в прошлом.
Этот вопрос мы также задали Адилю Турдукулову.
- Я не думаю, что сейчас Ташиев уйдет в оппозицию, скорее всего он не займет и пост премьер-министра. Потому что тогда он формально будет руководить силовым блоком. Да и скорее всего он сам на эту должность не пойдет, потому что это такая расстрельная должность, когда получаешь все шишки, – размышляет политолог.
По его словам, вероятнее всего будет режим ожидания, возможно, дождутся президентских выборов, может статься, он даже станет руководителем предвыборного штаба Садыра Жапарова.
- А вообще, в среднесрочной перспективе я не вижу каких-то точек напряжения, – полагает Турдубеков.
Личностные характеристики
Для ясности попытаемся представить вкратце портфолио персон, всколыхнувших политическое пространство соседней республики.
Жапаров: обладает «правом подписи», поддержкой административного ресурса и всё еще высоким рейтингом среди сельского электората. Его главный ресурс – законность и статус «арбитра».
Внешне спокоен, склонен к фатализму («всё в руках Бога»), но при этом крайне прагматичен. Он мастер политического выживания, умеющий выждать момент, когда противник (даже союзник) ослабнет.
Ташиев: опирается на силовиков, огромный фонд компромата (накопленный ГКНБ) и мощную базу на юге страны. Его ресурс – прямое действие и страх элит.
Импульсивен, публичен, склонен к широким жестам. Его лозунг «Закон для всех» часто конфликтовал с его личной эмоциональностью. Его прямолинейность делает его как сильным лидером, так и уязвимой мишенью для аппаратных интриг.
Глядя на происходящее со стороны, можно сказать, что Жапаров и Ташиев – как два волка (в хорошем смысле) в одной стае: вместе они рвут добычу, а когда мясо заканчивается, один начинает рычать на другого, чтобы забрать кость. Их тандем – хрупкий мост над пропастью между севером и югом: один неверный шаг, и вся конструкция рухнет в хаос «революций».
А власть в Кыргызстане как поток с гор Ала-Тоо: бурный и непредсказуемый, где камни (элиты) перекатываются, меняя русло, но всегда рискуют вызвать лавину.
Главную интригу описываемых событий комментирует для Ulysmedia.kz и Болот Темиров, главред издания Temirov Live, журналист-расследователь.
- Да, это связано с выборами и сумасшедшей пиар активностью Камчыбека Ташиева в последние полгода. Он был везде. Там, где даже его полномочия как вице-премьера по обороне и главы ГКНБ не имели никакой силы. Например, пришел и заставил снести один этаж строящегося здания в центре Бишкека. И да, Ташиев представлял очень серьезную угрозу для Садыра Жапарова. Если бы выборы состоялись на прошлой неделе и участвовали в них Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев, я бы ставил на победу Ташиева, – эмоционально делится эксперт.
Помимо прочего, как указывает Темиров, Садыра Жапарова избрали по старой конституции, и он не имеет права больше выдвигаться. В ней написано – один срок на 6 лет. Но после избрания президентом Садыр Жапаров выдвинул новую конституцию и провел ее через референдум. И в законе о принятии конституции ввел переходные положения, где он мог бы выдвигаться на новый срок. Но закон по статусу ниже конституции. И поэтому выборы должны были уже состояться.
- В такую ловушку попал Садыр Жапаров и пытался воспользоваться этим Камчыбек Ташиев. Поэтому сторонники Ташиева собрали подписи и требовали объявления досрочных выборов. Но Жапаров просто сместил Ташиева с должности. Никто этого не ожидал. И сам Ташиев тоже, – говорит наш собеседник.
А на наш вопрос: отпала ли угроза Ташиева – объясняет:
- Многократно, но не до конца. И с каждым днем без должности опасность Ташиева станет все меньше и меньше. Потому как пиариться не на чем, и я думаю, он прилетел на условии, что будет тише воды, ниже травы, – представляет расклад Болот Темиров.
По сегодняшнему итогу складывается следующая картина.
События февраля 2026 года в Кыргызстане – это классический «кыргызский гамбит», где на шахматной доске сошлись не враги, а два крыла одной власти. Ситуация вокруг внезапной отставки Камчыбека Ташиева и последующие заявления Садыра Жапарова вскрыли глубинные процессы, которые долгое время скрывались термином «тандем».
Ташиев вернулся в страну, и внешне конфликт исчерпан. Однако в кыргызской политике «тишина» – это не отсутствие опасности, а время для перегруппировки.
Если Жапаров действительно пойдет на обнуление срока, Ташиев, оставшись без погон, превращается в самого опасного оппозиционера. Либо он примет роль «пенсионера-героя», либо станет тем самым фитилем, который подожжет ситуацию ближе к осени.
Власть в Кыргызстане похожа на вершину Хан-Тенгри, где места хватает только одному альпинисту. Если двое связываются одной веревкой, то при падении одного – второй либо перерезает трос, чтобы выжить, либо летит в пропасть вместе с ним.
Ulysmedia.kz сообщал, что ситуация с кадровыми перестановками далека от завершения – должность потерял племянник Ташиева, который до недавнего времени возглавлял транспортную прокуратуру.