×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

"Мутные схемы" и выгодополучатели: эксперты оценили ситуацию с льготными кредитами на авто

05.05.2022, 16:58
"Мутные схемы" и выгодополучатели: эксперты оценили ситуацию с льготными кредитами на авто
freepik

Спустя долгие месяцы обсуждений, рассуждений и обещаний в правительстве назвали конкретные сроки старта программы льготного автокредитования: уже завтра деньги поступят в фонд развития промышленности, а оттуда, надо думать, сразу после майских, в банки второго уровня. Вот только в большинстве государственных инициатив, направленных вроде бы на нужды народа, всегда есть второе дно и сомнительные аспекты. Так и в этот раз: желающих купить автомобиль под низкий процент гораздо больше, чем денег, выделенных на программу. А цены в автосалонах поползли вверх еще в конце зимы. Корреспондент Ulysmedia.kz поговорил с экспертами о том, во что выльется это благое намерение, в том числе для тех, кто машину покупать в ближайшее время не планирует.

За нами не занимать: кому достанутся машины?

У продажников есть такой всем известный прием: не писать в ценниках круглые цифры. Человеческий мозг с большей охотой даст команду потратить 29 990 тенге, чем 30 000. Потому что ему эта цена кажется гораздо меньшей. Но ведь приём работает и в обратную сторону. Когда в первый раз из уст казахстанских высокопоставленных чиновников прозвучала идея о том, чтобы направить на льготное кредитование 100 млрд тенге, народ возликовал. А чуть позже, когда выветрились все эндорфины, до самых математически грамотных стало доходить: что-то здесь явно не так.

Если предположить, что все желающие будут кредитоваться на 10 млн, получается, что денег хватит на то, чтобы обеспечить машинами всего 10 тысяч желающих единовременно. Потом, когда эти граждане начнут деньги возвращать, то, при самых оптимистичных расчетах и с верой в чётко работающую схему револьверного кредитования, ежемесячно свои авто смогут получать еще по 100 человек. (Средний платеж по кредиту – 100 тыс тенге. Итого ежемесячно с 10 тыс. заемщиков – 1 млрд. Это 100 машин по 10 млн тенге).

Согласно статистике, ежегодно в Казахстане продается около 700 тысяч новых и подержанных авто. Что в ней прошедшие по льготному кредитованию? Капля в море и не более.

Так, собственно, всегда и было. Как напоминает главный редактор журнала «За рулем» Алексей Алексеев, программа льготного кредитования на отечественное авто работает уже несколько лет. И все эти годы, чтобы купить автомобиль под низкий процент, люди ждут то возврата денег по револьверной схеме, то самих автомобилей. Сегодня, по данным эксперта, в очереди за машинами стоят около 15 тысяч заемщиков. И до сих пор совершенно непонятно – кто будет обладать правом покупки в числе первых? Те, кто уже стоят в очереди? Новенькие? Или приоритеты будут распределяться по банкам? Если да, то в какой выгоднее всего идти простому казахстанцу, мечтающем о «железном друге»?

Те, кто мог бы пролить свет на эти вопросы, лишь нагоняют дополнительного тумана. К примеру, во вторник после заседания правительства журналисты приперли-таки министра индустрии и инфраструктурного развития к стенке. Но Каирбек Ускенбаев знает, как ответить на вопрос, ничего не сказав. По его информации, 6 мая деньги будут переведены в дочку холдинга «Байтерек» - фонд развития промышленности. Этот фонд должен будет оперативно заключить договоры с банками и перевести деньги на их счета. При этом «Сколько времени займет - день, два или три, с каждым банком индивидуально проработаем. С несколькими банками уже есть договоренность». Это намек на то, что особо шустрые уже оформляются, пока все остальные ждут окончания всех бюрократических процедур?

Тут поневоле задумаешься о какой-нибудь сомнительной схеме по входу в программу льготного автокредитования.

Как признается Алексей Алексеев, он уже не единожды слышал о том, что такие «вариантики» есть.

“По слухам, место в очереди на льготное кредитование якобы можно купить за 500 тысяч тенге. Но на практике, я с этим не сталкивался”, – говорит автоэксперт.

Под прикрытием ажиотажа

В то же время другой автоэксперт, председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков утверждает, что вся история с льготным автокредитованием – это большая афера, которая должна прикрыть еще большую аферу - утильсбор. За 6 лет ТОО «Оператор РОП», который занимался утилизационным сбором, аккумулировал на своих счетах порядка 600 млрд тенге. Деньги должны были пойти на улучшение экологии и развитие отечественного машиностроения. Этой зимой правительство решило 100 миллиардов из накопленных 600 направить на льготное автокредитование. Что будет с остальными деньгами – вопрос, повисший в воздухе.

“Финансовые потоки шли через ТОО «Оператор РОП», при этом, глядя на то, как до сих пор «топит» за утильсбор вице-премьер Роман Скляр, складывается чёткое впечатление, что и правительство что-то на этих потоках имеет. Плюс так называемые автопроизводители, которые освобождены от утильсбора, могут гнуть цену, не опасаясь импортных конкурентов. В общем, все довольны”, – рассуждает Эдоков.

