Он 20 с лишним лет превращал Казахстан в Сингапур, составлял стратегические планы, проводил в жизнь всевозможные государственные программы и проекты, руководил экономикой и финансами. Он один из немногих, кому прощалось, если не всё, то многое. На него даже Назарбаев не обижался, когда выяснялось, что в рамках очередной ГПФИИР он открыл очередной дорогостоящий "флагман" казахстанской экономики, оказавшийся, опять-таки, очередной фикцией. История сохранила прецеденты, когда делали дубль и первый президент торжественно открывал их ещё раз.
И это всё о нём
Ещё в 2021 по отчетам правительства Казахстан выглядел страной продвинутой и уверенно движущейся в какую-то очередную “30-ку” ещё более продвинутых. Внезапный откат произошёл в первых числах января – народ, которого, видимо, не очень согревали перспективы, о которых ему без устали рассказывали члены кабмина, пошел крушить акиматы.
Кадровая чистка началась ещё до того, как потушили пожар в алматинской резиденции президента, а в числе первых громких отставных фигурантов – главный реформатор страны Кайрат Келимбетов.
Должность, которую он потерял – председатель агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстана, а до этого он возглавлял фонд “Самрук-Казына”, администрацию президента и Нацбанк и попутно возводил структуру, которая сейчас стала его запасным плацдармом – пост управляющего Международным финансовым центром “Астана” остался за Кайратом Нематовичем.
Нам не объясняли, почему стратегическое планирование и реформы решили передать другому, но можно было догадаться по гневным высказываниям президента Токаева, что в этой сфере придумано много, сложно и дорого, но совершенно не эффективно.
Президент с высокой трибуны обличал и “Самрук-Казыну”, и его “дочек”, и банки, и фонды, и вообще поражал своей откровенностью – что ж теперь будет со всеми этими экономическими надстройками, подумали мы, как теперь будет оправдываться Келимбетов, как объяснит, что 30 лет страна топталась на месте. Но у него почему-то никто отчёта не потребовал.
Хотели, как лучше, а не получилось, как всегда
В 2020 году президент Касым-Жомарт Токаев утвердил десять национальных проектов, которые должны быть реализованы к 2025 году. А что с программами, которые принимались до этого и щедро спонсировались государством? Главный идеолог реформ и на тот момент председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Кайрат Келимбетов сообщил, что это всего лишь очередное достижение и переход от громоздких государственных программ к лаконичным национальным проектам.
“Это стратегический документ государства, направленный на улучшение жизни граждан Казахстана в отдельно взятой сфере. Его ключевые особенности – конкретность, достижимость и результативность”, – не вдаваясь в исторические предпосылки, говорил тогда Келимбетов.
Вообще Кайрата Нематовича отличает странная откровенность. Например, он без тени смущения заявлял, что раньше у госорганов могло быть несколько тысяч показателей эффективности, соответственно, нельзя было требовать от руководителя качественного контроля. Почему он раньше этого не предусмотрел и, главное, не ответил за, то что предыдущие проекты, то есть госпрограммы были с изъянами?
Вообще планов у господина Келимбетова всегда было громадьё. И если, что не получалось, он, как правило, не очень-то и огорчался. На горизонте всегда маячило, что-то новое и перспективное.
Вот сейчас аналитики копья ломают, ищут выход с ФНБ “Самрук-Казына”. А, например, ещё в 2010-м, тогда ещё председатель правления фонда национального благосостояния пообещал, что структура все усилия направит на диверсификацию, модернизацию и повышение экспортного потенциала. Заручился, что в порядок приведут нефтеперерабатывающие заводы, заменят устаревшее оборудование на электрических подстанциях, построят новые линии электропередачи и реконструируют энергогенерирующие мощности. Ещё у нас появятся новые заводы, газопроводы и т.д. Так, без тени сомнения, президенту Назарбаеву и сказал, что вся политика направлена на создание и развитие проектов новой умной экономики, а "Самрук-Казына" как раз и есть тот самый надёжный инструмент правительства по её реализации.
Кого не хотел расстраивать Кайрат Нематович
Сколько денег вложено в эти нереализованные обещания может быть когда-нибудь разберётся счетный комитет, а может быть сработает добрый принцип – кто старое помянёт…
Но некоторые заявления Келимбетова были настолько яркими, что забыть их невозможно. В 2014-м 9 февраля в интервью телеканалу «Хабар» он с оптимизмом говорил, что тенге стабилен и у нас даже предпосылок нет, чтобы думать об обрушении нацвалюты. А уже 12 февраля с какой-то непоколебимой уверенностью утверждал, что процедура девальвации тенге проведена безупречно и повторной девальвации не будет. А был он тогда главным ответственным за финансовый рынок Казахстана, то есть председателем Национального банка.
