×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Банк вне закона: кому БРК раздаёт миллиарды

15.04.2022, 13:33
Банк вне закона: кому БРК раздаёт миллиарды
Коллаж Ulysmedia

В Казахстане есть банки второго уровня, им присвоена аббревиатура БВУ – как раз они нас и обслуживают, есть и главный банк – Национальный, который регулирует деятельность этих БВУ. По солидности он, конечно, на первом месте: кого попало не обслуживает, деньги даёт только тем, кто берёт много и обещает не мало. Проекты, которые не умалчивает история БРК, все как на подбор – энергетика, транспорт, логистика, нефтехимия, пищевая промышленность – то есть фабрики и заводы, которые когда-нибудь и может быть обеспечат нашей стране полную независимость от сырья.

Но в списке клиентов БРК есть проекты, которые вызывают нелегкое недоумение. Например, сейчас банк рассматривает заявку ТОО из Актау Tethys Aktau II и Tethys Aktau III. Товарищества просят кредит на строительство второй очереди многофункционального гостинично-туристского комплекса. Деньги нужны на гольф-клуб, гольф-отель c виллами и торговые ряды. Кстати, компания Tethys Aktau II уже получила 47,2 млрд ₸. Что возвели, не известно, но денег, видимо, показалось мало. Одной фирмой, которая перерегистрирована в мае прошлого года, руководит некто Дмитрий Викторович Цыбулько. Работают у него 101-150 человек. Второе товарищество – Tethys Aktau III – получило регистрацию в декабре 2020, работают в нём 6-10 сотрудников, а хозяина зовут Арман Жексенбердыевич Ниязбеков.

То есть это и есть самый что ни на есть масштабный инфраструктурный и промышленный объект и локомотив отечественной экономики, который поднимет страну на качественно новый уровень?

Корреспондент Ulysmedia.kz выяснил, что деньги товарищи Ниязбеков и Цыбулько занимают на строительство отеля в заповедном местечке Бозжыра. Известно, что проектом занимаются несколько компаний – Tethys Aktau IV, а этим ТОО через Tethys IV LTD и Tethys internernational HUB LTD владеют FTG и управляющая компания Казахстанского фонда инвестиционного развития (KIDF). А это, кстати, не простой фонд, а государственный, председателем совета директоров значится казахстанский премьер.

Вот и хочется понять, откажет БРК простой казахстанской компании средней руки или выдаст кредит на строительство второй очереди мегапроекта, против которого выступила вся прогрессивная часть казахстанского общества?

Хотя можно вспомнить громкие инновационные и прорывные проекты БРК, о которых много говорили, восторгались и доказывали, что это и есть экономическое чудо в РК.

«Прорывной» проект – завод BIOHIM – торжественно запустили в сентябре 2006 года в СКО. Обещали из зерна делать биоэтанол, который должен был повысить октановое число бензина и сделать его экологически чистым. Но создать локомотив промышленности не смогли. Основным кредитором этого «казахстанского чуда» был Банк Развития Казахстана, выделивший более 60 миллионов долларов.

Банкротом признали и актюбинский «Хобас Пайпс Казахстан». Заёмщики БРК грозилось производить трубы и фитинги из укрепленного полиэфиром стекловолокна. Проект обошелся в 16 миллионов евро, выданных БРК. Завод запустил в мае 2005 года Нурсултан Назарбаев.

Список таких мыльных пузырей огромный, но, скажет уважаемый читатель – это всё уже быльём поросло и об этих деньгах забыли давно.

А ведь тут и не поспоришь, действительно, забыли. Основное наказание, которое понес банк – это оптимизация, смена руководства, да порицания президентов, один даже в эмоциональном порыве сказал, что БРК – «банк для своих». Вот и вся ответственность БРК за разбазаренные государственные деньги.

С 2001 года в банке сменилось 9 председателей. Новый появлялся в ответ на критику в адрес предыдущего. То есть руководство страны с завидной периодичностью требовало, чтобы БРК повысил эффективность, в банк тут же отправляли нового руководителя.

Сейчас банком развития Казахстана руководит Руслан Искаков. В банковской системе трудится с 2003 года. Образование у него отечественное – диплом Семипалатинского государственного университета. Работал в Казкоме, Сбербанке России, в СК «КазЭкспортГарант» и в «ЭСК KazakhExport». Ни в каких скандалах не замечен не был, о его достижениях история тоже умалчивает. Почему-то его не испугал background новой должности, наверное, знает, как уже в этом году БРК погасит обязательства на сумму более 1,6 млрд долларов США, сможет разобраться с лопнувшими проектами. А, может быть, опять будет оптимизировать, привлекать, отчитываться и… раздавать государственные миллиарды.

Редакция Ulysmedia.kz решила выяснить, что собой представляет банк после очередной реорганизации. В БРК не стали делать из этого банковскую тайну и сообщили, что в структуре работают 216 сотрудников. На этом, собственно, откровенность и закончилась. На вопрос о фонде оплаты труда, о премиях, бонусах, отпускных нам ответили уже традиционно.

“Следует отметить, что уровень оплаты труда в БРК отстает от коммерческого сектора и БВУ, в связи с чем уровень текучести кадров в 2021 году превысил 25%. Обеспечение высокого уровня квалификации персонала критически важно для обеспечения качества предоставляемых услуг без ущерба качеству активов и кредитного портфеля”, – посетовали в банке.

Не удалось узнать и об оплате услуг независимых директоров, потому что «в соответствии с требованиями законодательства, информация, подлежащая раскрытию и не составляющая банковскую или коммерческую тайну, раскрывается в финансовой отчетности Банка, а также размещается на порталах Казахстанской фондовой биржи и депозитария финансовой отчетности».

То есть в переводе на русский язык – про зарплаты в БРК нам с вами знать не обязательно.