Внимание людей просто переключили на льготное автокредитование с обсуждения действительно важных проблем – деятельность сначала ТОО «Оператор РОП», а теперь – АО «Жасыл Даму» по улучшению экологии Казахстана, развитие и конкурентоспособность отечественного машиностроения.

Между тем, как до сих пор не перечислены деньги на льготное автокредитование, так и не утверждены новые ставки утильсбора. Напомним, еще зимой вице-премьер Роман Скляр обещал, что они будут снижены вдвое. Максимальный размер утильсбора на авто, таким образом, составит не 3,5 млн тенге, а 1,7 млн.

“Пока еще новые ставки утильсора не утверждены. Мы ожидаем, что новые ставки будут действовать с конца мая. Во всяком случае, так было обещано правительством. Но, конечно, всем выгодоприобретателям высоких ставок утилизационного сбора гораздо выгоднее, чтобы старые цифры сохранялись как можно дольше. Потому что это и есть их прямая прибыль”, – говорит Эдуард Эдоков.

Изначально он, как эксперт, настаивал на снижении ставок утильсбора до адекватных и принятых в мире размеров – примерно 100 тыс тенге на машину. Но правительство решило иначе, подкинув казахстанцам в качестве «утешительного приза» то самое льготное автокредитование, которое, как теперь выясняется, совершенно не решает проблему дороговизны автомобилей в Казахстане и мало способствует реальному обновлению машинного парка страны.

Отчего растут цены?

На фоне разговоров о старте льготного автокредитования, в автосалонах выросли цены на всю линейку машин как отечественной, так и импортной сборки. Как уверяют автоэксперты, связывать этот рост с правительственной программой нельзя.

“То, что происходит сейчас в автосалонах, началось еще в пандемию, когда останавливались заводы, нарушались логистические цепочки. Мы худо-бедно пандемию пережили, но афтершоки по-прежнему влияют и на дефицит самих автомобилей, и на рост их цены. Ведь, обратите внимание, выросли цены на металл, на нефть”, – напоминает Эдуард Эдоков.

Кроме того, в пандемию сильно выросло потребление и, как следствие, производство, различных гаджетов – телевизоры, планшеты, телефоны и так далее. Это высосало с рынка электронные чипы, которые нужны в том числе и для автомобилей. А война между Россией и Украиной этот дефицит усугубила.

“Рост цен зависит от мировых экономических событий, рождающих дефицит автомобилей. Когда шторм успокоится, стабилизируются и цены. Их предел - это предел покупательской способности населения. То есть когда люди перестанут покупать по новым ценам - рост остановится”, – уверен Алексей Алексеев.

Кому выгодны дорогие авто в Казахстане?

В соцсетях часто сравнивают стоимость одинаковых машин у нас и, скажем, в Грузии. Но у правительства на все такие сравнения один ответ: зато у нас своё.

Насколько свое – вопрос отдельный. Как уверяет Эдуард Эдоков, все казахстанские автозаводы требуют тщательной проверки. За счёт чего достигается локализация? Насколько она реальна?

“Мы создали тепличные условия для наших автопроизводителей. Они освобождены от уплаты многих налогов, утильсбора и прочих платежей. Спрос на их продукцию поддерживается льготным автокредитованием, а зарубежные конкуренты устраняются тем самым утильсбором, ввозной пошлиной и так далее. И при всем при этом отечественные авто не дешевле, а в некоторых случаях даже дороже импортных аналогов”, – возмущается он.

Напомним, больше всего машин отечественной сборки производит ТОО "Сарыарка АвтоПром" – его учредителем ТОО Allur Auto (88%) и АО НК «СПК «Тобол» (12%). Allur Auto в свою очередь принадлежит Юрию Цхаю – 52,22%, Андрею Лаврентьеву (№45 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) – 22,38%, АО Baiterek Venture Fund – 15,50% и АО «Банк развития Казахстана» – 9,90%. Кстати, акционером Baiterek Venture Fund является Казына Капитал менеджмет, компанией руководит Айнур Куатова, приближенная к Ерболату Досаеву еще с Lancaster group. Поэтому важно понимать, какие люди оказываеют патронаж. Также активно работает на рынке Hyundai Trans Kazakhstan – дочернее предприятие ТОО "Астана Моторс". Его единственный учредитель тоже из списка Forbes под номером 11 – Нурлан Смагулов.

Наследником ТОО «Оператор РОП» стало подотчетное Минэкологии АО «Жасыл Даму», именно это общество теперь собирают деньги за утиль по утверждённым МИИР ставкам.

При этом никаких заявлений о том, куда пойдут собранные деньги, в АО «Жасыл Даму» пока не сделали.

Петиция “Скляр, кет” все же набирает обороты. Наверное, придется ожидать вмешательства самого президента Токаева. А то как-то не складывается: Новый Казахстан со старыми схемами в интересах одних и тех же автоолигархов.