Вообще Кайрат Келимбетов прославился мастерством строить планы и разрабатывать проекты и программы. Все они поражали своей масштабностью и стоимостью. Каждая новая задумка казалось настолько заманчивой и реалистичной, что в стране тут же забывали о предыдущей. Экономическая политика "Нұрлы Жол" и «Нурлы жер», план нации "100 конкретных шагов", диверсификация, форсирование, индикативный план, программа государственных инвестиций, глобальная трансформация, «Стратегия 2030», модернизации экономики, государственный программы и национальные проекты – каждое слово в этом далеко не полном списке стоило миллиарды казённых денег, которых никто не жалел и не считал – речь же шла о повышении благосостояния казахстанцев.
Однако народ, несмотря на заботу, почему-то не богател, а, наоборот, нищал. По официальной статистике 5 процентов населения находятся за чертой бедности, независимые эксперты доказывают, что бедных у нас в пять раз больше. Растут только цены на товары и услуги, зарплаты почему-то остаются едва ли не самыми низкими в мире.
“Очень важно, что общенациональные приоритеты будут дополнены Национальным планом развития. Национальный план развития – это в прошлом аналог Стратегического плана до 2025 года. Таким образом будет утвержден заново Национальный план развития”, – поделился своими традиционно глобальными планами Келимбетов уже в 2021 году.
И страна взяла под козырёк и принялась реализовывать десять национальных проектов. Кстати, без аудита предыдущих так называемых госпрограмм, на нацпроекты первоначально планировалось направить 49 триллионов тенге, но потом вроде бы пересчитали, и сумма слегка сократилась.
“Национальные проекты – это более лаконичное изложения комплекса мер, которые прежде всего фокусируются на достижимости цели, на ее важности, на конкретных этапах реализации и доступности ресурсов”, – рисовал перспективы Келимбетов.
Что в остатке
Надо отдать должное Кайрату Нематовичу, не таким уж и простаком он оказался. Когда в январе президент отстранил его от стратегического планирования, то есть уволил с поста председателя агентства по реформам, Келимбетов остался главным лицом в созданной своими руками империи – управляющим международным финансовым центром «Астана». МФЦА – это попытка номер 2, первая – региональный финансовый центр в Алматы оказалась неудачной. Причин было много, но, печалились недолго, главным виноватым назначили мировой финансовый кризис и начали создавать новый – в столице. Тогда Нурсултан Назарбаев легко отказался от своей идеи сделать Алматы финансовым центром и как только мог поддержал перенос его в Астану.
Почему империя?
Под МФЦА написали конституционный закон, выделили площади на территории ЭКСПО и, как это принято, целевое финансирование из госбюджета.
Цель-то стратегическая, как говорил Назарбаев, Казахстану нужно сохранить лидерство по привлечению иностранных инвестиций и важную роль в привлечении финансовых ресурсов в экономику страны, поэтому свет для МФЦА включили ярко-зелёный, руководство доверили, конечно же, главному экономическому идеологу Келимбетову.
Бизнес на конституции или оффшор по-казахски
При его непосредственном участии Национальный фонд стремительно уменьшался, финансовая система оказалась под жестким прессингом, в результате которого страна пережила три волны девальвации, «Самрук-Казына», придуманный не без участия Келимбетова, породил монополизацию во всех секторах экономики, а создание МФЦА с английским правом – стало верхом экономической мысли и защитой капиталов тех, кому разрешено быть самыми богатыми. Здесь не платят налогов и не подчиняются законам РК, вам это ничего не напоминает? Вы правильно подумали – оффшор!
В отчете о своей деятельности за 2021 год МФЦА сообщает, что выполняет поручение Главы государства о выходе на самоокупаемость. Так согласно документу, участники Центра, а это 1155 компаний из 60 стран мира, выплатили 7 млрд тенге налогов! А это преподносится как достижение, потому что в 2020 перечислено в казну на 32% меньше. А ещё в отчете не без гордости МФЦА сообщает, что сокращает бюджетные заявки. В 2021 году просили 11,8 млрд тенге, а на плодотворную работу в 2022 потребуется всего 9,9 млрд тенге.
Стоит напомнить и об особом английском праве, которое правит балом в МФЦА. Так по отчету центра, общее количество споров, которые разрешены в суде МФЦА и международном арбитражном центре достигло цифры 898. Так почему возникают разногласия, почему их так много, и почему так часто инвесторы обращаются в суд - в отчёте об этом не сообщается, но подчеркивается: МФЦА растёт!