×
498.34
519.72
4.85
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
498.34
519.72
4.85

За десять лет число казахских школ увеличилось всего на четыре

05.10.2021, 16:22
За десять лет число казахских школ увеличилось всего на четыре
Коллаж Ulysmedia

За прошедшее десятилетие число смешанных школ в стране выросло на 339, в то же время казахских всего на четыре, сообщает портал Ulysmedia.kz.

ВПЕРЕДИ СМЕШАННЫЕ ШКОЛЫ

Такую информацию по количеству общеобразовательных школ предоставило Минобразования в ответ на официальный запрос Ulysmedia.kz.

Из таблицы видно, что общее количество школ казахским языком обучения в 2011-2016гг. уменьшилось сразу на 23. Однако с 2016-2017гг. наметился значительный рост - сразу на 27. Итого. за последние десять лет их количество увеличилось всего на четыре.

При этом, за десятилетие в стране существенно сократилось количество русских школ - на 211. В «лидерах» роста - смешанные школы. Каждые пять лет их количество увеличивается примерно на 200.

ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСКИХ ШКОЛАХ ЛУЧШЕ?

Мы спросили экспертов в области образования и языков, что стало причиной подобной тенденции.

По словам Шолпан Кадыровой, экс-руководителя управления образования Нур-Султана, а ныне директора школы «Binom school», причиной увеличения количества смешанных школ может быть давний стереотип.

«В больших городах родители чаще отправляют своих детей в классы с русским языком обучения. Для удобства. Но сейчас, если вы зайдете в любую городскую школу, вы увидите, что учителей начальных классов с казахским языком обучения достаточно. А в русских классах уже чувствуется нехватка кадров. Выпускники не хотят обучаться на учителей начальных классов с русским языком преподавания. Поэтому чтобы найти учителей для преподавания на русском языке, мы вынуждены нанимать студентов четвертого курса», - сказала Шолпан Кадырова.

При этом, эксперт отмечает, что здесь нет вины системы образования, школа отвечают требованиям родителей.

«Сейчас качество обучения в казахских классах и школах хорошее. Больше квот предоставляется выпускникам казахоязычных школ. Все дети пользуются смартфонами, весь потребляемый ими контент на русском и английском языках. Может быть, если увеличить содержание казахоязычного контента, дети повернутся к языку?», - предполагает Кадырова.

НИКТО НЕ ПРОТИВ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

По мнению лингвиста Каната Тасыбекова, комитет по языковой политике страны должен работать с родителями. При этом Тасыбеков отмечает, что сам стал говорить на казахском, когда ему исполнилось 50 лет.

«Люди выучат казахский язык как и я, в пятьдесят? Надо начинать с детского сада. Я не видел ни одного русскоязычного, который не хотел бы отдать своего ребенка в хороший детский сад с казахским языком обучения. Многие хотят обучать своих детей казахскому языку. Любой здравомыслящий человек понимает, что дополнительный язык - большое преимущество», - считает спикер.

По словам Каната Тасыбекова, в Японии раньше не обучали иностранному языку до одиннадцати лет. Эксперт-лингвист, дительное время изучавший этот вопрос настоял, чтобы в японских школах ввели преподавание иностранных языков в игровой форме, именно с начальных классов.

«Вводить изучение любого дополнительного языка, в том числе и казахского надо с детского сада», - считает Тасыбеков.

ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ ПОВЕРНУТЬСЯ К КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ

По словам директора гимназии №90 города Нур-Султан Аятжана Ахметжанова, до 2016 - 2017гг в стране был большой спрос на казахские школы и казахские классы.

«После 2017г. этот показатель снизился. На то есть причины. К примеру, власти обратили внимание на снижение количества русскоязычных школ и сделали все возможное, чтобы возродить оказавшиеся под угрозой исчезновения русскоязычные школы. И политика трехъязычия».

Во-вторых, по словам Ахметжанова, никто не поверит в будущее казахского языка если человек, непосредственно отвечающий за идеологию государства, считает всех, кто просит говорить на казахском «пещерными националистами». Властям надо повернуться к казахскому языкому, самим говорить на казахском, тогда к нему повернется и население.